Слайд 1СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Дисциплина магистерской программы «Финансы и кредит»
Слайд 2
Курманова Лилия Рашидовна, д.э.н., профессор кафедры финансов и налогообложения Института
экономики, финансов и бизнеса
Слайд 3Тема 1. Теоретические основы стратегического управления организации
1. Понятие и виды стратегий
2.
Сущность стратегического управления коммерческим банком
3. Основные направления стратегического управления
Слайд 4План семинарского занятия
Сущность и содержание стратегического управления организацией
Стратегический менеджмент как современная
концепция управления коммерческим банком
Механизм стратегического управления организации
Социальная (публичная) стратегия организации.
Слайд 5План семинарского занятия
Стратегический риск в деятельности организации. Методы его оценки.
Российская практика
стратегического управления кредитной организации
Особенности регулирования и планирования стратегического развития банковского сектора
Основные направления стратегического управления коммерческим банком
Поведенческий подход в системе управления кредитной организации
Слайд 7СТРАТЕГИЯ -
происходит от греческого strategia – «искусство полководца» - первоначально
оно имело военное значение и означало «искусство полководца» находить правильные пути в достижении победы. Стратегия предусматривает наличие цели и пути ее достижения.
Слайд 8Термин «стратегия» стал
Употребляться в менеджменте в 1960-х годах после публикации книги
И.Ансоффа (Ansoff I.) «Corporate Strategy» (1965 г.).
Под стратегией И.Ансофф понимал «способ использования ресурсов (управление ресурсами)»
Слайд 9Стратегия -
долгосрочные планы высшего руководства по достижению перспективных целей организации;
определенная программа
действий, разработанная руководством для успешного функционирования организации.
Слайд 10Стратегия -это
определение основных долгосрочных целей и задач компании и выработка направления
действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей (А. Чандлер, 1962 г.)
Слайд 11 Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий
приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей
Слайд 12Стратегия организации -
взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления
жизнеспособности и мощи организации по отношению к ее конкурентам
Слайд 13
Стратегия – совокупность взаимосвязанных действий, нацеленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества.
Стратегия
– искусство преобразований, портфельных инициатив, направленных на рост компании и ее стоимости
Слайд 14Задача стратегии -
сформировать максимально возможное устойчивое конкурентное преимущество не путем
тактического маневрирования, а на основе принятия общей долгосрочной перспективы (Faulkner and Johnson, 1992)
Слайд 15
На современном этапе развития в большинстве определений понятия «стратегия» основной фокус
сделан на понятии конкурентного преимущества, конкурентоспособности. Таким образом, стратегию банка можно определить как программу действий, направленных на формирование и удержание конкурентных преимуществ на целевых рынках.
Слайд 16Типы стратегий:
Стратегия стабильности;
Стратегия роста;
Стратегия ограниченного роста;
Стратегия сокращения;
Стратегия сочетания (комбинированная)
Слайд 17Стратегия стабильности -
Сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержка; используется
крупными фирмами, которые доминируют на рынке (характерна для российских компаний-монополистов)
Слайд 18Стратегия роста -
увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков.
Стратегия
роста осуществляется тремя способами:
Поглощение конкурирующих фирм путем приобретения контрольного пакета акций;
Слияние – объединение примерно на равноправных началах;
Совместное предприятие – объединение организаций разных стран для реализации совместного проекта.
Слайд 19Стратегия ограниченного роста -
придерживаются большинство компаний, когда организация в основном удовлетворена
своим положением; характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции; самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действий.
Слайд 20Стратегия сокращения -
реализуется, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного
периода роста, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике; когда это единственно возможная стратегия обновления бизнеса.
Слайд 21Разновидности стратегии сокращения:
Стратегия разворота – отказ от производства нерентабельных товаров и
поиск эффективных механизмов использования ресурсов;
Стратегия отделения – из нескольких направлений бизнеса, неэффективное продается или отделяется в отдельную фирму;
Стратегия сокращения расходов (экономии);
Стратегия ликвидации в случае достижения «критической точки» - банкротства (продажа активов)
Слайд 22Комбинированная стратегия -
Представляет сочетание рассмотренных выше стратегий; придерживаются, как правило, крупные
организации, функционирующие в нескольких отраслях.
Слайд 23По характеру стратегии:
Наступательная (стратегия захвата)
Наступательно-оборонительная (стратегия стабилизации или приспособления)
Оборонительная (стратегия выживания,
применяется в период кризисного состояния экономики)
Слайд 24 В середине 80-х гг. ХХ в. американский ученый
М. Портер опубликовал ряд работ, посвященных «стратегии конкурентной борьбы», к которым относятся:
Стратегия минимизации издержек;
Стратегия дифференциации;
Стратегия фокусирования
Слайд 25Стратегии функционирования:
Лидерства в снижении затрат, предполагает, что организация в своей деятельности
ориентируется на широкий рынок и при помощи массовой реализации продуктов (услуг) имеет возможность минимизировать свои средние издержки.
Стратегия дифференциации – предложение клиентам уникального продукта (услуги) значительно лучшего, чем у конкурентов, качества (имидж, сервис, разветвленная сеть филиалов для оказания услуг).
Стратегия фокусирования- концентрация усилий на отдельном сегменте рынка, группе потребителей или на определенном географическом регионе
Слайд 26Функциональные стратегии организации:
Маркетинговая стратегия
Инвестиционная стратегия
Инновационная стратегия
Производственная (портфель заказов)
Кадровая стратегия
Стратегия риск-менеджмент
Финансовая стратегия
Слайд 28Инвестиционная стратегия
- система долгосрочных целей инвестиционной деятельности
предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения
Слайд 29Инвестиционная стратегия -
генеральный план действий в сфере инвестиционной деятельности предприятия
Слайд 30
Одним из условий, определяющих актуальность разработки инвестиционной стратегии предприятия, является его
предстоящий переход к новой стадии жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла предприятия присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов. Разрабатываемая инвестиционная стратегия позволяет заблаговременно адаптировать инвестиционную деятельность предприятия к предстоящим кардинальным изменениям возможностей его экономического развития.
Слайд 31
Существенным условием, определяющим актуальность разработки инвестиционной стратегии, является кардинальное изменение целей
операционной деятельности предприятия, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т.п. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности предприятия и диверсификация форм его инвестиционной деятельности должны носить прогнозируемый характер на основе разработки инвестиционной стратегии.
Слайд 32Операционная стратегия:
– разработка общей политики и планов использования ресурсов организации, нацеленных
на максимально эффективную поддержку потенциала предприятия в долгосрочном периоде.
Слайд 33Маркетинговая стратегия
- это элемент общей стратегии компании (корпоративной
стратегии), который описывает, как компания должна использовать свои ограниченные ресурсы для достижения максимального результата в увеличении продаж и доходности от продаж в долгосрочной перспективе.
Стратегия лидерства
«Военные стратегии»
Стратегия отступления
Слайд 34Стратегия риск-менеджмент
- это искусство управления риском в неопределенной хозяйственной
ситуации, основанное на прогнозировании риска и приемов его снижения. Она включает правила, на основе которых принимается рисковое решение и способы выбора варианта решения
Слайд 35Правила стратегии риск-менеджмента:
Максимум выигрыша
Оптимальная вероятность результата
Оптимальное сочетание выигрыша и величины риска.
Слайд 36Кадровая стратегия
– это разработанное руководством организации приоритетное, качественное определенное направление действий,
необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофес-сионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности
Слайд 37Термин «стратегический» в современном менеджменте используется в значении:
«имеющий длительную перспективу», например,
стратегическое или перспективное планирование в отличие от тактического или текущего (оперативного) планирования;
Относящийся к генеральному пути движения к цели или задающий направление движения к цели