Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Ржавитиной Ирины Владимировны,
учителя МБОУ СОШ с. Порез
Унинского района Кировской области имени Г.Ф. Шулятьева
на тему:
«Проект по физике в 7 классе «Силы вокруг нас»
Слайд 2Краткая характеристика жанра работы
Проект нацелен на изучение темы "Силы. Виды сил» " на уроках физики в 7классе по программе и учебнику А.В. Пёрыш-
кина, Е.М. Гутник..
Учебная деятельность учащихся на уроках по данной теме организована в форме выполнения проекта, реализация которого нацелена на обеспечение:
- активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;
-развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков :исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
- формирование умений,непосредственно сопряженных с опытом их при-менения в практической деятельности;
- приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Слайд 3Краткая характеристика образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.
Порез Унинского района Кировской области имени Г.Ф. Шулятьева , в школе обучается 41 ученик начального, среднего и старшего звена.
Созданы все условия, обеспечивающие развитие школьников, реализацию их потенциальных возможностей, что является одной из приоритетных социальных задач государства и общества, ведется учет индивидуальных возможностей и приоритетов школьников, что способствует развитию и стимулированию их творческих достижений. Учащиеся регулярно участвуют и занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах различного уровня ( предметные олимпиады , конкурсы «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Гелиантус», молодежные чемпионаты, социальные проекты и акции и др.)
Слайд 4Цели и задачи работы
Цели:
• Образовательные: углубить и расширить имеющиеся у учащихся
знания о физических явлениях.
• Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность.
• Развивающие: развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
• Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления;
• Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы.
Ожидаемые результаты:
• Повышение интереса к изучению предмета
• Повышение информационного уровня учащихся.
Планируемые результаты
обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут необходимые знания, умения
- личностные: навыки проектной деятельности, пользовательские навыки работы с ПК (текстовый, графический, создание презентации, публикации);
- метапредметные: понимание связи физики с географией и историей, биологией, бытом, транспортом и.
- предметные: ЗУН по теме «Силы в природе», расширение знаний по данной теме;
- умение осуществлять поиск и анализировать различные источники информации, в том числе в сети Интернет.
Слайд 5Актуальность
Одной из важнейших задач современной школы является создание необходимых и полноценных
условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Таким образом, в качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, умение добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Одной из форм учебно - воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является работа над проектами по физике, что имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни.
Темы проектов связаны со школьной программой, выходят за ее пределы и вместе с тем дополнять ее.
В ходе выполнения данного проекта учащиеся знакомятся с понятием сила, виды сил. Акцентируется связь изученного материала с практическим применением: на основе теории и эксперимента объясняются условия падения всех тел на Землю, движение планет вокруг Солнца, определяются границы действия сил, что такое вес и чем он отличается от силы тяжести, рассматривается вопрос о силе тяжести на других планетах.
Межпредметные связи реализуются путём интеграции с географией и историей: рассматривается принцип полета птиц, изучается история открытия силы всемирного тяготения, даются исторические сведения про ученых Ньютона и Кулона .На различных этапах проекта учащиеся работают в группах и индивидуально, что способствует созданию атмосферы сотрудничества , развитию навыков общения и взаимодействия в малой группе, развитию навыков анализа и самоанализа.
Слайд 6Основное содержание
Продолжительность проекта:
8 уроков .
Образовательные стандарты:
Сила тяжести, Закон Гука и виды
деформаций. Сила трения и от чего она зависит.
Проблемные вопросы
Какие знания о силах помогут нам в будущем?
Какая классификация сил существует?
Почему яблоко ,оторвавшись от ветки падает вниз?
Почему мы не падаем с планеты Земля?
Почему не развязываются шнурки?
Почему мы можем высоко подпрыгнуть на батуте?
Планируемый конечный результат:
Отчет учащихся, сообщения, презентации.
Этапы работы:
1-й этап: Погружение в проект.(1 урок)
2-й этап: Сбор информации.( Самостоятельная работа)
3-й этап: Анализ и синтез информации.( 2 урок).
4-й этап: Подготовка к презентации.(самостоятельная работа)
5-й этап: Презентация результатов
Слайд 7Цели проекта
Теоретическая часть:
1.Вывод формул
Экспериментальная часть проекта:
1.Доказать, что существует сила тяжести, вес
тела, сила упругости и сила трения.
2.Выяснить факторы, от чего эти силы зависят.
Поисковая часть проекта:
Почему мы не падаем с планеты Земля в космос? Сила притяжения на других планетах.
Открытие Ньютоном силы всемирного притяжения. Практическое применение силы трения.
Задачи
1. Усвоить понятие силы,
2. Совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, к числу которых относятся:
- наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение,
- навыки поиска информации,
- навыки самостоятельной работы,
- умение построения логических цепочек и формирования выводов.
3.Показать практическую значимость физики.
Слайд 8Особенности реализации проекта
Постановка задачи ученикам
(Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе
с учениками)
Направляющие вопросы:
Основополагающий вопрос :
Существует ли физика вокруг нас?
Проблемные вопросы:
Только ли к Земле притягиваются тела?
• Связь между массой тела и силой, с
которой это тело притягивается Землей.
Всегда ли вес тела равен силе тяжести?
• Изучение силы трения.
Учебные вопросы:
1.Что такое сила и чем характеризуется результат
действия силы?
2. Что мы знаем о силе тяжести, весе тела и силе
упругости.
3. Чем вредна и полезна сила трения.
В ходе работы использовался метод – эвристическая
беседа.
Ход выполнения проекта
(Последовательные этапы, шаги, занятия с указанием их продолжительности.
Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками).
Слайд 91-й этап: Погружение в проект.(1 урок)
Учитель задаёт учащимся вопросы: Зачем нужно
изучать физику? Какие силы существуют вокруг нас? Предлагает в качестве домашнего задания
найти материал о видах сил( дома, на улице, в лесу, в воздухе).
Пронаблюдать( если возможно) эти явления, нарисовать рисунки.
Продумать к какой группе сил относятся выбранные ими силы. Объявляет цель проекта.
2-й этап: Сбор информации.( Самостоятельная работа)
Учащиеся работая дома с учебником, интернетом, дополнительной литературой,
производят непосредственные наблюдения, готовят рисунки «Силы вокруг нас».
3-й этап: Анализ и синтез информации.( 2 урок).
К этому уроку учитель готовит большой лист бумаги с надписью «Силы .Виды сил». Учащиеся готовят и делают сообщения.
4-й этап: Подготовка к презентации.(Самостоятельная работа)
Группа учащихся оформляют презентацию с помощью учителя.
5-й этап: Презентация и отчет учащихся.
Слайд 10Методы и приемы, освоенные учащимися в работе над проектом
наблюдение объектов окружающего
мира, их описание, соотнесение,
- навыки поиска информации,
- навыки самостоятельной работы,
умение построения логических цепочек и формирования выводов.
Принципы оценивания работ при проведении проекта
Оценивается сначала работа каждого ученика, оценивается работа группы. Ученики могут сами оценить своих одноклассников.
Темы исследовательских работ учащихся:
Почему мы не падаем.
Притяжение на других планетах.
«Вредное» или «полезное» трение.
Слайд 11 Для оценки эффективности и результативности решения задач,
определяемых программой проекта, предлагается система
показателей
результативности:
самооценивание хода и результата работы ,
удельный вес численности учащихся, вовлеченных в
проектную деятельность;
повышение качества знаний обучающихся;
рост объема проектных работ.
Методы диагностики образовательного результата