Слайд 1Ключ к финансовому просвещению через образование в Ярославской государственной сельскохозяйственной академии
http://vk.com/public61629192
Слайд 2Тема: «Теоретические и методологические основы финансового менеджмента»
Учебные вопросы:
Предприятие как субъект экономических
отношений
Финансы предприятия как экономическая категория
Общие методологические принципы финансов
Основные теоретические концепции финансов
Современные теории финансов
Слайд 4
Учебный вопрос № 1
«Предприятие как субъект экономических отношений»
Слайд 5Предприятие
субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную
на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.
Слайд 6Классификация предприятий как юридических лиц
Слайд 7Классификация предприятий по признакам
Слайд 8Классификация предприятий по признакам (продолжение)
Слайд 9Формирование уставного капитала
Слайд 13
Учебный вопрос № 2
«Финансы предприятия как экономическая категория»
Слайд 14Место корпоративных финансов в финансовой системе РФ
Слайд 15Финансы предприятия
совокупность экономических отношений между различными группами участников по поводу
формирования и использования собственности, опосредованной движением стоимости ценных бумаг.
Слайд 16Группы финансовых отношений между предприятием и внешней средой
1. с кредиторами по
поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты процентов;
2. с поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств;
3. с государством по поводу уплаты налогов, сборов и страховых взносов, а также софинансирования деятельности корпорации за счет бюджетных средств;
4. с финансовыми институтами по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств;
5. с дочерними и материнскими организациями по поводу внутрикорпоративного перераспределения средств;
Слайд 17Группы финансовых отношений внутри предприятия
1. с советом директоров, менеджерами и прочими
работниками по поводу оплаты труда, осуществлении компенсационных и социальных выплат, удержании НДФЛ, начислении страховых взносов;
2. с акционерами по поводу выплаты дивидендов.
Слайд 18Акционерами могут быть
- Юридические и физические лица;
- Внутренние и внешние акционеры;
-
Резиденты и нерезиденты;
- Крупные и мелкие акционеры;
- Частные акционеры и само государство.
Слайд 19Заинтересованные лица сферы корпоративных отношений
Население той территории, где функционирует корпорация.
Общество в
целом.
Слайд 20Взаимосвязь предприятия на товарном и финансовых рынках
1) Чем сильнее позиции
корпорации на товарном рынке, тем более обеспечены её акции и более привлекательны для инвесторов.
2) Если акции корпорации интересны инвесторам, то тем более вероятны возможности у корпорации в размещении новых эмиссий, что позволяет корпорации мобилизовать финансовые ресурсы для своего развития и в конечном счёте усилить свои позиции на товарном рынке.
Слайд 21Функции финансов
1. Регулирование денежных потоков
Цель - обеспечение сбалансированности денежных и материально-вещественных
потоков и формирование финансовых ресурсов, необходимых для осуществления уставной деятельности, выполнения всех обязательств.
Слайд 22Функции финансов
2. Формирование капитала, доходов и денежных фондов
Цель - обеспечение источниками
развития предприятия, его финансовой устойчивости и интересов собственников.
Слайд 23Функции финансов
3. Использование капитала, денежных доходов и фондов
Цель - обеспечение
развития предприятия, интересов трудового коллектива и собственников
Слайд 24Основные принципы финансов
Плановость;
Отсутствие кассового разрыва;
Взаимозависимость финансовых показателей;
Маневрирование;
Минимизация финансовых издержек;
Рациональность;
Финансовая устойчивость;
Эффективное использование
капитала на основе стоимостного подхода.
Слайд 25
Учебный вопрос № 3:
«Общие методологические принципы финансов»
Слайд 26Главное направление КФ связано с функционированием:
рынков капитала;
определением стоимости финансовых активов;
выбором способов
финансирования и инвестирования.
Слайд 27Факторы, влияющие на основной принцип методологии КФ – эффективное применение финансовых
инструментов:
время;
неопределенность;
риск.
Слайд 28Основные предпосылки развития теории КФ в XX веке в западных странах:
1.
формирование основы общей экономической теории;
2. создание индустриальной экономики, в основе которой лежат крупное промышленное производство и акционерная форма собственности;
3. формирование эффективной системы правовых институтов и рыночной инфраструктуры;
Слайд 29Основные предпосылки развития теории КФ в XX веке в западных странах:
4.
возникновение развитой системы национальных и международных рынков и финансовых посредников.
Примечание: Методологические принципы маржинализма послужили основой большинства теоретических концепций КФ.
Слайд 30Наибольший вклад в развитие маржинализма внесли:
Уильям Стэнли Джевонс
(англ. William Stanley Jevons;
01.09.1835,
Ливерпуль, -
13.08.1882,
близ Гастингса) - английский экономист,
статистик и
философ-логик.
Слайд 31
Карл Менгер
(нем. Carl Menger;
23.02.1840,
Нёй-Сандец,
Галиция, Австрийская империя (ныне Новы-Сонч, Польша) -
27.02.1921, Вена, Австрия) - австрийский экономист, основатель австрийской школы.
Слайд 32
Мари Эспри
Леон Вальрас
(фр. Marie-Ésprit-Léon Walras;
16.12.1834, Эврё,
Франция -
5.01.1910, Монтрё,
Швейцария) - французский экономист, лидер лозаннской школы маржинализма.
Слайд 33Черты маржиналистской теории:
равновесный подход;
экономическая рациональность;
предельный анализ;
математизация.
Слайд 34Основные научные школы в области КФ:
1. рыночная (англо-американская)
2. континентальная (европейская)
Слайд 35Рыночная (англо-американская) научная школа:
Цель – максимизация рыночной оценки капитала компании.
Принцип собственника.
Главным лицом является акционер, обеспечивающий предприятие необходимыми финансовыми ресурсами.
Благосостояние акционера зависит от:
1. времени получения доходов;
2. использования заемного капитала;
3. дивидендной политики;
4. ситуации на финансовом рынке.
Слайд 36Континентальная (европейская) научная школа:
Цели:
1. обеспечение требуемой доходности на вложенные средства;
2. выход на мировые рынки;
3. установление новых финансовых зависимостей.
Принцип участника. Кроме акционеров законные права на участие в деятельности компании имеют:
1. финансовые институты;
2. рабочие и служащие;
3. покупатели готовой продукции;
4. поставщики сырья, материалов, услуг.
Слайд 37Принцип участника постепенно трансформируется в принцип максимизации социальной ответственности предприятия.
Вводится
международный стандарт «Социальная ответственность предприятия» (ГОСТ Р ИСО 26000 : 2012 «Руководство по социальной ответственности» дата введения 15.03.2013).
Предприятие постоянно взаимодействует со всеми общественными структурами (профсоюзами, органами местного самоуправления и т.д.).
Слайд 38
Учебный вопрос № 4:
«Основные теоретические концепции финансов»
Слайд 39Неоклассическая теория финансов заложена в первой половине ХХ века:
1. Концепция стоимости
денег во времени (И. Фишер, 1930 г.);
2. Концепция стоимости капитала (Дж. Уильямс, 1938 г.);
3. Концепция денежного потока (Дж. Уильямс, 1938 г.);
4. Концепция взаимосвязи риска и доходности (Ф. Найт, 1921 г.).
Слайд 40Ирвинг Фишер
(англ. Irving Fisher;
27.02.1867,
Нью-Йорк -
29.04.1947,
Нью-Йорк) -
американский
экономист, представитель
неоклассического направления в
экономической науке.
Слайд 41Из концепции стоимости денег во времени вытекает ряд важных следствий:
нельзя сопоставлять
по величине денежные суммы, поступающие в разные моменты времени;
для обеспечения сопоставимости необходимо привести денежные суммы к одному моменту времени (к прошлому или к будущему);
приведение к прошлому моменту времени осуществляется с помощью дисконтирования, а к будущему – путем наращивания.
Слайд 42
Джон Барр Уильямс
(1900 - 15 сентября 1989),
известный американский аналитик, инвестор.
Один из первых в мире экономистов, рассматривавших инвестиции в акции исходя из их “внутренней стоимости”, является основателем и разработчиком
фундаментального анализа.
Слайд 43Концепция стоимости капитала
показывает, что капитал, привлекаемый компанией для финансирования ее деятельности,
не является бесплатным. За его использование приходится платить, причем оплата зависит от формы привлекаемого капитала.
Слайд 44Концепция денежного потока
представляет собой идею применения модели денежного потока для описания
финансовых инструментов, результатов деятельности компаний и других экономических объектов.
Денежный поток можно определить как совокупность денежных притоков и оттоков, поступающих в различные моменты времени.
Слайд 45Фрэнк Хайнеман Найт
(англ. Frank Knight;
7.11.1885, округ Маклин, Иллинойс -
15.04.1972, Чикаго)
американский экономист, разрабатывал теории предпринимательства, неопределенности
Слайд 46Концепция взаимосвязи риска и доходности
заключается в том, что любой финансовый инструмент,
обращающийся на рынке, через рыночные цены обеспечивает держателю некоторую доходность. Чем выше ожидаемая доходность, тем выше риск ее неполучения, и наоборот.
Слайд 47Неоклассическая теория финансов окончательно была сформирована в период 1952-1973 г.
Теория формирования
портфеля (Г. Марковиц, 1952 г.)
Модель оценки капитальных активов (CAMP) (У. Шарп, 1964 г.)
Гипотеза информационной эффективности рынка капитала (Ю. Фам, 1965 г.)
Слайд 48
Гарри Макс Марковиц
(англ. Harry Max Markowitz; род. 24 августа 1927,
Чикаго)
выдающийся американский экономист (Калифорнийского
университета в
Сан-Диего).
Слайд 49
Уильям Форсайт Шарп
(англ. William Forsyth Sharpe;
род. 16 июня 1934,
Бостон, Массачусетс) американский экономист.
Слайд 50Неоклассическая теория финансов окончательно была сформирована в период 1952-1973 г.
4. Теория
структуры капитала (Ф.Модильяни, М.Миллер, 1958г.)
5. Теория иррелевантности дивидендов (Ф.Модильяни, М.Миллер, 1962 г.)
6. Теория ценообразования опционов (Ф.Блэк, М. Шолес, Р.Мертон, 1973 г.)
Слайд 51
Франко Модильяни
(итал. Franco Modigliani;
18 июня 1918, Рим — 25 сентября 2003,
Кембридж, шт. Массачусетс) — американский экономист
Слайд 52
Учебный вопрос № 5:
«Современные теории финансов»
Слайд 53Развитие теории корпоративных финансов по новому направлению экономической теории - институционализму
Необходимое
условие принятия решений согласно нового направления является учет норм, стандартов, правил установленных конституционным, имущественным и контрактным правом, системой налогообложения, бухгалтерским учетом.
Слайд 54Система общественных институтов призвана:
Облегчить работу рынка;
Способствовать оптимальному использованию ресурсов общества и
снижению рисков.
Слайд 55Эти постулаты легли в основу:
налогового планирования;
разработки учетной и финансовой политики;
контрактного права;
системы
расчетов.
Слайд 56Для полноценной реализации перечисленных направлений требуется наличие механизма отбора эффективных норм,
отвечающих требованиям:
1) правовая и нормативная системы должны способствовать снижению трансакционных издержек, обеспечивая беспрепятственное выполнение контрактов;
2) право собственников должно быть определены и надежно защищены;
3) при высоких трансакционных издержек законодательство должно устанавливать формы и способы взаимодействия контрагентов.
Слайд 57Другая группа положений институционализма нацелена на изучение организационных структур и экономических
отношений внутри компаний, в которых участвуют экономические агенты, привлеченные на контрактной основе.
В соответствии с таким подходом компания – это сеть контрактов.
Цель – выбор оптимальной контрактной формы, обеспечивающей максимальную экономию на трансакционных издержках.
Слайд 58Авторы неоинституционалисткой теории в области финансов являются Р.Мертон, Э.Ло, Р.Шиллер и
др.
Теория выразилось в том, что критерий экономии на трансакционных издержках впоследствии нашел широкое применение при принятии решения о выборе оптимальной организационной формы предприятия и его финансовой структуры.
Это послужило основой развития других теорий корпоративных финансов:
теории агентских отношений;
теории асимметричной информации.
Слайд 59Теория агентских отношений
нацелена на разрешение проблемы отделения собственности и контроля.
Она возникла в связи с тем, что собственники крайне редко способны самостоятельно управлять своими компаниями и вынуждены делегировать свои полномочия по управлению наемным специалистам-менеджерам.
Слайд 60Авторами теории агентских отношений являются М.Джессинг и У.Меклинг в 1976 г.
и Ю.Фарм в 1980 г.
Их труды посвящены изучению форм и способов сглаживания агентских конфликтов в интересах собственников.
Для разрешения возникающих конфликтов используются механизмы, побуждающие менеджеров действовать в интересах акционеров и в интересах кредиторов: стимулы, ограничения, наказания.
Слайд 61Стимулами для менеджеров могут являться системы стимулирования на основе показателей эффективности
и результативности деятельности организации в виде опционов на приобретение акций предприятия или в виде наградных пакетов акций.
Развитие неоинституционалисткой теории в направлении разработки механизмов стимулирования было инициировано нобелевским лауреатом Л. Гурвицем в 1973 г.
Слайд 62Использование перечисленных механизмов приводит к возникновению агентских затрат. К ним относятся:
-
расходы на осуществление контроля за деятельность менеджеров, например расходы на проведение аудиторских проверок;
- расходы на создание организационной структуры, ограничивающей возможность нежелательного поведения менеджеров, например введение в состав направления внешних инвесторов;
- расходы на создание системы стимулирования деятельности менеджеров.
Слайд 63Теория асимметричности информации
основывается на предположении о том, что часть участников рынка
в большей степени осведомлена о качествах торгуемого товара, чем остальные его участники.
Основоположником теории асимметричности информации считается К.Эрроу в 1963 г. В 1970 г. Дж. Акерлоф разработал модель рынка с асимметричной информацией и показал, что на таком рынке цена товара может снижаться и в конечном итоге рынок приходит к коллапсу.
Слайд 64Теория поведенческих финансов
Авторы А.Тверски (1974 г.) и Д.Канемана (1979 г.)
В поведенческих
финансах рассматривается целый ряд характеристик поведения участников рынков, отражающих нерациональность их поведения, приведем только некоторые из них:
- «эффект толпы» проявляется в том, что экономические субъекты подвержены стороннему влиянию, даже если они знают, что это мнение ошибочно;
- наличие нелинейности в предпочтениях, которое выражается в различном отношении к одинаковым по величине суммам доходов или потерь в зависимости от масштабов деятельности;
Слайд 65Теория поведенческих финансов
- «эффект потерь» - потери огорчают людей больше, чем
радуют такие же доходы;
- консерватизм – экономические субъекты склонны медленно реагировать на новую информацию;
- «эффект определенности» проявляется в том, то люди склонны предпочитать гарантированный меньший доход большому доходу, но с некоторой вероятностью неполучения;
- «эффект оформления» проявляется в разном восприятии людьми проблемы, если она описана по-разному.
Слайд 66
Спасибо за внимание!
С уважением, доцент кафедры менеджмента, учета и финансов
к.э.н.
Грехов Дмитрий Владимирович
моб. тел.: 8-920-102-50-42
e-mail: dim_gdv@mail.ru
http://vk.com/dmitriy_grekhov