Слайд 1Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Программа повышения квалификации
«Проектное управление»
Тема 5
«Управление стоимостью и поставками в проекте»
Владимир, 2017
Слайд 2Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Управление стоимостью
и финансированием проекта (Project Cost and Finance Management) — раздел управления проектами, включающий процессы, необходимые для формирования и контроля выполнения утвержденного бюджета проекта.
Слайд 3Цель занятия:
Как определить стоимость и эффективность проекта?
Что такое смета и какую
информацию она дает менеджеру проекта? Виды смет.
Что такое бюджет проекта и почему его часто превышают? Как разработать реалистичный бюджет проекта?
Как организовать эффективный контроль стоимости в проекте?
Что такое метод освоенного объема и зачем он нужен?
Управление поставками в проекте
Слайд 4Как определить стоимость проекта?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И
ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ
основываются на методологии, широко применяемой в современной международной практике, и согласуются с методами, предложенными UNIDO (организация объединенных наций по промышленному развитию) – для развивающихся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований, содержат систему показателей, критериев и методов оценки стоимости и эффективности инвестиционных проектов в процессе их разработки и реализации, применяемых на различных уровнях управления инвестиционным проектом.
Основные принципы:
моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;
учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проекта, влияния реализации проекта на окружающую природную среду и т.д.;
Слайд 5определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат с ориентацией
на достижение требуемой нормы дохода на капитал или иных показателей;
приведение предстоящих разновременных расходов и доходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде (концепция временной стоимости денег);
учет влияния инфляции, задержек платежей и других факторов, влияющих на ценность используемых денежных средств;
соответствие принципам концепции устойчивого развития;
учет неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта (критерий Гурвица, Лапласа, модель Монте Карло).
Слайд 6Концепция устойчивого развития
Концепция устойчивого развития объединяет в себе три основных аспекта:
экономический,
социальный,
экологический.
Оценка социальных результатов проекта предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека.
Слайд 7 В процессе разработки проекта производится оценка его финансовых, социальных и
экологических последствий, а также затрат, связанных с социальными мероприятиями и охраной окружающей среды.
Слайд 8Методы оценки инвестиционных проектов можно подразделить на две группы:
динамические или методы
дисконтирования, основанные на принципе дисконтирования денежных потоков (ДДП) – то есть учитывающие различную ценность денег во времени;
простые или статические методы, не учитывающие принципа стоимости денег во времени.
К динамическим показателям одноименных методов оценки эффективности инвестиционных проектов относятся:
Чистая текущая стоимость NPV (Net Present Value), ЧДД
Внутренняя норма рентабельности IRR (Internal Rate of Return), ВНД
Индекс прибыльности PI (Profitability Index), ИД.
Динамический срок окупаемости DPP (Discounted Payback Period).
К статическим показателям относятся:
Простой срок окупаемости PP (Payback Period). Бухгалтерская норма доходности ARR (Accounting Rate of Return).
Слайд 9Основные инвестиционные показатели проекта
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками
в проекте
Слайд 10Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются
как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и / или о государственной поддержке проектов.
С учетом экологических требований, направленному, в том числе, на минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду.
YT – стоимостная оценка экологических последствий за расчетный период
Величина параметра YT отражает стоимостную оценку суммарных потерь, обусловленных ухудшением окружающей среды в результате реализации инвестиционного проекта, включая ущерб, причиненный сельскому и лесному хозяйству, фауне и флоре, медико-биологические последствия и т.д.
При этом большинство составляющих YT могут быть получены исключительно в виде экспертных оценок.
Слайд 11Практическое задание
Проект требующий инвестиции 250 млн. руб. предполагает получение годового чистого
дохода в размере 50 млн. руб. на протяжении 5 лет в оптимистическом варианте и получение годового чистого дохода в 25 млн. руб. в пессимистическом сценарии.
Оцените инвестиционную привлекательность проекта, если ставка требуемой доходности (альтернативных вложений) на всем протяжении реализации проекта составляет 25%.
Рассчитать NPV - чистую приведенную стоимость проекта с учетом риска.
Слайд 12Определить инвестиционную привлекательность проекта, если известно потребность в инвестициях в проект
3 млн. руб.,
стоимость заемных средств 20%,
начало отдачи проекта (чистый доход - прибыль) в конце второго года с момента начала инвестирования в размере 500 тыс. руб.,
каждый последующий год в течение 5 лет средний чистый годовой доход составляет 600 тыс. руб.
Слайд 13Что такое смета и какую информацию она дает менеджеру проекта?
Виды
смет
Смета — документ, содержащий список затрат проекта, полученных на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен, структурированный по статьям..
Слайд 14Оценка стоимости
Estimate Costs
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в
проекте
Слайд 15Для повышения эффективности системы управления затратами проекта в концепции управления стоимостью
и финансированием проекта желательно четко определить:
политику оплаты работ (предоплата, оплата по факту и др.);
политику оплаты счетов (в день получения, в течение определенного срока и др.);
принципы списания затрат на рабочую силу, материалы и комплектующие;
принципы учета затрат в проекте;
принципы оплаты работ при привлечении субподрядных организаций;
взаимосвязь графика выполнения работ и списания затрат на рабочую силу и оплату механизмов.
Слайд 16Стоимостная оценка плановой операции
Стоимость использования трудовых ресурсов на все время операции
Стоимость
необходимых материальных ресурсов
Резерв (средства на непредвиденные обстоятельства)
Стоимость плановой операции
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 17В проектном менеджменте можно выделить четыре типа оценок:
грубый порядок величины —
стоимостные ожидания проекта, находящегося на фазе замысла или идеи;
порядок величины — предположения стоимости проекта, рассчитанные в бизнес-плане или аналогичном документе;
бюджетная оценка — оценка стоимости проекта, полученная на основе данных, предоставленных поставщиками и исполнителями работ;
точная — оценка стоимости, включаемая в бюджет при определении окончательной плановой стоимости проекта перед переходом к фазе реализации.
Слайд 18Оценка стоимости
Диапазоны точности оценок
Оценка стоимости — итеративный процесс получения примерных данных
о стоимости работ и ресурсов. Оценки могут уточняться по ходу проекта. Допустимая погрешность оценок зависит от назначения получаемых данных и от фазы проекта.
+50%
+15%
+5%
-50%
-15%
-5%
Грубый порядок величины
Приблизительная оценка
Окончательная
оценка
Порядок величины
+35%
-35%
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 19В смету инвестиционных (первоначальных ) затрат включают:
Стоимость проектно-изыскательских работ
Плату за землю
СМР
Оборудование
Транспорт
ПО
Работы
по монтажу оборудования
Технологии
Патенты, лицензии, товарные знаки
Затраты на преодоление отрицательных экологических, социальных и других последствий реализуемого проекта
Пусконаладка
Прирост оборотных средств
Слайд 20В смете текущих затрат обычно выделяют:
прямые затраты (расходы);
накладные (косвенные) затраты
Прямые затраты
— расходы, непосредственно связанные с производством продукции, работ проекта; производственные расходы, включаемые в себестоимость продукции, в прямые издержки производства. Они включают:
затраты на оплату труда;
затраты на материалы и оборудование;
иные расходы, связанные с выполнением работ.
Слайд 21Накладные расходы (косвенные затраты) — расходы, сопровождающие, сопутствующие основному производству, но
не связанные с ним напрямую, не входящие в стоимость труда и материалов. Накладные расходы не могут быть привязаны к какой-то конкретной работе, конкретному результату. Они относятся ко всему проекту в целом. Это затраты на:
содержание и эксплуатацию основных средств;
управление, организацию, обслуживание производства;
командировки;
обучение работников.
Слайд 22Классификация смет По содержанию сметы подразделяют на:
локальные;
объектные;
сметы на отдельные виды затрат;
сводные
(сводный сметный расчет).
Локальная смета — первичный документ, содержащий расчеты и оценки стоимости конструктивных элементов и видов работ по проекту в текущих или прогнозных ценах.
Слайд 23Объектная смета — документ, содержащий расчеты и оценки стоимости по объекту
(объектам) в целом в базисных или текущих ценах.
Цена базисная — цена товара стандартного качества, на основе которой устанавливается цена товара более высокого и низкого качества, например в случае, когда свойства фактически поставленного товара отличаются от оговоренных в контракте.
Цена текущая — цена или тариф, действующие в данный период времени (могут быть оптовые, закупочные, розничные, цены и расценки в строительстве, тарифы и цены на услуги, оказанные предприятиям, организациям, населению).
Слайд 24По итогам разработки объектной сметы проекта команда управления проектом и заказчик
могут получить показатели единичной стоимости объекта:
стоимость 1 кв. м площади (например, жилой или офисной);
стоимость 1 куб. м объема (например, возводимой конструкции);
стоимость 1 м длины (например, инженерных коммуникаций);
нормативная трудоемкость;
сметная заработная плата.
Слайд 25Сводный сметный расчет — основной документ, определяющий стоимость проекта, обобщающий данные
локальных и объектных смет и смет на отдельные виды затрат, в базисных и текущих ценах или в базисных и прогнозных ценах.
В сводном сметном расчете происходит суммирование и сведение воедино данных локальных и объектных смет до уровня всего проекта. В итоговый сметный расчет включаются данные смет на отдельные виды затрат.
Слайд 27Инструменты и методы стоимостной оценки
Методы стоимостной оценки зависят от вида и
фазы конкретного проекта, квалификации экспертов и других факторов.
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 28Определение ставок стоимости ресурсов в
Mf Project
Проектное управление. тема 5. Управление
стоимостью и поставками в проекте
Слайд 29Параметрическая оценка
– это метод, при котором используется статистическая зависимость между
стоимостью операции и другими переменными (параметрами), полученная на основе анализа исторических данных (например, величина площади конструкции в строительстве, количество строк в коде программы, количество часов рабочего времени).
Опытным путем рассчитывается стоимость одной единицы объема работ. Например, стоимость строительства 1 кв. м жилья, 1 часа работы эксперта и др.
При расчете стоимости используются различные формулы, а для расчета стоимости полного объема работ исходят из стоимости отдельной единицы объема работ.
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 30Метод оценки «сверху вниз»
применяется в условиях отсутствия детальной ИСР, нехватки информации
о ресурсах и материалах, необходимых для реализации работ.
Сначала дается укрупненная оценка всего пакета работ, а затем она детализируется и декомпозируется на отдельные элементы (по работам, исполнителям и др.).
Метод имеет право на жизнь на ранних этапах проекта, когда выполняется оценка его жизнеспособности и непонятно, следует ли расходовать ресурсы на более детальное планирование и оценку.
Слайд 31Оценка по аналогам
— метод оценки стоимости по аналогии со сходными
работами, выполнявшимися в этом или других проектах.
Метод оценки по аналогам может относиться ко всему пакету работ целиком или использоваться в комплексе с параметрической оценкой, когда имеется информация о выполнении аналогичных работ, но другого объема или в других условиях.
Достоинством метода является возможность получить информацию не только о плановой стоимости анализируемых работ, но и о ее фактической стоимости.
Разница в плановой оценке и в фактической стоимости может дать менеджеру проекта дополнительную информацию для размышления.
Слайд 32Метод анализа предложений исполнителей
следует придерживаться простых правил:
не принимайте первое предложение;
не
принимайте самое дешевое предложение;
не принимайте слишком дорогое предложение;
не используйте стоимость предложения в качестве единственного критерия при принятии решения.
В случае проведения тендера по выбору поставщиков все составляющие предложения анализируются в комплексе. Анализу подвергаются предложенные сроки, критерии качества и иные показатели, а не только цена.
Слайд 33Принципиальными отличиями бюджета от сметы является наличие в бюджете доходной части
и распределение затрат по времени.
Бюджет — это график будущих расходов и доходов проекта.
В инвестиционном анализе используются БДиР — экономическая модель, БДДС — финансовая модель
Что такое бюджет проекта и почему его часто превышают? Как разработать реалистичный бюджет проекта?
Бюджет – утвержденная оценка проекта, любого элемента ИСР или любой плановой операции.
Слайд 34Определение бюджета
Determine Budget
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в
проекте
Слайд 35Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
В случае,
когда проект не предусматривает постинвестиционной фазы, фазы получения прибыли, доходная часть бюджета не разрабатывается.
Смета — документ, который отвечает на вопросы, сколько и за что предстоит заплатить в проекте.
Бюджет к этим вопросам добавляет ответ на вопрос, когда это будет.
Смета накладывается на ось времени, и все платежи распределяются по времени.
При использовании информационных систем бюджетирования и назначении затрат конкретной работе система все остальное делает автоматически.
Слайд 36Базовый план выполнения стоимости
S-образная кривая (S-Curve) – Графическое отображение зависимости от
времени совокупных затрат, трудовых часов или других количественных показателей.
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 37Как организовать эффективный контроль стоимости в проекте?
Контроль стоимости проекта
Разработать бюджет проекта
и обосновать его инвестиционную привлекательность — это половина дела. Выполнить работы проекта и не превысить бюджета — вторая половина задачи.
Менеджер проекта должен выстроить эффективную систему контроля стоимости проекта и обеспечить своевременное выполнение корректирующих действий для минимизации отклонений от бюджета. Выделяют две основные задачи контроля стоимости:
учет фактических затрат;
прогноз будущих затрат.
Применение традиционных методов контроля стоимости часто позволяет решать только первую задачу контроля — учетную.
Слайд 38Управление стоимостью
Control Costs
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в
проекте
Слайд 39Метод освоенного объема (Earned Value Analysis)
это совокупность инструментов, позволяющих измерить,
проанализировать и спрогнозировать значения основных показателей проекта по стоимости, продолжительности и содержанию проекта:
сколько работ выполнено относительно плана;
отстает проект от графика или опережает;
сделано ли то, что должно быть выполнено к отчетной дате;
есть ли отклонения от плана работ по объемным показателям;
являются ли отклонения от графика случайными или это обоснованная тенденция.
.
Слайд 40Управление освоенным объемом
Основные показатели:
Плановый объем (ПО) (PV);
Фактическая стоимость выполненных работ
(ФС) (AC);
Освоенный объем (ОО) (EV);
Отклонение по срокам (от расписания) ОСр = ОО – ПО (SV = EV – PV);
Отклонение по стоимости (ОПС) ОПС = ОО – ФС (CV = EV – AC);
0
5
10
15
20
5 000
Время
10 000
25 000
20 000
15 000
1500
20 000
1600
24 000
Отчетная дата
Затраты
ОСр (SV) = - 5 000
ФС (AC)
ПО (PV)
15 000
ОО (EV)
ОПС (CV) = - 9 000
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 41Анализ измерения эффективности
• Плановый объем (ПО) – это бюджетная стоимость работы,
которая согласно расписания должна быть
planned value (PV) выполнена в результате операции или элемента ИСР к определенному сроку.
• Освоенный объем (ОО) – это указанный в бюджете объем работы, действительно выполненный в
earned value (EV) результате плановой операции или элемента ИСР в течение определенного периода времени.
• Фактическая стоимость (ФС) – это общая стоимость выполнения работы в результате плановой actual cost (AC) операции или элемента ИСР в течение определенного периода времени. Фактическая стоимость по определению и масштабу должна соответствовать тому, что в бюджете определено для планового объема и освоенного объема (например: только прямые затраты рабочего времени, только прямые затраты или все затраты, включая непрямые).
Отклонение по стоимости (ОПС) представляет собой cost variance (CV) разность освоенного объема (ОO) и фактической стоимости (ФС).
Формула: ОПС = ОО – ФС (CV = EV – AC)
Отклонение по срокам (ОСр) представляет собой разность schedule variance (SV) между освоенным объемом (ОО) и плановым объемом (ПО).
Формула: ОСр = ОО – ПО (SV = EV – PV)
Индекс выполнения стоимости (ИВСТ) является cost performance index (CPI) наиболее часто используемым показателем экономической эффективности.
Формула: ИВСТ = ОО/ФС (CPI = EV/AC)
Индекс выполнения сроков (ИВСР) совместно со schedule performance index (SPI) статусом расписания используется для определения прогнозируемой даты завершения проекта, а также иногда совместно с ИВСР используется для оценки прогнозируемых показателей на момент завершения проекта.
ИВСР равен отношению ОО к ПО.
Формула: ИВСР = ОО/ПО (SPI = EV/PV)
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 42Обычно сравнению подвергаются два значения:
плановая стоимость выполненных работ или освоенный объем
(EV — Earned Value);
фактическая стоимость выполненных работ (AC — Actual Cost).
Разница между этими показателями называется отклонением по стоимости (CV — Cost Variance)
Из рисунка видно, что фактическая стоимость выполненных работ (АС) больше плановой стоимости работ (EV) на 4000 руб. В проекте наблюдается перерасход средств на 4000 руб. (CV). Казалось бы, дело плохо. Но принимать подобное решение преждевременно.
Слайд 43Сравнивая освоенный объем и фактическую стоимость, т. е. стоимость по бюджету
и стоимость по факту тех работ, которые уже выполнены, можно определить, нет ли перерасхода средств в проекте.
CV (отклонение по стоимости, Cost Variance) — это разность между освоенным объемом и фактической стоимостью: CV = EV - AC.
Если CV < 0, в проекте имеет место перерасход средств.
Если CV > 0, в проекте имеет место экономия бюджета.
Физический смысл расчета показателя CV — сравнение реально выполненных работ в плановых (бюджетных) и фактических деньгах.
Слайд 44Из рисунка видно, что имеется перерасход бюджета на 4000 руб., однако
совершенно не видно, как выполняется расписание проекта.
Может быть, перерасход средств обусловлен скоростью выполнения?
Может быть, выполнено работ больше, чем запланировано?
Ответ на этот вопрос поможет дать показатель PV — плановый объем и
SV (отклонение по расписанию, Schedule Variance) — это разность между освоенным объемом и плановым объемом.
SV = EV - PV
Если SV < 0, в проекте имеет место отставание от графика выполнения работ.
Если SV > 0, в проекте имеет место опережение графика выполнения работ.
Физический смысл расчета показателя SV — сравнение в плановых (бюджетных) деньгах объема работ, который реально выполнен (EV), и объема работ, который должен быть выполнен согласно графику работ. .
Слайд 45Анализируя отклонение по стоимости CV = -4000 руб., можно утверждать, что
имеется перерасход средств, и это плохо.
Однако, рассматривая значение отклонения по расписанию SV = 5000 руб., можно сделать другой вывод. Действительно, существует перерасход средств в 4000 руб. Но при этом отклонение по расписанию составляет +5000 руб., т. е. выполнено работ больше, чем планировалось.
Учетная функция контроля выполнена. Адекватно проанализирована ситуация, сложившаяся на проекте, и уяснено текущее состояние проекта
Слайд 46Прогноз дальнейшего хода выполнения проекта -вторая и важнейшая составляющая контроля
Какова будет
фактическая стоимость проекта при его окончании?
Сколько денег фактически будет израсходовано в проекте?
Абсолютные показатели CV и SV дают возможность сделать выводы о текущем, мгновенном состоянии проекта. Чтобы понять тенденции и прогнозы, необходимы относительные показатели.
CPI (Cost Performance Index) — индекс выполнения стоимости: относительный показатель, характеризующий эффективность расходования денежных средств в проекте; отношение значений освоенного объема и фактической стоимости.
CPI = EV / AC. индекс выполнения стоимости проекта характеризует стоимостные параметры проекта:
если CPI < 1, в проекте имеет место перерасход средств;
если CPI > 1, в проекте имеет место экономия бюджета.
Слайд 47SPI (Schedule Performance Index) — индекс выполнения расписания:
относительный показатель, характеризующий степень
достижения показателей проекта по объемам работ и выполнения расписания проекта; отношение значений освоенного объема и планового объема.
Индекс выполнения расписания характеризует параметры выполнения расписания и объемов выполненных работ:
если SPI < 1, в проекте имеет место отставание по срокам;
если SPI > 1, в проекте имеет место опережение графика.
SPI = EV / PV.
Слайд 48Для понимания возможностей метода освоенного объема по прогнозированию будущих стоимостных показателей
проекта введем еще несколько понятий.
BAC (Budget At Complete, бюджет по завершении) — плановая стоимость выполнения всех работ проекта, зафиксированная в базовом бюджете проекта. Бюджет по завершении вычисляется в ходе планирования и разработки смет и бюджета проекта.
EAC (Estimate At Complete, оценка по завершении) — расчетная (прогнозная) стоимость выполнения работ проекта, вычисляемая на базе имеющейся фактической информации о ходе проекта и его стоимостных показателях на текущий момент.
Слайд 49Оценка по завершении ЕАС может вычисляться в любой момент проекта.
Для
того чтобы вычислить ее корректное значение, требуется значение фактических затрат в проекте
EAC = AC + ETC
В начальный момент проекта, когда фактических затрат еще нет, оценкой по завершении является значение бюджета по завершении:
EAC = BAC (в момент фиксации базового бюджета)
ETC (Estimate To Complete, оценка до завершения) — прогнозное значение стоимости выполнения оставшихся работ проекта от момента анализа до окончания проекта. Вычисление оценки до завершения и является главной задачей менеджера проекта при прогнозировании стоимостных его показателей. Обладание значением оценки до завершения делает расчет оценки по завершении технической задачей.
Слайд 50Прогнозирование стоимости
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 52Процессы управления стоимостью и связанные с ними инструменты и методы обычно
выбираются на стадии определения жизненного цикла проекта.
Иерархическая структура работ (ИСР) предоставляет структуру для плана управления стоимостью, что позволяет обеспечить непротиворечие оценок, бюджета и управления стоимостью. Элемент ИСР, используемый для учета стоимости проекта, называется контрольным счетом. Каждому контрольному счету присваивается уникальный код или номер (-а), который непосредственно связан с системой бухгалтерского учета исполняющей организации.
Контрольные пороги. Для мониторинга выполнения стоимости могут определяться пороги отклонений, что позволяет установить заранее согласованную величину допустимого отклонения, прежде чем будут предприняты некоторые действия. Пороги обычно выражаются в отклонении от базового плана, выраженном в процентах.
Правила измерения исполнения. Устанавливаются правила измерения исполнения в соответствии с управлением освоенным объемом.
Слайд 53Например, план управления стоимостью может:
определять ИСР и точки, в которых будет
проводиться измерение контрольных счетов;
устанавливать методы измерения освоенного объема (например, взвешенные контрольные события, фиксированные значения, процент выполнения и т. д.);
форматы отчетности. Определяются форматы и регулярность составления разнообразных отчетов о стоимости.
описания процессов. Документально фиксируются описания каждого из трех процессов управления стоимостью.
Слайд 54УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ ПРОЕКТА
PROJECT PROCUREMENT MANAGEMENT
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и
поставками в проекте
Слайд 55Управление закупками проекта
Project Procurement Management
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и
поставками в проекте
Слайд 56Планирование закупок
Plan Procurement
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками
в проекте
Слайд 58План управления закупками
План управления закупками содержит описание управления закупками, начиная от
разработки документации по закупкам и до закрытия проекта.
Может включать следующие разделы:
Используемые виды контрактов
Кто будет готовить независимые оценки
Что может команда проекта сделать самостоятельно, если в компании имеется отдел поставок, контрактов или закупок
Стандартизованные контрактные документы
Управление несколькими поставщиками
Ограничения и допущения
Координация графика поставок с разработкой расписания проекта
Отслеживание и согласование решений «производить или покупать»
Установление сроков контракта, сроков сдачи результатов поставки
Определение необходимости гарантий, страхования, снижения рисков
Осуществление выбора продавцов
Определение метрик поставок для управления контрактами и выбора продавцов
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 59Типы контрактов
Контракты с фиксированной ценой FFP (Firm Fixed Price)
Контракты с
возмещением затрат
Контракт с возмещением затрат плюс вознаграждение CPF (Cost-Plus-Fee)
Контракт с возмещением затрат плюс процент от затрат CPPC (Cost-Plus-Percentage of Cost)
Контракт с возмещением затрат плюс фиксированное вознаграждение CPFF (Cost-Plus-Fixed-Fee)
Контракт с возмещением затрат плюс вознаграждение за результаты CPIF (Cost-Plus-Incentive-Fee)
3. Контракт типа «Время и материалы» T&M (Time and Materials)
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 60Контракт с фиксированной ценой
FFP (Firm Fixed Price)
Самый распространенный тип
контракта.
В контракте фиксируется цена, за которую Подрядчик обязуется выполнить работу или оказать услугу. В процессе реализации проекта цена не изменяется. Прибыль Подрядчика определяется как разница между установленной контрактом и конечной ценой.
С точки зрения заказчика
С точки зрения подрядчика
Принимает больший риск.
Для более эффективной работы вынужден снижать стоимость проекта и контролировать ее изменение.
Наиболее приемлем.
Минимальный риск.
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 61Контракт с возмещением затрат плюс
процент от затрат CPPC (Cost-Plus-Percentage of
Cost)
Платежи по контракту дополнительно включают в себя выплату определенного процента от цены в качестве прибыли подрядчика.
С точки зрения заказчика
С точки зрения подрядчика
Нет стимула к уменьшению суммы контракта
Менеджер проекта должен жестко контролировать стоимость материалов и трудовых ресурсов
Принимает риски на себя
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 62Контракт с возмещением затрат плюс
фиксированное вознаграждение
CPFF (Cost-Plus-Fixed-Fee)
Платежи по
контракту дополнительно включают в себя выплату фиксированной суммы, рассчитываемой как процент от суммы контракта, в качестве прибыли подрядчика.
С точки зрения заказчика
С точки зрения подрядчика
Риск максимален
Нет стимула к уменьшению суммы контракта, риск минимален
Менеджер проекта должен жестко контролировать стоимость материалов и трудовых ресурсов
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 63Контракт с возмещением затрат плюс
вознаграждение за результаты
CPIF (Cost-Plus-Incentive-Fee)
Платежи по
контракту дополнительно включают в себя выплату вознаграждения плюс бонус за экономию стоимости контракта .
П Р И М Е Р
Первоначаль-ная цена
$10 000
Вознаграждение
$1000
Соотношение долей
80/20
Конечная цена
$8000
Экономия $2000
Итоговая сумма контракта:
$8000 + $1000 + $400 = $9400
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 64Зависимость типа контракта от уровня неопределенности проекта
Вероятность стоимостной оценки
80%
90%
95%
100%
110%
120%
140%
Стоимостная оценка
Проект С
Плохо определенная предметная область. Низкая вероятность 100% реалистичной стоимостной оценки
Проект В Довольно четкое определение предметной области. Средняя вероятность 100% реалистичной стоимостной оценки
Проект А Хорошо определенная предметная область. Высокая вероятность 100% реалистичной стоимостной оценки
+/- 15%: FFP
+/- 25%: CPFF
+/- 50%: CPIF
> 50%: CPPC
Рекомендуемый тип контракта
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 65Осуществление закупок
Conduct Procurement
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками
в проекте
Слайд 66Тендеры
ТЕНДЕР (Tender) – документ с предложением предоставления услуг или осуществления поставки
на конкурсных условиях заказчика.
ТЕНДЕРНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ – комплект документов, содержащий исходную информацию о технологических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов. Включает в себя:
приглашение для участия в торгах
общие сведения об объеме и предмете торгов
техническая часть
коммерческая часть
инструкции оферентам
форма заявки претендента на участие в торгах
условия и порядок проведения торгов
проект договора
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 67Разработка оферты
ОФЕРТА – предложение заключить договор в отношении конкретного предмета торгов
на условиях, определяемых в тендерной документации.
Заявка на участие в торгах
Копия платежного документа
Предложение оферента
(общие сведения о претенденте техническая часть, коммерческая часть)
Банковская гарантия
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 68Система взвешивания
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в проекте
Слайд 69Управление закупочной деятельностью
Administer Procurement
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и
поставками в проекте
Слайд 70Завершение закупок
Close Procurement
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в
проекте
Слайд 71Благодарю за внимание!
Проектное управление. тема 5. Управление стоимостью и поставками в
проекте
Слайд 72Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для
финансирования, утвержденные Министерствами экономики и финансов РФ, Госстроем России № 7 – 12/47 от 31 марта 1994г.
Рекомендации основываются на методологии, широко применяемой в современной международной практике, и согласуются с методами, предложенными ЮНИДО.
UNIDO (организация объединенных наций по промышленному развитию) – для развивающихся стран
по подготовке промышленных
технико-экономических обоснований
и ее электронная версия (COMFAR).
Федеральный Закон «Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных
Вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ