Слайд 2
ДОКЛАД
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
МИНИСТРА ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУДРИНА А.Л.
О
предварительных итогах реализации
бюджетной политики в 2002 году,
задачах на 2003 год
и среднесрочную перспективу
Слайд 32001
2002
2003
* без ЕСН
Основные показатели федерального бюджета, % ВВП
*
Слайд 4Доходы расширенного бюджета
% ВВП
37,5
37,6
37,1
* оценка
*
Слайд 5Основные элементы налоговой реформы в 2002 году
Снижение ставки ЕСН с 39,5%
до 35,6%
Снижение ставки налога на прибыль с 35% до 24 %
Введение налога на добычу полезных ископаемых
Слайд 6Доля отдельных налогов в структуре доходов консолидированного бюджета, %
Слайд 7Отношение общей суммы налоговых доходов к ВВП
* Цена на нефть принята
постоянной
в размере 18,5 долл./барр.
Слайд 8В 2002 году объем предоставленных регионами льгот по налогу на прибыль
составил 33 млрд. руб.
14,5%
16,1%
21,0%
48,4%
2002
Бюджеты регионов Федеральный бюджет
2002
Бюджеты регионов Федеральный бюджет
Слайд 11Задолженность по налогам и сборам в консолидированную бюджетную систему
Слайд 12% ВВП
30,7
31,8
34,3
Непроцентные расходы расширенного бюджета
* оценка
*
Слайд 13Непроцентные расходы
федерального бюджета
%ВВП
*
* оценка
Слайд 14Финансовая помощь бюджетам регионов
% ВВП
Слайд 15Непроцентные расходы
бюджетов регионов
%ВВП
Слайд 16Основные статьи расходов консолидированного бюджета
Слайд 17Доля процентных расходов в ВВП
3,6
2,5
2,0
%
2,1
Слайд 18Динамика непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении (1997=100%)
%
*
* оценка
Слайд 19Основные итоги реализации политики в области межбюжетных отношений
Выплачена повышенная в
1,89 раза тарифная часть заработной платы работникам бюджетной сферы и снижена задолженность по выплатам заработной платы (с 1,7 млрд. рублей до 1,2 млрд. рублей)
Сокращена на 35,3% (5,6 млрд. руб.) задолженность по выплате детских пособий
Сокращена на 33,1% (9,1 млрд. руб.) задолженность по оплате услуг ЖКХ и содержанию объектов социальной сферы бюджетными учреждениями
Слайд 20Основные итоги реализации политики в области межбюжетных отношений
Для выполнения обязательств регионов
в 2002 году выделено из федерального бюджета ссуд в сумме 23,6 млрд. рублей
На ликвидацию стихийных бедствий из федерального бюджета выделено 12,4 млрд. рублей
Слайд 21Финансовый резерв
(на конец года)
млрд. руб.
Объем финансового резерва покрывает платежи
в 2003
году по внешнему долгу на 38%
Слайд 22Динамика и структура государственного долга Российской Федерации
(на конец года)
% ВВП
* оценка
*
Слайд 23Сальдо по внутренним заимствованиям федерального бюджета в 2002 году
Привлечено 221,1
Погашено 92,1
Сальдо 129,0
млрд.
руб.
Слайд 24Доходность рыночного портфеля ГКО-ОФЗ в 2002 году снижена с 16,1% до
Слайд 25Средний срок до погашения портфеля ГКО-ОФЗ (дюрация
портфеля) увеличен в 2002 году с 369 до 478 дней
дни
2002
Слайд 26Сальдо по внешним заимствованиям федерального бюджета в 2002 году
Привлечено 21,2
Погашено
237,8
Сальдо -216,6
млрд. руб.
Слайд 27Урегулирована основная часть задолженности бывшего СССР, а также частично задолженность России
перед кредиторами - членами Парижского клуба
Частично реструктуризирована коммерческая задолженность СССР
Снижена средняя доходность государственных валютных ценных бумаг с 9,4% до 5,3%
Итоги реализации политики в области государственного внешнего долга
Слайд 28Развитие казначейской системы в 2002 г.
С 1 января 2002 года все
финансовые потоки по внебюджетным средствам осуществляются через органы федерального казначейства
Все федеральные бюджетные учреждения (за исключением отдельных учреждений Минобороны России) перешли на обслуживание в федеральное казначейство
Слайд 29Развитие казначейской системы в 2002 г.
Применение системы контроля за обязательствами бюджетных
учреждений снизило несанкционированную кредиторскую задолженность по коммунальным платежам
В 61 субъекте Российской Федерации полностью внедрен учет доходов, распределяемых органами федерального казначейства, на единых счетах управлений федерального казначейства
Слайд 30Приоритетные задачи налоговой и бюджетной политики
1. Продолжение налоговой реформы
2. Разграничение полномочий
между уровнями бюджетной системы
3. Переход на многолетнее бюджетное планирование
4. Создание механизма функционирования стабилизационного фонда
5. Оптимизация бюджетных расходов
6. Реализация долговой стратегии
Слайд 31Приоритеты налоговой реформы
в 2004-2005 годах
1. Создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического
роста и финансовой стабильности
2. Создание благоприятных инвестиционных условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов
3. Выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики и хозяйствующими субъектами с одинаковой экономической деятельностью
Слайд 32Этапы реализации налоговой реформы 2004 год
Отмена налога с продаж
объем выпадающих
доходов
субъектов Российской Федерации
составит 60-65 млрд. руб.
Слайд 33Этапы реализации налоговой реформы 2004 год
Реформирование системы имущественных
налогов
Исключение запасов, затрат и нематериальных активов из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций
Повышение с 2 до 2,6% предельной ставки налога в целях компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов в связи со снижением налоговой базы
Слайд 34Этапы реализации налоговой реформы 2004 год
Реформирование системы имущественных
налогов
- пересмотр принципов оценки имущества физических лиц;
- переход на налогообложение земельных участков исходя из их кадастровой стоимости;
- сокращение перечня объектов и ставок налогообложения по налогу на наследование и дарение.
Слайд 35Этапы реализации налоговой реформы 2004 год
Совершенствование порядка взимания НДС
- возмещение
уплаченного налогоплательщиками поставщиками товаров (работ, услуг) при осуществлении капитальных вложений до окончания срока ввода объектов в эксплуатацию;
- усовершенствование порядка применения нулевой ставки НДС при экспорте
Слайд 36Этапы реализации налоговой реформы 2004 год
Совершенствование налогообложения углеводородного сырья
увеличение базовой
ставки НДПИ
на нефть и природный газ
Слайд 37Этапы реализации налоговой реформы 2004 год
Совершенствование налогообложения природных ресурсов
- введение
уплаты водного налога;
- введение сбора за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами;
- законодательное закрепление платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду;
- разработка системы платежей за пользование лесными ресурсами.
Слайд 38Этапы реализации налоговой реформы 2004 год
Увеличение имущественного вычета при налогообложении
доходов физических лиц
с 600 тыс. руб. до 1 млн. руб.
Слайд 39Этапы реализации налоговой реформы 2004 год
Отмена налогового контроля за расходами
физических лиц
Слайд 40Этапы реализации налоговой реформы 2004 год
Отмена некоторых местных налогов и
сборов
- целевых сборов на содержание милиции;
- сбора с владельцев собак;
- сбора за парковку автотранспорта;
- сбора за уборку территорий населенных пунктов.
Слайд 41Этапы реализации налоговой реформы 2004 год
Введение единого налога на сельхозтоваропроизводителей
Слайд 42Этапы реализации налоговой реформы 2004 год
Совершенствование режима применения государственной пошлины
-
снижение размера государственной пошлины при обращении в суды и за совершение нотариальных действий (в среднем в 2-2,5 раза);
- отмена налога на операции с ценными бумагами и налога на использование наименования «Россия»
Слайд 43Этапы реализации налоговой реформы 2004 год
Введение специального налогового режима
для участников соглашения о разделе продукции
Слайд 44Этапы реализации налоговой реформы 2005 год
Снижение эффективной ставки ЕСН
на 5 п.п.
до 25% от ФОТ
снижение налоговой нагрузки на ФОТ
составит 160 - 200 млрд. рублей
Слайд 45
Введение единой ставки НДС в размере 15% при благоприятной финансовой
ситуации
снижение налоговой нагрузки
составит 0,9% ВВП или 160 млрд. рублей
Этапы реализации налоговой реформы 2006 год
Слайд 46Реализация налоговой реформы приведет к ежегодному снижению налогового бремени на 1п.п.
ВВП в 2004-2006 гг.
Слайд 47Разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы
Финансируемые расходные обязательства
млрд.руб.
Слайд 48Разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы
Расходные обязательства с учетом принятых решений
млрд.руб.
Слайд 49Разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы
Расходные обязательства с учетом
«необеспеченных мандатов»
млрд.руб.
Слайд 50Многолетнее бюджетное планирование
Подготовка трехлетнего бюджетного плана
Доклад в Правительство
- 15 апреля т.г.
Рассмотрение на заседании
Правительства - 30 апреля т.г.
В 2004 году при консервативной оценке цены
на нефть (18,5 долл.США/бар.) непроцентные
расходы федерального бюджета составят
11,6% ВВП, т.е. на 1,4п.п. ВВП ниже, чем в
2003 году
Слайд 51Новая редакция
Бюджетного кодекса будет представлена в Правительство
в мае т.г.
Слайд 52Задачи формирования стабилизационного фонда
1. Снижение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры
2.
Усиление взаимодействия бюджетной и денежно-кредитной политики для регулирования инфляции
3. Повышение устойчивости экономической политики государства независимо от колебаний ценовой конъюнктуры
Слайд 53При цене на нефть 12 $/барр. недостаток ресурсов расширенного бюджета в
2004 году составит
425 млрд. руб. или 2,9% ВВП
Слайд 54Оптимизация бюджетных расходов
Правительственной комиссией по вопросам
оптимизации бюджетных расходов (образована
25 декабря
2002 года) в срок до 1 апреля т.г.
будут подготовлены предложения
по ограничению бюджетных расходов и
повышению их эффективности
Слайд 55Задачи в области государственного долга
1. Выполнение обязательств по государственному долгу
независимо от состояния бюджета и изменения внешнеэкономической конъюнктуры
2. Снижение рисков, связанных со структурой долга, и стоимости обслуживания
3. Ограничение объема государственных заимствований платежами по погашению государственного долга
4. Выравнивание условий привлечения внутренних и внешних заимствований
5. Постепенное замещение внешнего долга внутренним
6. Государственное регулирование и мониторинг заимствований субфедеральных и муниципальных органов власти
7. Создание системы мониторинга внешних заимствований нефинансовых предприятий
Слайд 56Задачи в области государственного внутреннего долга
Увеличение доли среднесрочных и долгосрочных размещаемых
государственных ценных бумаг ( в размере более 75%)
Увеличение рыночного объема государственных ценных бумаг (в 2003 году - с 217 млрд.руб. до 300 млрд. рублей (по номиналу)
Выпуск новых инструментов для системы страхования и негосударственной пенсионной системы государственных сберегательных облигаций
Разработка новых финансовых инструментов для населения, создание Национальной системы сбережений
Слайд 57Задачи в области государственного внешнего долга
1. Наращивание рыночной составляющей долга,
конверсия долга бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов в рыночные инструменты
2. Отказ от привлечения новых “связанных” кредитов стран-членов ОЭСР, начиная с 2004 года
3. Осуществление внешних заимствований без привлечения суверенных государственных гарантий с использованием в качестве гарантов специализированных финансовых институтов (РБР, ВЭБ, Росэксимбанка)
Слайд 58Динамика суверенного рейтинга России
А
ВВВ
ВВ
В
ССС
СС
С
SD
D
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЕЙТИНГ
СПЕКУЛЯТИВНЫЙ РЕЙТИНГ
Слайд 59Переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)
В 2003 году будут введены
6 новых норм по бухучету:
- реорганизация организаций;
- промежуточная отчетность;
- участие в совместной деятельности;
- учет инвестиций в зависимые организации;
- реорганизация страховых организаций;
- промежуточная отчетность страховых организаций.
Это позволит полностью перейти на принципы учета, закрепленные в МСФО
Слайд 60Страховая деятельность
В 2003 году предстоит обеспечить принятие законопроектов:
«О внесении изменений
и дополнений в федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
«О государственном страховом надзоре в Российской Федерации»