Слайд 1Российские инвестиции за границу
Лекция 11
12 Апреля 2012
Слайд 2План лекции
Международное движение капитала – прямые иностранные инвестиции.
2. Российские инвестиции за
границу
3. Причины, по которым государство заинтересовано в экспансии национального капитала за границу.
4. Россия и Китай.
Слайд 31.1 Что такое инвестиции за границу
Прямые инвестиции
создание новых предприятий;
приобретение свыше
10% акций других компаний
(2) Portfolio investment can
приобретение долгов;
приобретение активов меньше 10%.
(3) Другие формы инвестиций
торговые кредиты, депозиты в банки, займы
другие кредиты.
Слайд 51.3 Чистые инвестиции за границу,
2007-2011; % ВВП
Россия – 3,3
Бразилия – 0,6
Индия
– 0,8
Казахстан – 5,2
Китай – 1,0
Германия - 3,3
Корея - 3,0
Норвегия – 3,0
Польша – 1,2
США - 2,4
Слайд 61.2 Зависимость российских прямых инвестиций за границу от цены нефти, данные
Слайд 71.3 Прямые инвестиции, млрд.дол
Слайд 81.4 Накопленные прямые инвестиции за границей, млрд.дол. США
Слайд 91.5 Мотивы инвестиции за границу
(теория Дж. Даннинга)
Преимущества иностранных инвестиций
владение (ownership)
активом в стране,
2) локализации (locating) – дешевая рабочая сила, природные ресурсы, особенности
законодательства,
3) интернациолизации (internalization) приобретение актива за рубежом и использование его преимуществ внутри фирмы.
Слайд 101.6 Кто инвестирует за границу в мире
ТНК – основные в России,
частные
инвесторы,
фонды прямых инвестиций,
хеджфонды
частные инвестиционные фонды
Слайд 112.1 Выгоды для России от инвестиций за границу
Демонстрация доброй воли и
желания иметь устойчивые связи с государством-реципиентом российских инвестиций.
Доступ к ресурсам, необходимым России.
Создание площадки для продвижения российских товаров.
Использование интеллектуальной собственности приобретаемых предприятий в рамках компании.
Слайд 122.2 Ущерб России от инвестиций за границу.
Похожесть на отток капитала. Уменьшает
объем инвестиций, использованных в стране. Требуется доказать, что они могли быть размещены с той же отдачей для инвестора в России.
Ускоряется рост внешней задолженности
Слайд 132.3.1Поддержка государством инвестиций за границу
Инвестиции за рубеж нуждаются в разрешениях и
осложнены многочисленными бюрократическими процедурами .
OPIC в США в 140 странах. Застрахованы инвестиции на 10 млрд. дол.
Еще более широкий круг страховых рисков покрывает страхование, осуществляемое в рамках подразделения страхования экспорта министерства внешней торговли и промышленности Японии.
Внешэкономбанк – «организует страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с частями 6 - 9 настоящей статьи;»
Слайд 142.3.2 Поддержка государством (окончание)
В июле 2007 года Минприроды России объявил о
создании специального совета для решения проблем российских ресурсодобывающих компаний за рубежом. В настоящее время 21 российская ресурсодобывающая компания работает в 30 государствах, в том числе в пяти странах СНГ. Общий объем инвестиций составляет, по разным оценкам, 2,5-5 млрд. долл., а при выходе на проектные мощности достигнет 15-20 млрд. долл.
Неконтролируемая конкуренция российских компаний между собой на внешних рынках, особенно при участии в международных торгах и конкурсах, ведет в ряде случаях, к потере потенциальных заказов.
Япония!
Слайд 152.4 Торгпредства как форпост России
1) Обеспечивают проведение внешнеэкономической политики Российской Федерации
в государстве пребывания;
2) содействуют расширению и диверсификации российского экспорта товаров и услуг, созданию в государстве пребывания условий для реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации;
3) проводят анализ и прогнозирование состояния внешнеэкономических отношений Российской Федерации с государством пребывания и подготовку предложений по их совершенствованию.
4) Ничего не сказано о роли объединителя российского бизнеса за границей. AmCham, Немецкий торговый дом
Слайд 162.5 Оценка поддержки зарубежных инвестиций в России
Стратегия государства по поддержке продвижения
российских компаний за границу фрагментарна. Она применяется, в отношении отдельных компаний – работает не система, а ручное управление.
В настоящее время существует только политика продвижения товаров (поддержка несырьевого экспорта) российских производителей и отдельных проектов на международные рынки.
Слайд 173.1 Мотивы компаний, инвестирующих за рубеж
Дополнительные конкурентные преимущества за счет выхода
на новые рынки сбыта.
Расширение сырьевой базы.
Преодоление тарифных и нетарифных ограничений.
Диверсификация деятельности.
Снижение издержек производства.
Выигрыш за счёт использования лучшего инвестиционного климата
Большинство российских компаний выпускает технологически примитивную продукцию. Приобретение зарубежных активов открывает доступ к запатентованным технологиям и к рынку специализированной высококачественной продукции + «ноу-хау» в области менеджмента
Слайд 183.2 Мотивы частных лиц
Получения дохода.
«Запасной аэродром» - переезд и получение ВНЖ
и гражданства, подготовка к пенсии, мечты о "свечном заводике" и долгой и счастливой жизни в другой стране, бизнес для детей и т. д.
Но реальное желание - "запасной аэродром".
Слайд 193.3 Объекты для вложений для частных лиц
Проекты
Квартиры в доходных домах или
апарт-отелях.
Небольшие гостиницы на 10-15 номеров.
Доходность
Покупается дом на 10, 15 или 20 квартир - от 1 млн. евро плюс ремонт. Прибыль составляет 800-1000 евро в месяц с квартиры.
Для достижения доходности в 10% придётся вкалывать 10-12 часов в день. вложений
Слайд 203.4 Барьеры на пути российских инвестиций за границу
1.Главные инвесторы – крупные
компании сырьевого сектора. Средние и малые предприятия не обладают знаниями рынков, необходимых для экспании. Кроме того их финансовые позиции слабы.
2. Слабая встроеность в сети вокруг крупных предприятий.
3.Отстутствие господдержки, смешение иностранных инвестиций с бегством капитала.
4. Русофобия в бывших союзных республиках и странах Восточной Европы.
5. Редко покупают успешные компании на своих рынках, обычно покупают слабых.
Отечественные компании пока имеют незначительные активов и занятых за рубежом в процентном соотношении с общими активами.
Самоедство – конкуренция между собой на мировых рынках.
Слайд 213.5 Основные причины, которые помешали российским компаниям приобрести фирмы в Европе
Отсутствие
положительной истории М&А сделок за рубежом.
Высокая концентрация управления в руках одного акционера.
Российские чиновники не умеют лоббировать интересы деловых кругов.
Бизнес не научился профессионально пиариться на Западе.
Боязнь «Газпрома».
Слайд 223.6.1 Пять призов для компаний, инвестирующих за границу.
1. Доступ на новые
рынки в обход ограничений путем покупки компаний в развитых странах. Прежде всего, это касается металлургов, которые, приобретая заводы за рубежом, фактически получают право на экспорт и возможность обойти ограничения.
2. Эффективное перераспределение затрат. Минимизация достигается в результате размещения производства (центров затрат) в странах с низкой стоимостью трудовых ресурсов, сырья и пр., центров прибыли (центры реализации) - в странах - "налоговых гаванях" (оффшорные компании).
Слайд 233.6.2 Пять призов для компаний, инвестирующих за границу
3. Контроль над источниками
сырья. Расширение сырьевой базы остается еще одной важнейшей целью приобретения производственных активов российскими компаниями за рубежом, особенно в странах СНГ.
Этот мотив определяет иностранные инвестиции в Россию, особенно в ТЭК.
Слайд 243.6.3 Пять призов для компаний, инвестирующих за границу
4. Увеличение доли на
глобальном рынке. Отечественный рынок слишком мал: капитализация фармацевтической компании Bayer (ФРГ) в январе 2007 г. оценивалась в 42,8 млрд. дол., оборот за 3 квартала 2006 г. составлял почти 22 млрд. дол. Оборот же всего российского фармацевтического рынка в 2007 г., по прогнозам экспертов, не превышал 10 млрд. дол.
Слайд 253.6.4 Пять призов для компаний, инвестирующих за границу
5. Достройка производственных цепочек,
осуществляющих более глубокую переработку.
Частный случай - выстраивание сбытовых цепочек, приближенных к конечному потребителю, в целях получения прямого доступа к сбыту продукции и большей, нежели при оптовых поставках, торговой маржи.
Слайд 263.7 Отличительные черты глобальных игроков
1.Твердые позиции среди лидеров соответствующих секторов мировой
экономики.
2. Осознание необходимости развертывания зарубежной производственно-хозяйственной базы, обеспечивающее стратегию своего развития в глобальном масштабе.
Российские глобальные игроки взаимодействуют с другими глобальными игроками либо путем конкурентной конфронтации, либо в рамках создания разного рода трансграничных альянсов.
Слайд 273.8 Лицо ТНК
1. Глобальный подход ко всем хозяйственным операциям на основе
критического повышения значимости международного компонента бизнеса.
2. Перерастание внутрифирменных механизмов распределения ресурсов и разделения труда через национальные границы и превращение этих корпоративных механизмов по существу в международные.
3. Относительная независимость результатов хозяйственной деятельности компании от текущего состояния любой отдельно взятой национальной экономики, включая экономику страны базирования.
Положение новичков, опоздавших к дележу мирового пирога зарубежных активов, объединяет с международными инвесторами из развивающегося мира
Слайд 283.9 Шесть сестер
1. Нефтегазовый сектор здесь представлен компаниями «ЛУКойл» и «Газпром».
2.
Металлургический – «Северсталь», ОК «РУСАЛ», «Норильский никель» и «Евраз груп».
Слайд 293.10 Второй эшелон
1.АК "АЛРОСА«.
2. Металлургические компании – Новолипецкий МК, Магнитогорский МК,
"Мечел», лидер <российской> трубной отрасли ТМК,
3. "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ)
4. Телекоммуникации - МТС, "Вымпелком" и "Ситроникс".
Характерная черта – пока небольшой объём зарубежных активов.
Слайд 303.11 Третий эшелон – ориентация на республики СССР с страны СЭВ
Пищевая
промышленность "ВимБилльДанн" и "Нутритек«
Машиностроение - "Трансмашхолдинг", "Группа ГАЗ", "Ростсельмаш", концерн "Тракторные заводы«.
Ведущие российские розничные сети - "Евросеть", "Х5 ритейл групп”
Слайд 313.12.1 Трудности выхода
1.Необходимость наладить работу в незнакомой экономической, административно-правовой и культурной
среде принимающих стран.
2. Быстро рост потребностями координации и контроля этой работы со стороны материнской компании внутри сети международно-рассредоточенных производственных единиц.
3. Адаптация к зарубежной административно-правовой и налоговой среде. В развитых странах проблемы чаще возникают с антимонопольным регулированием, трудовым правом, законодательством по интеллектуальной собственности и охране окружающей среды
Слайд 323.12.2.Трудности выхода (окончание)
4.Подозрительное отношение к российскому бизнесу («мафия»)
5."инвестиционного протекционизма» в политике
целого ряда развитых стран. В Германии разрабатывается законопроект по ограничению иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики со стороны компаний и госфондов, в частности таких стран, как Россия и Китай, а также ОАЭ.
3. В Восточной Европе страх перед доминированием российского капитала.
Слайд 334.1 Приоритеты: Россия и Китай
В Китае : увеличивающим обеспеченность национальной экономики
природными ресурсами; способствующим экспорту национальных технологий, товаров и трудовых услуг; позволяющим использовать в национальной экономике результаты зарубежных исследований, технологические разработки и передовой опыт управления; способствующим повышению конкурентоспособности китайских предприятий и ускорению их выхода на зарубежные рынки.
В Россиий : модернизации экономики страны; диверсификации структуры экспорта; улучшению обеспеченности промышленности сырьем и насыщению внутреннего рынка товарами и услугами; снижению дефицита трудовых ресурсов; уменьшению загрязнения окружающей среды; конверсии финансовой задолженности зарубежных стран, и т. п.
Слайд 344.2 Россия и Китай – прямые инвестиции
Слайд 354.3 Россия и Китай. Иностранные инвестиции – притоки и оттоки
Слайд 36Резюме
1.Интеграция России в мировую экономику началась. Вступление в ВТО ускорит этот
процесс.
2.При интеграции иностранные инвестиции становятся улицей с двусторонним движением.
3. Система государственной поддержки российских инвестиций за границу только складывается.
4. Государству проще поддерживать своих инвесторов за рубежом при их самоорганизации. Примерами такой самоорганизации являются американская торговая палата и Немецкий дом в Москве.
5. Торгпредствам России надо стать не только площадкой для объединения российских инвесторов, работающих за границей, но помочь им преодолеть разобщенность, разъедающую российское общество.
3. Российскому инновационному бизнесу не развиться без выхода на мировые рынки.