Слайд 1
Внеурочные самостоятельные экспериментальные работы учащихся по естествознанию, раздел «физика»
Слайд 2Список домашних лабораторных работ
по физике
Тема: Движение и взаимодействие тел
Взаимодействие тел.
Определение плотности куска мыла.
Определение массы и веса воздуха в комнате
Определение потенциальной энергии своего тела при качании на качелях или съезжании с горки.
Третий закон Ньютона.
Звук: продольные волны.
Тема: Строение вещества. Тепловые явления
Конвекция
Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола.
Измерение массы атома алюминия и количества вещества в теле
Наблюдение молекулярного взаимодействия тел.
Измерение средней скорости теплового движения молекул газа
Тема: Электрические явления
Наблюдение явлений статического электричества в быту.
Расчет экономии электроэнергии.
Заставь цвета исчезнуть.
Интерференция в тонких пленках: световые волны в фазе и противофазе.
Слайд 3Правила выполнения домашних лабораторных работ
Самостоятельные экспериментальные работы очень занимательны. Они помогут
тебе лучше узнать окружающий мир. Однако никогда не забывай о мерах предосторожности.
Подготовь все необходимое заранее.
Соблюдай осторожность при работе с горячей водой, мылом, жидкостью для мытья посуды, ножницами, стеклом, и т.д.
По окончании эксперимента убери все приборы.
Результатом выполнения эксперимента является вывод.
Слайд 4Механические явления
Домашняя лабораторная работа № 1
«Взаимодействие тел»
Цель работы: выяснить, как
при взаимодействии тел изменяется их скорость.
Оборудование и материалы: стакан, картон.
Ход работы:
Поставить стакан на картон.
Медленно потянуть за картон.
Быстро выдернуть картон.
Описать движение стакана в обоих случаях.
Сделать вывод.
Слайд 5Механические явления
Домашняя лабораторная работа № 2
«Вычисление плотности куска мыла»
Цель работы:
научиться определять плотность куска мыла.
Оборудование и материалы: кусок мыла, линейка.
Ход работы:
Взять новый кусок мыла.
Прочитать на куске мыла чему равна масса куска (в граммах).
С помощью линейки определите длину, ширину, высоту куска (в см).
Вычислить объем куска мыла: V=a∙b∙c (в см3 ).
По формуле вычислить плотность куска мыла: p=m/V.
Заполнить таблицу:
7. Перевести плотность, выраженную в г/см 3, в кг/м 3
8. Сделать вывод.
Слайд 6
Механические явления
Домашняя лабораторная работа № 3 «Определение массы и веса воздуха
в комнате»
Цель работы: определить массу и вес воздуха в комнате.
Оборудование и материалы: рулетка или сантиметровая лента.
Ход работы:
1. С помощью рулетки или сантиметровой ленты определить размеры комнаты: длину, ширину, высоту, выразить в метрах.
2. Вычислить объем комнаты: V=a∙b∙c (в м3).
3. Зная плотность воздуха, вычислить массу воздуха в комнате: m=р∙V (в кг).
4. Вычислить вес воздуха: Р = mg.
5. Заполнить таблицу:
6.Сделать вывод.
Слайд 7
Механические явления
Домашняя лабораторная работа № 4
«Определение потенциальной энергии своего тела при
качании на качелях или съезжании с горки»
Цель работы: вычислить потенциальную энергию своего тела при качании на качелях или съезжании с горки.
Оборудование и материалы: сантиметровая лента или линейка
Ход работы:
Определить с помощью ленты высоту качелей над землёй (покоятся).
Определить массу вашего тела.
Вычислить потенциальную энергию вашего тела, находящегося на покоящихся качелях Ep1 = mgh1.
Отклонить качели, определить высоту над землёй h2.
Вычислить потенциальную энергию во втором случае Ep2 = mgh2.
Заполните таблицу.
Сделать вывод
Слайд 8Механические явления
Домашняя лабораторная работа №5 «Третий закон Ньютона»
Цель работы: продемонстрировать третий
закон Ньютона.
Приборы и материалы: карандаш, бумажный стаканчик объемом 150 мл, 40–50 монеток, кусок веревки длиной 30 см, весы – безмен.
Ход работы:
С помощью карандаша проделайте две дырки в бумажном стакане напротив друг друга, немного пониже его ободка.
Положите в стакан монеты.
Протяните через дырки концы веревки и завяжите их.
Добейтесь, чтобы без груза весы показывали нуль.
Возьмите весы и повесьте на них стакан. Он должен висеть свободно.
Заметьте показания весов.
Объясните, почему стакан тянет весы вниз, так что показание шкалы соответствует весу стакана вместе с монетами.
Слайд 9Механические явления
Домашняя лабораторная работа №6
«Звук: продольные волны»
Цель работы: определить, как частота
возникающего звука зависит от длины колеблющегося тела.
Приборы и материалы: бумажный стакан объемом 270 мл, кусок лощенной бумаги с длиной стороны 15 см, маркер, резинка, динамик, зерно риса.
Ход работы:
Отрежьте дно у стакана. Возьмите бумагу и с помощью тонкого маркера нарисуйте тонкую сетку, состоящую из квадратиков со стороной 1см.
Накройте верх стакана этой бумагой и закрепите её резинкой.
На центральном квадратике нарисуйте крестик.
Поставьте стакан наверх динамика.
Проследите смещение зерна риса в зависимости от громкости звука.
Оцените зависимость между громкостью и энергий звуковой волны.
Слайд 10
МКТ
Домашняя лабораторная работа № 1 «Конвекция»
Цель работы: определить влияние температуры воды
на движение воздушных масс.
Приборы и материалы: литровая банка, холодная и горячая вода, 4 кубика льда, ложка, кофейная чашка, пищевой краситель, пипетка.
Ход работы:
Наполните банку холодной водой наполовину.
Положите в банку кубики льда.
Ложкой перемешайте воду, чтобы она быстрее охладилась.
Наполните чашку на четверть горячей водой.
Добавьте в горячую воды 10 капель красителя. Размешайте воду.
Наберите в пипетку горячей окрашенной воды.
Опустите пипетку в банку с холодной водой, не касаясь поверхности.
Медленно выжмите воду из пипетки. Понаблюдайте за тем, как вода из
пипетки будет распространяться в банке с холодной водой.
Повторите ваши действия из пункта 7 четыре раза.
Понаблюдайте за тем, как будет меняться картина в банке с водой.
Опишите, как распространяется окрашенная вода и сделайте вывод о распространении тепла в жидкости.
Слайд 11МКТ
Домашняя лабораторная работа №2
«Вычисление силы с которой атмосфера давит на
поверхность стола?»
Цель работы: определить от чего зависит сила, действующая со стороны атмосферы на стол.
Оборудование и материалы: сантиметровая лента.
Ход работы:
С помощью рулетки или сантиметровой ленты вычислить длину и ширину стола, выразить в метрах.
Вычислить площадь стола:S=a∙b
Принять давление со стороны атмосферы равным Рат=760мм рт. ст. перевести в Па.
Вычислить силу, действующую со стороны атмосферы на стол:
P=F /S F=P∙S F=P∙a∙b
Заполнить таблицу.
Сделать вывод.
Слайд 12МКТ
Домашняя лабораторная работа №3
«Измерение массы атома алюминия и количества вещества в
теле»
Оборудование:1) весы с гирями;2)брусок алюминиевый размером 40х25х8 мм;3) таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Цель работы- измерить массу атома алюминия и закрепить понятия: моль, количество вещества, молярная масса, относительная молекулярная (или атомная) масса и постоянная Авогадро.
Ход работы.
1.Измеряем массу алюминиевого бруска с помощью весов:m= 21,6*10-3 кг.
2.Из таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» находим относительную молекулярную массу алюминия : Mr=27
3.Зная числовое значение атомной единицы массы атомаmoс/12= 1,995*10-26кг/12= 1,6625 *10 -27 кг ,вычисляем массу атома алюминия : mo= moc/12 Mr= 1,6625*10-27кг* 27 = 44, 8875*10 -27 кг.
4.Вычисляем молярную массу алюминия М=mo* Na= 44, 8875* 10-27кг *6,02 *10 23 моль-1= 27,02 *10-3кг*моль -1.
5.Вычисляем количество вещества в алюминиевом бруске.
Слайд 13МКТ.
Домашняя лабораторная работа № 4 «Наблюдение молекулярного взаимодействия тел»
Оборудование: 1)
пластинки стеклянные размером 75х25х1 мм – 2шт;2) стакан низкий с водой ;3) лист бумаги.
Цель работы: убедиться в существовании сил молекулярного взаимодействия в твердых и жидких телах.
Ход работы
1. Сначала на опыте обнаруживаем силу притяжения между молекулами стекла. Для этого стеклянные пластинки тщательно протираем бумагой , складываем и сжимаем для того, чтобы увеличить число точек соприкосновения.
2. Затем верхнюю пластинку приподнимаем за выступающий край и убеждаемся, что пластинки «прилипли» друг к другу.
3. После этого одну из пластинок смачиваем водой. Наблюдая капли воды, повисшие на пластинке, убеждаемся в наличии сил притяжения между молекулами воды и между молекулами воды и стекла.
4. Работу завершаем наблюдением слипания двух стеклянных пластинок, смоченных водой.
5. Опишите наблюдения. Сделайте вывод.
Слайд 15Электрические явления
Домашняя лабораторная работа №1
«Наблюдение явлений статического электричества в быту»
Цель
работы: пронаблюдать явление статического электричества.
Оборудование и материалы: воздушный шар, две пластмассовые ручки, вата, кран с водой.
Ход работы:
Надуйте воздушный шарик и потрите его о шерстяной свитер или ковёр.
Встаньте перед зеркалом и поднесите шарик к волосам.
Отрегулируйте кран так, чтобы из него текла слабая, но ровная струя воды.
Осторожно поднесите шарик к струе.
Обвяжите пластмассовую ручку нитью и повесьте её так, чтобы она свободно вращалась.
Потрите вторую ручку о шерсть. Поднесите к первой.
Опишите наблюдения.
Сделайте вывод.
Слайд 16Электрические явления
Домашняя лабораторная работа №2
«Расчёт экономии электроэнергии»
Цель работы: научиться вычислять
электроэнергию за месяц, при этом экономя ее.
Оборудование и материалы: счётчик электроэнергии.
Ход работы:
Рассмотрите счётчик электроэнергии в квартире.
Запишите утром показания счётчика.
Запишите вечером показания счётчика.
Вычислите электроэнергию, затраченную за день (кВт).
В течение следующего дня постарайтесь экономить электроэнергию: выключайте лампы, телевизоры и т.д.
Снимите показания счётчика утром и вечером.
Вычислите стоимость электроэнергии.
Вычислите стоимость сэкономленной электроэнергии за месяц.
Сделайте вывод.
Слайд 17Электрические явления
Домашняя лабораторная работа №3
«Заставь цвета исчезнуть»
Цель работы: наблюдение разложение
белого света в спектр.
Оборудование и материалы: белый картон, ножницы, карандаш, циркуль, кисть, краски.
Ход работы:
Нарисуйте циркулем на картоне окружность.
Разделите круг на шесть равных секторов.
Раскрасьте сектора красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, синим, фиолетовым цветом.
С помощью ножниц вырежьте круг.
Проткните центр круга карандашом, чтобы получился волчок.
Раскрутите волчок.
Опишите наблюдения.
Сделайте вывод.
Слайд 18Электромагнитные явления
Лабораторная работа №4
«Интерференция в тонких пленках: световые волны в фазе
и противофазе»
Цель работы: наблюдать интерференцию в тонких пленках.
Приборы и материалы: непрозрачная миска, вода, настольная лампа, бесцветный лак для ногтей.
Ход работы:
Наполните миску водой на три четверти.
Поставьте миску рядом с лампой, но не прямо под ней.
Подержите кисточку от лака над миской и дождитесь, чтобы на поверхность воды упала одна капля лака.
Включите лампу и установите ее так, чтоб свет падал вертикально вниз.
Источник света должен находиться на расстоянии 15 см от поверхности стола.
Медленно двигайте миску с водой по направлению к лампе.
Встаньте так, чтобы вы все время могли видеть сверху поверхность воды в миске. Постепенно пододвиньте миску к лампе настолько, чтобы она стояла под самой лампой.
Понаблюдайте за тем, как будет меняться цветовая картина, возникающая на тонкой пленке из лака на поверхности.
Сделайте вывод, почему в миске наблюдаются тонкие цветные полоски в тех местах, где по ней разошелся лак.