Стоимостное измерение и методологические основы учета хозяйственных процессов презентация

Содержание

Тема. СТОИМОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Слайд 1 «БИП – институт правоведения» Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Теория бухгалтерского учета Ст.

преподаватель Рагуева Г. Г.

Слайд 2
Тема. СТОИМОСТНОЕ
ИЗМЕРЕНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ


Слайд 3
1.Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета.
2. Оценка объектов бухгалтерского учета, ее

цели и принципы.
3. Калькуляция как способ группировки затрат и определения стоимости отдельных видов объектов учета.
4.Группировка затрат по назначению, отношению к объему производства, способу их включения в стоимость (себестоимость) объектов.

Слайд 4
5. Учет затрат в процессе приобретения имущества
6. Учет затрат в процессе

производства продукции.
7. Учет затрат в процессе реализации продукции
8. Учет финансовых результатов хозяйственной деятельности и их распределения (использования).


Слайд 5 1. Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета.


Слайд 6
Измерение –
один из основных элементов метода бухгалтерского учета,
позволяющий получить

количественные и
качественные показатели, характеризующие конкретный объект.


Способ стоимостного измерения
в денежном измерителе называется оценкой


Слайд 7
Оценивая, товар сравнивают, соразмеряют с общепринятой единицей измерения – рублем,
с

его эталонной стоимостью (покупательной способностью).
Результаты оценки (т. е. измерения) объекта
выражаются определенной
суммой в рублях, что и
составляет
его цену.

Слайд 8
За каждый вновь приобретенный в процессе снабжения объект

организация уплачивает некоторую

сумму денег, которая и представляет собой ту стоимость,
по которой объект
будет учитываться
в бухгалтерском учете.

Слайд 9В Республике Беларусь в соответствии с законодательством формирование учетной информации происходит

в едином измерителе − белорусском рубле

Слайд 10В бухгалтерском учете реализация возможностей по измерению объектов

учета обеспечивается применением оценки и калькуляции. С их помощью достигается стоимостное измерение и обобщение фактов хозяйственной деятельности организации и появляется возможность определить степень эффективности принимаемых управленческих решений на различных уровнях.

Слайд 112. Оценка объектов бухгалтерского учета, ее цели и принципы.


Слайд 13Денежная оценка является общим измерителем объектов учета, а также базой для

оценки и анализа имущественного и финансового состояния организации.

Слайд 14

Оценка как к элемент метода бухгалтерского учета основана двух принципах:
1. реальность

оценки –
это соответствие денежного выражения объектов учета его фактической величине. Обеспечивается она тем,
что имущество в балансе оценивается по
фактической себестоимости.

Слайд 15
2. единство оценки –
заключается в единообразном денежном измерении стоимости средств


во всех организациях
на протяжении длительного периода (в течение всего срока пребывания, на одной стадии кругооборота).


Слайд 163. Калькуляция как способ группировки затрат и определения стоимости отдельных видов

объектов учета.



Слайд 17Калькулированием определяется фактическая себестоимость не только приобретаемых сырья, материалов, топлива и

других производственных запасов, но и объектов основных средств, произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Слайд 18Способ группировки и оценки затрат, когда стоимость объекта определяется путем включения

всех сумм затраченных на него различных видов средств и осуществлением последующих специальных расчетов называется калькулированием.

Слайд 19
Калькулирование основано
на обобщении затрат в едином денежном измерителе и их
группировке

в последовательности, регулируемой нормативными документами.
Калькулирование применяется для стоимостного измерения имущества организации на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств.

Слайд 21Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает общие способы оценки объектов бухгалтерского учета:


Слайд 22
1. Оценка основных средств
В соответствии с инструкцией № 26 субъекты хозяйствования

Республики Беларусь применяют следующие виды оценки основных средств:
- первоначальная стоимость - стоимость, по которой актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства;
- переоцененная стоимость - стоимость основного средства после его переоценки;
- остаточная стоимость - разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью основного средства и накопленными по нему за весь период эксплуатации суммами амортизации и обесценения;
- текущая рыночная стоимость - сумма денежных средств, которая была бы получена в случае реализации основного средства в текущих рыночных условиях.


Слайд 232. Оценка нематериальных активов производится в бухгалтерском учете – по первоначальной

стоимости исходя из фактических затрат на их приобретение, услуг сторонних организаций, связанных с приобретением и их оценкой; по остаточной стоимости – в бухгалтерском балансе.

Слайд 243. Вложения во долгосрочные активы и оборудование к установке оценивается по

реально учтенным затратам на их приобретение или создание (строительство).

Слайд 254. Производственные запасы – (сырье, материалы, топливо и др.) оцениваются в

учете по фактической себестоимости. В текущем учете она может оцениваться по учетной цене (оптовой, плановой) и отклонениями от нее.

Слайд 265. Незавершенное производство (детали, узлы, полуфабрикаты) оцениваются по фактической себестоимости. 6.

Готовая продукция – оценивается по фактической себестоимости ее изготовления.

Слайд 27
7. Готовая продукция
в текущем учете
может оцениваться
по плановой

(нормативной) себестоимости
с последующим определением ее отклонений от фактической.

Слайд 28
8. Денежные средства (документы)
оцениваются и учитываются в реальных суммах,
наличные

деньги – по номинальной стоимости,
иностранная валюта – в национальной денежной единице по курсу Национального банка на дату совершения операции.

Слайд 29
9. Ценные бумаги –
оцениваются по цене их приобретения (фактической себестоимости).

Если цена приобретения отличается от номинальной стоимости,
то разница подлежит постепенному списанию
за счет получаемых от них доходов.

Слайд 30
9. Обязательства по расчетам к получению (дебиторы) или к уплате

(кредиторы)
оцениваются и учитываются в реальных суммах, подлежащих к уплате или получению.
Дисконтирование долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности, т.е. приведение будущей стоимости этой задолженности к ее стоимости на текущий момент, позволит отражать в отчетности реальные финансовые результаты деятельности организации за отчетный период, в котором возникла эта задолженность, и за отчетный период, в котором она будет погашена. Дисконтированная (приведенная) стоимость долгосрочной задолженности к дате ее погашения будет доводиться до суммы, подлежащей погашению.
Оценка задолженности в иностранной валюте
осуществляется исходя из курса Национального банка с последующей ее переоценкой по мере изменения этого курса.

Слайд 314. Группировка затрат


Слайд 32Группировка затрат по различным признакам


Слайд 335. Учет затрат в процессе приобретения имущества.


Слайд 34Процесс снабжения – совокупность операций, обеспечивающих организацию предметами и средствами труда,

необходимыми для изготовления продукции.

Слайд 35 Основные задачи процесса снабжения: 1. определение фактического объема снабжения в натуральном и

денежном измерении; 2. исчисление фактической себестоимости приобретенных ТМЦ.

Слайд 36Фактическая себестоимость приобретенных ТМЦ складывается из двух частей 1. покупной стоимости и

2. транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) Факт. стоим. ТМЦ = покупная стоимость + ТЗР

Слайд 37

К транспортно-заготовительным расходам (ТЗР) относятся:
перевозка ТМЦ различными видами транспорта;
погрузочно-разгрузочные расходы;
оплата командировок

лиц, занятых доставкой ТМЦ;
заработная плата и отчисления от нее, начисленная работникам, занятым доставкой, погрузкой и разгрузкой ТМЦ, таможенные платежи и др.

Слайд 38
Оценка ТМЦ:
В бухгалтерском балансе – только по фактической себестоимости;

В текущем учете

– по фактической себестоимости либо по учетным (фиксированным) ценам.

В качестве учетных цен могут выступать:
цены плановой (нормативной) себестоимости;
фиксированные цены;
оптовые цены;
средние покупные цены.


Слайд 39МСФО №2 «ЗАПАСЫ»: ЗАПАСЫ ДОЛЖНЫ ОЦЕНИВАТЬСЯ ПО НАИМЕНЬШЕЙ ИЗ ДВУХ ВЕЛИЧИН: СЕБЕСТОИМОСТИ И

ВОЗМОЖНОЙ ЧИСТОЙ ЦЕНЕ ПРОДАЖ

Слайд 40 МСФО № 2 «ЗАПАСЫ»: МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СЕБЕСТОИМОСТИ: по средневзвешенной стоимости; по методу ФИФО (первый

в запасе – первый в производство); по методу ЛИФО (последний в запас, первый – в производство)

Слайд 41После продажи запасов сумма, по которой они учитывались, должна быть признана

в качестве расхода в том периоде, когда признается соответствующий доход.(МСФО № 2 «Запасы»)

Слайд 42
В процессе учета ТМЦ используются синтетические счета:
счет 10 «Материалы» в разрезе

субсчетов;
счет 15 «Заготовление и приобретение материалов»;
Счет 16 «Отклонение в стоимости материалов»;
Счет 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам» и др.

Слайд 43
Пример І Отражение в текущем учете поступления материалов по фактической себестоимости
1.

В ОАО «Алина» акцептован счет поставщика за поступившие материалы:
материал А 20 т по 600 р. за т на сумму 12 000 р.
материал Б 3 т по 200 р. За т на сумму 600 р.
Итого: 12 600 р.
НДС по счету 2 268 р.
Всего: 14 868 р.
2. Акцептован счет транспортной организации за доставку материалов
на сумму 960 р.
НДС по счету 172 р.
Всего: 1132 р.
3. Задолженность перед поставщиком и транспортной организацией в сумме 16000 р. погашена с расчетного счета

Слайд 45
Определение себестоимости каждого вида материалов
1. Расчет коэффициента распределения ТЗР:
Краспр. = ∑ТЗР

/ покуп. цена ТМЦ
Краспр. = 960 / 12600 = 0,07619
2. Сумма ТЗР, приходящихся на:
материал А: 12000 * 0,07619 = 914 р.
материал Б: 600 * 0,07619 = 46 р.
Итого: 960 р.
3. Фактическая себестоимость приобретенных материалов:
материал А: 12000 + 914 = 12914 р.
материал Б: 600 + 46 = 646 р.
Итого: 13560 р.



Слайд 46Калькуляция стоимости приобретенных ТМЦ


Слайд 47
ІІ Отражение в текущем учете поступления материалов по учетным ценам
Текущий учет

материалов ведется:
По счету 10 «Материалы» – по учетным (фиксированным) ценам;
По дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» отражают все фактические затраты за месяц, связанные с приобретением материалов (счета транспортных организаций, наряды на разгрузку и др.).
По кредиту счета 15 отражается учетная стоимость поступивших материалов.

Слайд 48

15 «Заготовление и приобретение материалов»
дебет

кредит
Фактические затраты
за месяц, связанные
с приобретением

материалов

Учетная
стоимость
поступивших
материалов


Слайд 49
Разница между оборотами по дебету и кредиту счета 15 показывает:
отклонение

между фактической стоимостью материалов и их стоимостью по учетным ценам. В конце месяца она списывается на счет:
16 «Отклонение в стоимости материалов» проводками:


Слайд 50
1. Д-т 15 К-т 16, если учетная цена материалов больше их

фактической себестоимости (экономия);
2. Д-т 16 К-т 15, если учетная цена материалов меньше их фактической себестоимости (перерасход).


Слайд 51
Пример 2.
1. В ОАО «Алина» акцептован счет поставщика за поступившие

материалы:
материал А 20 т по 600 р. за т на сумму 12000 р.
материал Б 3 т по 200 р. За т на сумму 600 р.
Итого: 12600 р.
НДС по счету 2268 р.
Всего: 14868 р.
2. Стоимость поступивших материалов по учетным (фиксированным) ценам организации:
материал А 20 т по 650 р. за т на сумму 13000 р.
материал Б 30 т по 300 р. За т на сумму 900 р.
Итого: 13900 р.

Слайд 52
3. Акцептован счет транспортной организации за доставку материалов
на сумму

960 р.
НДС по счету 172 р.
Всего: 132 р.
4. Задолженность перед поставщиком и транспортной организацией в сумме 16000 р. погашена с расчетного счета организации.
? Требуется определить фактическую стоимость приобретенных материалов
А и Б .

Слайд 53Таблица 3 Учет поступления материалов ведется по учетным ценам


Слайд 55
5. В конце месяца необходимо определить и списать сумму отклонений между

фактической себестоимостью и их стоимостью по учетным ценам.
Для этого необходимо: 5.1. открыть схему счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и отразить на нем суммы из табл. 3

Слайд 57
5.2. Определить разницу между предварительными оборотами по дебету и кредиту счета

15:
12600 + 960 - 13900 = 340 р.
5.3. Поскольку кредитовый оборот (учетная цена)
больше дебетового (факт себестоимость) по счету 15 на сумму 340 р,
закроем счет 15 проводкой :
5) Д-т 15 К-т 16
на сумму 340 р.

Слайд 58
Для определения фактической себестоимости каждого из поступивших материалов общую сумму рассчитанных

отклонений необходимо распределить с помощью коэффициента К по формуле
К = (Он + Оп) / (Сн + Сп),
где Он, Оп – сумма отклонений соответственно на начало месяца и по поступившим за месяц материалам;
Сн, Сп – стоимость ТМЦ по учетным ценам соответственно на начало месяца (сальдо по счету 10) и поступившим за месяц (дебетовый оборот по счету 10).

Слайд 59


В нашем примере коэффициент распределения равен:
К = (0+340) / (0+13900) =

= 0,0246




Слайд 60


Сумма отклонений, приходящихся на:

материал А 13000 × 0.0246 = 318 р.
материал Б 900 × 0,0246 = 22 р.
итого: 340 р.
Фактическая себестоимость приобретенных материалов равна:
материал А 13000 – 318 = 12682 р.
материал Б 900 – 22 = 878 р.
итого: 13560 р.



Слайд 61

Таблица 4 Калькуляция себестоимости приобретенных материалов




Слайд 626. Учет затрат в процессе производства продукции.


Слайд 63Процесс производства – совокупность операций по изготовлению продукции.


Слайд 64Процесс производства – совокупность операций по изготовлению продукции.
Основные задачи процесса

производства:
определение фактического объема производства;
исчисление фактической себестоимости продукции

Для решения этих задач используются синтетические счета:
20 «Основное производство»,
23 «Вспомогательное производство»,
25 Общепроизводственные затраты»,
26 «Общехозяйственные затраты»,»,
28 «Брак в производстве»,
29 «Обслуживающие производства и хозяйства».


Слайд 65
Себестоимость реализованной продукции включает:
- прямые затраты и
- распределяемые переменные

затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг).
Порядок определения состава затрат для целей бухучета определяют документы:
«Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов», утв. постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (в ред. от 31. 12. 2014 № 96)
Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 29.06.2011 № 50 (в ред. от 02. 12. 2013 № 71).

Слайд 66
Фактическую себестоимость выпущенной за месяц продукции определяют по формуле: ФС/ст = НЗПнач.

+ Змес. – НЗПкон. - ВО – БР – Нед., где: ФС/ст – фактическая себестоимость выпущенной продукции; НЗПнач., НЗПкон. – незавершенное производство соответственно на начало и конец месяца; ВО – стоимость возвратных отходов; БР, Нед., – стоимость окончательного брака и выявленных недостач.

Слайд 67
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Какие счета используют для учета процесса производства? 1.1. регулирующие; 1.2. калькуляционные


Слайд 68

2. По дебету калькуляционных счетов отражают: 2.1. выручку от реализации продукции; 2.2.затраты на

производство продукции.

Слайд 69
3. Прямые расходы списывают на себестоимость продукции (в дебет счета 20

«Основное производство) чаще всего: 3.1. на основании первичных документов; 3.2. после их распределения.

Слайд 70
4. Косвенные расходы (счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы») включают

в себестоимость конкретных видов продукции: 4.1. после их распределения пропорционально закрепленным в учетной политике базам; 4.2. пропорционально материальным затратам.

Слайд 71
5. Какое сальдо имеют счета по учету косвенных расходов? 5.1. сальдо не

имеют; 5.2. дебетовое сальдо.

Слайд 72
6. В какой оценке в течение месяца передается в производство готовая

продукция? 6.1. по фактической себестоимости; 6.2. по учетной цене.

Слайд 73
7. Фактическую себестоимость выпущенной за месяц продукции определяют по формуле: 7.1. Ф

с/ст = НЗП + Зм; 7.2. Ф с/ст = НЗПнач. + Змес. – НЗПкон. - ВО – БР – Нед., где Ф с/ст – фактическая себестоимость выпущенной продукции; НЗПнач., НЗПкон. – незавершенное производство соответственно на начало и конец месяца; ВО – стоимость возвратных отходов; БР, Нед. – стоимость окончательного брака и выявленных недостач.

Слайд 74
8. Бухгалтерская запись Д-т 20 (28) К-т 28 отражает хозяйственную операцию: 8.1.

отпущены в производство материалы для исправления брака; 8.2. списание потерь от брака на затраты основного (вспомогательного) производства.

Слайд 75
9. Для резервирования предстоящих расходов и платежей (на оплату отпусков, ремонт

основных средств) используют синтетический счет: 9.1. 96 «Резервы предстоящих расходов»; 9.2. 82 «Резервный фонд».

Слайд 76
10. Для учета расходов, произведенных в отчетном месяце, но не подлежащих

включению в себестоимость отчетного периода (суммы арендной платы, подписки на специальную литературу), используют синтетический счет: 10.1. 97 «Расходы будущих периодов»; 10.2. 20 «Основное производство».

Слайд 77

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Какие счета используют для учета процесса производства? 1.1. регулирующие; 1.2. калькуляционные 2. По дебету калькуляционных счетов отражают: 2.1. выручку от реализации продукции; 2.2.затраты на производство продукции. 3. Прямые расходы списывают на себестоимость продукции (в дебет счета 20 «Основное производство) чаще всего: 3.1. на основании первичных документов; 3.2. после их распределения.

Слайд 784. Косвенные расходы (счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы») включают

в себестоимость конкретных видов продукции: 4.1. после их распределения пропорционально закрепленным в учетной политике базам; 4.2. пропорционально материальным затратам. 5. Какое сальдо имеют счета по учету косвенных расходов? 5.1. сальдо не имеют; 5.2. дебетовое сальдо. 6. В какой оценке в течение месяца передается в производство готовая продукция? 6.1. по фактической себестоимости; 6.2. по учетной цене.

Слайд 797. Фактическую себестоимость выпущенной за месяц продукции определяют по формуле: 7.1. Ф

с/ст = НЗП + Зм; 7.2. Ф с/ст = НЗПнач. + Змес. – НЗПкон. - ВО – БР – Нед., где Ф с/ст – фактическая себестоимость выпущенной продукции; НЗПнач., НЗПкон. – незавершенное производство соответственно на начало и конец месяца; ВО – стоимость возвратных отходов; БР. Нед. – стоимость окончательного брака и выявленных недостач. 8. Бухгалтерская запись Д-т 20 (28) К-т 28 отражает хозяйственную операцию: 8.1. отпущены в производство материалы для исправления брака; 8.2. списание потерь от брака на затраты основного (вспомогательного) производства.

Слайд 809. Для резервирования предстоящих расходов и платежей (на оплату отпусков, ремонт

основных средств) используют синтетический счет: 9.1. 96 «Резервы предстоящих расходов»; 9.2. 82 «Резервный фонд». 10. Для учета расходов, произведенных в отчетном месяце, но не подлежащих включению в себестоимость отчетного периода (суммы арендной платы, подписки на специальную литературу), используют синтетический счет: 10.1. 97 «Расходы будущих периодов»; 10.2. 20 «Основное производство».

Слайд 81
Таблица 5. Корреспонденция счетов по учету затрат на производство


Слайд 837. Учет затрат в процессе реализации продукции


Слайд 84Процесс реализации – совокупность операций, в результате которых объект учета (произведенная

продукция, выполненные работы, оказанные услуги) переданы покупателю за плату.

Слайд 85
Основные задачи учета процесса реализации:
выявление финансового результата от реализации
определение фактического объема

реализации.

44 «Расходы на реализацию»;
45 «Товары отгруженные»;
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
68 «Расчеты спо налогам и сборам»;
90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»;
99 «Прибыли и убытки».


Слайд 86Сопоставляющий счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»; предназначен для

обобщения информации о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, а также для определения финансового результата по ним.

Слайд 87По дебету счета 90 отражаются все затраты, связанные с реализацией продукции,

работ, услуг (фактическая себестоимость реализуемого объекта учета, расходы на продажу, НДС)
По кредиту счета 90 отражается выручка от реализации продукции, работ, услуг.


Слайд 88Разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами счета 90 – финансовый результат от реализации

– прибыль или убыток.

Слайд 89


В соответствии с законодательством, продукция может считаться реализованной по факту поступления

платежа (метод начисления).


Слайд 90
Пример.
Продажная стоимость отпущенной покупателю продукции 400 тыс. р., в том числе

НДС 67 тыс. р.; фактическая производственная себестоимость отпущенной продукции 210 тыс. р., коммерческие расходы 40 тыс. р.

Слайд 91
Таблица 6. Учет операций по реализации продукции
(по факту отгрузки - метод

начисления)




Слайд 92 Учет операций по реализации продукции (по факту отгрузки)


Слайд 948. Учет финансовых результатов хозяйственной деятельности и их распределения (использования).


Слайд 95Разница между предварительными дебетовыми и кредитовыми оборотами счета 90 «Доходы и

расходы по текущей деятельности» – финансовый результат от реализации – прибыль или убыток.

Слайд 96


Прибыль = выручка – затраты
Основные задачи учета процесса распределения:
определение и учет

финансовых результатов хозяйственной деятельности;
контроль за экономически обоснованным использованием прибыли

Слайд 98
Для учета процесса распределения используют счета:

99 «Прибыли и убытки»;
84 «Нераспределенная

прибыль, непокрытый убыток»

В течение отчетного года прибыль собирают нарастающим итогом
по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки».


Слайд 100 Таблица 8. Учет операций по реформации баланса и распределению прибыли


Слайд 101

Таблица 9 Учет операций по реформации баланса



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика