Слайд 1Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ
формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Корешкова Мария Джановна
____________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
ГБПОУ КАТ№9 г. Москвы
____________________________________________________
Образовательное учреждение, район
Аттестационная работа
На тему:
Методическая разработка лабораторной работы «ОПРЕДЕЛНИЕ И АНАЛИЗ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРЕНИЯ»
Слайд 2Краткая характеристика образовательного учреждения
ГБПОУ КАТ№9 (Колледж автомобильного транспорта №9) города Москвы
- ведущее специализированное учебное заведение Москвы по подготовке специалистов СПО и НПО в области автомобильного транспорта.
Подразделение, в котором я работаю, готовит техников и старших техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Преподаю дисциплину «Метрология, стандартизация, сертификация» студентам 3 курса – общепрофессиональный, сугубо технический предмет, необходимый для полноценного овладения МДК «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», в тесном контакте с преподавателями по ремонту а/м.
Слайд 3формы исследовательской/проектной деятельности
Формально я никакой проектной деятельностью не занимаюсь. Курсового и
дипломного проектирования не веду, общеобразовательных дисциплин, где проектная деятельность по ФГОС-3 должна быть – не преподаю.
Тем не менее, при изучении этого курса, почти как герой Мольера, я обнаружила, что, оказывается, некоторые наши лабораторные и практические работы имеют исследовательский характер или вид краткосрочных проектов. Пример одной такой работы представляю.
Так же я предлагаю студентам (по желанию) сделать мини-исследование на заинтересовавшую его тему и представить его в виде небольшой презентации. Основные требования:
Тема должна быть не только интересной, но и неоднозначной;
Должны быть представлены аргументы «за» и «против»;
Текст должен быть короткий, предельно понятный – и никакой «красоты» не по делу;
Вывод – свой, и в связи с профессией.
Слайд 4«ОПРЕДЕЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРЕНИЯ».
Это последняя лабораторная работа в теме «Метрология»,
она завершает и обобщает теоретически и практически изученный материал. Рассчитана на 4 академических часа (2 пары):
Практическая часть (измерения) и качественный анализ результатов
Количественный анализ результатов, обсуждение и выводы.
Оценки выставляются на основании 3 факторов:
Оценка за технику измерений, выставленная «экспертами»
Оценка, предложенная бригадиром, отражающая вклад студента в общую работу
Оценка, выставленная преподавателем за работу при анализе результатов.
Слайд 5Технические измерения – обязательный элемент многих работ, выполняемых при ремонте а/м
транспорта.
В отличие от машиностроительного производства, в автосервисах точность и достоверность измерений – вопрос квалификации, ответственности и добросовестности исполнителей работ и руководителей среднего звена – то есть наших выпускников.
Как повысить точность измерений при недостатке опыта?
Обоснование актуальности
Слайд 6Преподавателя (обучающие)
Повторить и закрепить приемы и методы измерений
Закрепить теоретические представления о
измерениях, видах погрешностей, их причинах, методах минимизации систематических и случайных погрешностей;
Показать, как можно оценить качественно достоверность измерения;
Ознакомить с понятием «нормальное распределение», показать, как оно проявляется (качественно).
Студента
Изучить характер и причины погрешностей измерений, способы их доступного качественного определения и минимизации.
ЦЕЛИ РАБОТЫ:
Слайд 7А так же
Умение оценивать и сопоставлять, критически относится к результатам своего
труда,
Умение работать в команде, на общий результат;
Умение оценивать, организовывать эффективную работу других
Слайд 8ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Многократно измерить размер детали разными приборами, используемыми при ремонта а/м.
Качественно
оценить и количественно проанализировать полученные результаты;
Выявить характер и причины погрешностей измерения и проанализировать их;
Сформулировать доступные способы оценки достоверности измерений и повышения их точности.
Слайд 9Анализ теоретической информации;
Технические измерения (сбор) и систематизация результатов;
Анализ результатов и
обобщение, принятие решений. При поиске способов уменьшения влияния случайных и систематических погрешностей – метод мозгового штурма.
Работа с аудиторией происходит в 3 формах:
Фронтальная (постановка целей, задач, инструкции и т.п.) на начальном этапе и формулировка промежуточных задач и обобщение.
Работа в малых группах, самостоятельная;
Самостоятельная работа дома, в том числе с Интернетом.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
Слайд 10Гипотеза
С точки зрения неспециалиста
Результат измерений (без грубых ошибок) – однозначен;
Точность
измерений почти целиком зависит от погрешности средства измерения и квалификации;
С точки зрения метрологии
Результат измерений – величина случайная;
Точность измерений зависит от множества причин, и погрешность средств измерений – только одна из них;
Есть способы, позволяющие повысить достоверность не достаточно точных измерений
Слайд 11Практическая (лабораторная) часть
Группа разбивается на 3 бригады. В каждой выбирается бригадир
и два «эксперта». Каждая бригада должна собрать и настроить инструмент, организовать измерение одного и того же размера минимум 20 раз разными студентами и обработать результаты измерения.
Каждый студент выполняет по 1 измерению каждой детали, записывает результат в таблицу в своей тетради и сводную таблицу на доске. 2 «эксперта» (из двух других бригад) заносят результаты измерений в протокол и ставят оценку за технику.
Слайд 12Аналитическая часть
Анализ результатов.
Выполняется бригадой, совместно.
Если есть значения измерений, намного выбивающиеся
из ряда и свидетельствующие о грубой ошибке, отметить их. Если они встречаются 1-2 раза, можно сразу отбросить их за недостоверностью. В протоколе измерений выделить наибольшее и наименьшее значение, рассчитать диапазон разброса размеров и разделить на 6-9-12 интервалов.
Слайд 13Строим кривую зависимости числа измерений в каждом интервале
По ней определяем
характер распределения, влияние преимущественно случайных погрешностей или характерных систематических.
По графику устанавливаем наиболее вероятный действительный размер и сравниваем его с Х ср; определяем наибольшую погрешность измерения и сравниваем ее с предельной погрешностью для этого средства измерения и инструментальной погрешностью
Диапазон разброса размеров делится на 3 равных части и подсчитывается, сколько результатов попало в центральную 1/3 и 2/3 интервала.
Сравниваем с нормальным:
Сколько % измерений попали в нормативную погрешность?
Слайд 14Анализ результатов и выводы
По результатам анализа надо ответить на вопросы:
Сколько процентов
измерений (без явных грубых ошибок) попали в допустимую погрешность?
Какова доля погрешности СИ в общей?
Можно ли утверждать, что погрешность СИ непременно обеспечит большую точность измерения? Какие причины систематических погрешностей выявлены?
Можно ли утверждать, что однократное измерение достоверно?
Как можно уменьшить влияние систематических погрешностей на достоверность результата?
Как можно снизить влияние случайных погрешностей?
Ваши предложения по повышению точности и достоверности измерений вами (в рабочих условиях).
Слайд 15Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности автора.
Когда-то обучение
в техникумах было основано на тех же принципах, что и в технических ВУЗах. Раньше студенты СПО выполняли за время учебы 4 курсовых проекта: 2 курс – техническая механика, 3 курс – техническое обслуживание а/м, 4 курс – ремонт а/м и экономика а/т предприятия. Таким образом, дипломный проект, который включал все это, выпускник уже делал свободно и осознанно, занимаясь именно разработкой темы. Теперь, по ФГОС-3, курсовой проект первый и единственный, на 4 курсе – по техобслуживанию и ремонту. И дипломники массово не успевают его защитить и застревают с дипломами. Они просто не научились делать проект, не готовы к самостоятельной работе. Может, не надо было рушить старое?
Слайд 16Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности автора.
Я не
вижу возможности проводить полномасштабные проекты по своему предмету. Его специфика такова, что проект конструкторского или технологического характера ребята не сделают – уровень подготовки слабоват, и это для них не первоочередные компетенции. Дай бог качественно научить тому, чему надо! Работу со сбором информации, с теорией давать смысла нет – или это будет профанация, или издевательство над ними. Лабораторные, практические работы, по школьным меркам, являющиеся краткосрочными проектами, провожу и проводить буду, но заставлять ребят их оформлять, как проект – не стану.
Раньше я преподавала автомобильные эксплуатационные материалы. Там исследования реферативного, социологического, экспериментального характера были и возможны, и интересны. Сейчас я не могу это делать, только лабораторные веду.
Вот принес мне юноша моторное масло из «Ашана» за 60 рублей литр : «ЭТО что? Давайте исследуем!» «Паленый бензин», присадки-добавки… Но, уверена, если я предложу оформлять им по всей методике проект, воспримут это как бессмысленную работу. Да, кстати, я по программе и права на это не имею.