Учет издержек обращения аптечной организации. (Тема 9) презентация

Содержание

ЦЕЛЬ Обучить студентов проведению учета издержек обращения аптечной организации. ПЛАН 1. Общая характеристика, задачи учета издержек обращения. 2. Классификация издержек обращения. 3. Синтетический и аналитический учет издержек обращения.

Слайд 1Дисциплина: Управление и экономика

фармации Тема 9: УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

К.фарм.н., доцент Шопабаева А.Р.,
визитинг-профессор НФаУ, доцент Хименко С.В.
Алматы, 2014


Слайд 2ЦЕЛЬ
Обучить студентов проведению учета издержек обращения аптечной организации.
ПЛАН
1. Общая характеристика, задачи учета

издержек обращения.
2. Классификация издержек обращения.
3. Синтетический и аналитический учет издержек обращения.



Слайд 3Цель любого аптечной организации – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже

время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли.

Одним из основных препятствий к максимизации прибыли в торговле являются издержки обращения, которые являются составной частью текущих затрат предприятия.
Встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).

Слайд 4ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ЗАДАЧИ УЧЕТА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ
Издержки обращения – это затраты, связанные

с обслуживанием процесса обращения.
Существуют два вида издержек обращения.
Первый связан со сменой форм стоимости, с процессом купли-продажи, это так называемые чистые издержки; второй – с продолжением производства в сфере обращения (доработка, расфасовка, упаковка, транспортировка, хранение товаров и др.).
Издержки обращения, торговые наложения и прибыль устанавливаются в плановом порядке в двух показателях: абсолютной сумме и процентах (по уровню) к товарообороту.
В этих же показателях они определяются и в учетно-отчетных данных аптек.
Уровень издержек обращения – это качественный показатель деятельности хозрасчетных аптечных организаций.

Слайд 5Основная задача бухгалтерского учета – систематически контролировать соблюдение сметы издержек обращения,

проверять хозяйственную необходимость и целесообразность затрат, производимых по отдельным статьям и в целом по всем издержкам обращения.

Валовой доход в аптечном хозяйстве образуется за счет торговых наценок и скидок по реализованным товарам аптечного ассортимента и их покупным ценам.

Разность между валовым доходом и издержками обращения составляет прибыль аптечной организации.

Слайд 6РАСХОДЫ (ИЗДЕРЖКИ) – выраженные в денежной форме расходы различных видов экономических

ресурсов (финансовых, сырья, материалов, основных средств, труда и др.) в процессе производства, обращения и распределения фармацевтической продукции и товаров.

РАСЧЕТ, АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ осуществляется в абсолютной величине (в денежном выражении) и по уровню (в % к т/о).

Слайд 7

РАСХОДЫ (ИЗДЕРЖКИ) – выраженные в денежной форме расходы различных видов экономических

ресурсов (финансовых, сырья, материалов, основных средств, труда и др.) в процессе производства, обращения и распределения фармацевтической продукции и товаров.

РАСЧЕТ, АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ осуществляется в абсолютной величине (в денежном выражении) и по уровню (в % к т/о).

Уровень
издержек =


обращения %

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА:

 


Слайд 8
КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ

По экономическому содержанию все расходы аптечных организаций можно разделить

на четыре группы:
издержки обращения, связанные с оплатой живого труда (заработная плата, премии за выполнение производственной программы);
издержки обращения, связанные с материальными затратами (амортизационные отчисления, износ малоценного инвентаря, расходы вспомогательных, строительных материалов, топлива, горючего и т. п.);
расходы по оплате услуг других отраслей народного хозяйства (транспортные, коммунальные, связь и т. п.);
товарные потери (естественная убыль, потери по таре и др.),

Слайд 9КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ (ИЗДЕРЖЕК)
По видам учета
Издержки обращения (внутрихозяйственный управленческий учет)
Бухгалтерский учет (расходы)
Налоговый

учет (валовые расходы)




Для аптеки осуществляющих производственную функцию

Производственные расходы – расходы, связанные с внутриаптечным производством лекарств


Издержки обращения – расходы, связанные с организацией торговой деятельности, приобретением, доставкой, хранением, фармацевтических товаров


В зависимости от степени влияния товарооборота на сумму расходов

Условно- переменные расходы – расходы, размер которых увеличивается или уменьшается в зависимости от изменений величины т/о (з/п персонала при сдельной оплате труда, расходы по таре, списание вспомогательных материалов и др.)

Условно- постоянные (фиксированные) – расходы, размер которых не зависит от Т/О (пример: арендная плата, % кредита банка, затраты на ремонт, З/П административного персонала и др.)




Слайд 10ПО СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ОБЪЕМА ТОВАРООБОРОТА ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ НА УСЛОВНО-ПЕРЕМЕННЫЕ

И УСЛОВНО-ПОСТОЯННЫЕ.
К условно-переменным издержкам относятся расходы, которые в суммовом выражении уменьшаются или увеличиваются с соответствующим изменением товарооборота (заработная плата, транспортные расходы, износ санитарно-гигиенической одежды, малоценного инвентаря, товарные потери и др.). Эти расходы планируются и учитываются в абсолютной сумме и в процентах к товарообороту.
К условно-постоянным издержкам относятся расходы, которые почти не связаны с объемом товарооборота и размер их зависит от ряда других факторов (арендная плата, текущий ремонт, расходы по содержанию помещений и инвентаря, износ основных средств). Эти расходы планируются и учитываются в сум­мовом выражении.

Слайд 11Однако не все издержки обращения формируются непосредственно в аптеках.
Различают децентрализованные

и централизованные издержки обращения и отчисления.
Децентрализованные издержки обращения – это все расходы, производимые непосредственно в самой аптеке (транспортные расходы, заработная плата, текущий ремонт, естественная убыль товаров, арендная плата и т.п.).
Централизованные расходы – это расходы, формирующиеся в вышестоящих звеньях аптечного хозяйства (подготовка кадров, реклама, анализ медикаментов, расходы по содержанию вышестоящих организаций, отчисления, уплаченные аптечным складам). Они покры­ваются за счет хозрасчетных аптечных организаций.

Слайд 12Иногда издержки обращения аптечных организаций группируют на расходы по завозу (железнодорожные,

водные и автогужевые транспортные расходы, почтовые расходы по пересылке товаров и т.п.) и на расходы по реализации товаров (заработная плата, арендная плата, естественная убыль товаров, анализ медикаментов, командировочные и др.).

Слайд 13В ХОЗРАСЧЕТНЫХ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ К ИЗДЕРЖКАМ ОБРАЩЕНИЯ ОТНОСЯТ РАСХОДЫ ПО

СЛЕ­ДУЮЩИМ СТАТЬЯМ:
1. Расходы на железнодорожные, водные и автогужевые перевозки.
2. Заработная плата, основная и дополнительная.
3. Расходы по аренде, содержанию помещений и инвентаря.
4. Расходы на текущий ремонт.
5. Расходы по подработке, упаковке и хранению товаров.
6. Проценты за кредит (сальдо).
7. Потери по таре (за вычетом доходов по операциям с тарой).
8. Убыль товаров в пределах норм.
9. Прочие расходы.
10. Расходы по рекламе.
11. Расходы по подготовке кадров.
12. Расходы по анализу медикаментов и лекарственных средств.
13. Проценты за кредит (сальдо).
14. Отчисления на содержание вышестоящих организаций.
15. Отчисления, уплаченные аптечным складам, базам снабжения.
Статьи 1-9 относятся к децентрализованным расходам,
статьи 10-13 – к централизованным и статьи 14-15 – к отчислениям.

Слайд 15КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ, ФОРМИРУЮЩИХ СЕБЕСТОИМОСТЬ УСЛУГИ


Слайд 16СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ

ОТДЕЛЬНЫХ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОВОДИТСЯ В ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БУХГАЛТЕ­РИЯХ ФИРМЫ.
Синтетический учет предусматривает учет всех расходов аптечной организации, сети фирм в целом, по отдельным статьям. Синтетический учет издержек обраще­ния ведется на счетах по их принадлежности: «Издержки обра­щения предприятий розничной торговли», «Издержки обраще­ния оптовых предприятий» и т.п.
Общая сумма издержек обра­щения по аптечному управлению отражается на счете «Из­держки обращения». По дебету этого счета на протяжении отчет­ного года учитываются суммы произведенных расходов, а по кре­диту суммы доходов, частично возмещающих расходы. Дебе­товое сальдо счета до конца года отражает нарастающий с на­чала года размер издержек обращения.
Однако в месячных, квартальных балансах (отчетах) сальдо этого счета, за исключением расходов по завозу, относящихся к остатку товаров, не прово­дится. Оно относится на счет «Прибыли и убытки» без бухгал­терских проводок.

Слайд 17В УЧЕТЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЖЕНЫ ВСЕ ПРОИЗВЕДЕН­НЫЕ РАСХОДЫ ПО ДАННОМУ

ОТЧЕТНОМУ ПЕРИОДУ.
Расходы надлежит относить на издержки обращения того периода, в счет которого они произведены, независимо от времени их предварительной (например, арендная плата) или последующей (например, пре­мии за выполнение квартального плана) оплаты.
Отдельные за­траты, такие, как затраты по текущему ремонту, возмещение износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, есте­ственная убыль товаров и другие, в отношении которых нельзя точно установить, какого периода они касаются, включаются в издержки обращения в сметно-нормализованном порядке.

Слайд 18Расходы, произведенные в данном отчетном периоде в части, относящейся к будущим

отчетным периодам (расходы по рекла­ме, подготовке кадров, анализу медикаментов и др.), отражаются на счете «Расходы будущих периодов».

Затем ежемесячно соответствующие суммы фактических расходов, учтенные на этом счете, перечисляют по принадлежности на счет «Издерж­ки обращения».

Слайд 19Синтетический учет обеспечивает только контроль за общей суммой расходов. Он не

отвечает требованиям оперативного контроля и управления расходами в аптечной системе с учетом целесообразности и производственной необходимости производимых затрат.

Поэтому наряду с синтетическим организуется аналитический учет издержек обращения в номенклатуре предусмотренных расходов по отдельным статьям в отдельном учреждении, в целом по аптечной сети.

Аптечные организации, находящиеся на самостоятельном балансе, ведут аналитический и синтетический учет издержек обращения самостоятельно.

Слайд 20При этом расходы по отдельным статьям отражается в специальных многоколонных карточках

либо в группировочных ведомостях (табл. 1).


Таблица 1. Ведомость учета издержек обращения аптеки № _______ за 20___ год

Слайд 21По данным группировочной ведомости видно, как распределены расходы аптек по отдельным

статьям, месяцам, кварталам и в целом за год по их сумме.
В централизованных бухгалтериях такой учет целесообразно вести в накопительных ведомостях с группировкой затрат по аптечной сети фирм и по каждой аптеке в отдельности.
Составление ведомостей осуществляют с помощью бухгалтерской оргтехники.
В ведомости вносят данные за месяц и настающим итогом с начала года в дальнейшем. Счетчики вертикального ряда позволяют группировать издержки обращения по статьям расходов горизонтального – по отдельным аптекам, всей сети фирм.

Слайд 22КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ, ФОРМИРУЮЩИХ СЕБЕСТОИМОСТЬ УСЛУГИ


Слайд 23ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗДЕРЖКИ

На величину издержек обращения влияют различные факторы. Изменение

одних приводит к росту затрат, другие способствуют их экономии.

Наиболее значимыми являются:
1. динамика товарооборота;
2. изменение цен на товары аптечного ассортимента;
3. ускорение товарооборачиваемости;
4. изменение производительности труда фармацевтического
персонала и др.

Слайд 24Для измерения влияния динамики товарооборота на издержки обращения сначала делают пересчет

плановых (или базисных) расходов на фактический товаро­оборот.

По переменным статьям издержек считают, что с перевыполнением плана розничного товарооборота про­порционально возрастают их суммы, а уровень остается неизменным - плановым (базисным).

Сумма постоянных издержек не зависит от товарооборота, но их уровень находится в обратной зависимости от товарооборота: с увеличением товарооборота уровень постоянных издержек снижается и наоборот.

Слайд 25Влияние изменения объема товарооборота на сумму переменных расходов определяется как разность

между их пересчитанной и плановой (или базисной) суммами, а на уровень пос­тоянных расходов - как разность между их пересчитанным и плановым (базисным) уровнями.

Для расчета влияния изменения цен на уровень издержек обраще­ния необходимо товарооборот отчетного года пересчитать в цены планируемого года, используя индекс цен.

Разница между уровнями издержек обращения в действу­ющих и сопоставимых ценах показывает влияние ценового фактора.

Слайд 26Ускорение товарооборачиваемости оказывает влияние на ста­тьи издержек обращения, связанные с формированием

и хранени­ем товарных запасов.

Так, ускорение оборачиваемости на один день, например, приведет к высвобождению средств в размере одноднев­ного товарооборота, к сокращению на эту сумму потребности в заемных средствах и вследствие этого к экономии затрат по оплате процентов за пользование ими

Слайд 27Изменение производительности труда влияет на объем рознич­ного товарооборота и через него

— на уровень издержек обращения.

Если при этом рост производительности труда опережает рост сред­ней заработной платы, то обеспечивается относительная экономия по важнейшей статье «Расходы на оплату труда».

На снижение издержек обращения аптечной организации оказывают также влияние эффективность использования внеоборотных активов, применение прогрессивных форм торговли, совершенствование условий поставки товара.

Слайд 28ЛИТЕРАТУРА:
Шопабаева А.Р., А.С. Немченко, С.В. Хименко.  Система учета и отчетности в

аптечных организации Республики Казахстан.-Алматы, 2014.
Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-III. – Астана-Акорда.
Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004. – 720 с.
Косова И.В. Управление и экономика фармации: Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования.- Издательство: Академия (Academia).-2011-384с.
Управление и экономика фармации. Экономика аптечных организаций: Учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования / В.В. Дорофеева, Е.Е. Лоскутова, И.В. Косова, Под ред. В.В. Дорофеева. - 3-e изд., стер. - (Высшее профессиональное образование, Медицина.- 2010
Законодательные и нормативные акты в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Республики Казахстан.
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.02.2013 г.)
Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» Ст.15.1

Дополнительная:
Котлер Ф. Основы маркетинга. – Москва: Прогресс, 1997.
Мескон M., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – Москва: Дело, 2001.
На казахском языке
Арыстанов Ж.М. Фармацияның ұйымдастыруы – Шымкент - 2003, 125 бет
Арыстанов Ж.М. Фармация саласындағы менеджмент негіздері - 2008, 179 бет

Слайд 29ВЕСЬ МИР В РУКАХ МЕНЕДЖЕРА !
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика