Слайд 1
Привлечение инвестиций в проекты по энергоэффективности
Опыт ЕБРР
Павел Теремецкий
г. Москва,
12 Ноября 2009 г.
Слайд 2Инициатива ЕБРР по развитию устойчивой энергетики
ЕБРР – один из крупнейших частных
финансовых инвесторов в России. За 17 лет проинвестировано €12.2 млрд собственных средств и привлечено €9 млрд. из частных источников на общую стоимость проектов в €40 млрд.
Портфель ЕБРР в секторе муниципальной инфраструктуры –
€700 млн.; электроэнергетики – свыше €1 млрд.
Энергоэффективность – важнейший приоритет в соответствии со Стратегией Банка по России
с 2006 года в рамках Инициативы по Развитию Устойчивой Энергетики ЕБРР предоставил свыше € 938 млн. на проекты по ЭЭ в России, на общую стоимость проектов свыше €4.5 млрд.
Слайд 3Инициатива ЕБРР по развитию устойчивой энергетики (II)
Промышленность – кредиты и безвозмездная
техническая поддержка (напр. энергоаудиты) для энергоемких промышленных предприятий
Электроэнергетика – финансирование ЭЭ в генерации и передаче электроэнергии, возобновляемых источников
Природные ресурсы – утилизация попутного газа, повышение ЭЭ при переработке и транспортировке газа
Малые и средние предприятия – программа технической поддержки и целевых кредитных линий в 300 млн. долл. США через банки-партнеры
Муниципальная инфраструктура – финансирование муниципальных предприятий и частных операторов в сфере централизованного водо- и теплоснабжения Общественные и жилые здание – программа технического содействия и разработка механизмов финансирования (вкл. ЭСКО)
Углеродное финансирование – подготовка проектов и покупка углеродных кредитов в рамках Киотского протокола
Слайд 4В 2009 г. запущена программа кредитования в $300 млн. (РУСЕФФ)
Слайд 5Электроэнергетика
Красноярская ТЭЦ (ТГК-13), 2009
Кредит $75 млн. на завершение строительства нового
блока угольной ТЭЦ в Красноярске (185 MW, 270 гкал/ч) для замещения старых угольных и электрических котлов
Снижение потребления энергоресурсов на 19%, выбросов CO2 на 237тыс.тонн в год
Аудит ЕБРР выявил ряд низкозатратных мер на ТЭЦ
Модернизация турбогенератора, € 8млн, окупаемость от 4 лет, рост КПД на 4%
Оптимизация парового котла, € 2 млн, окупаемость 2-3 г., рост КПД на 3%
Плавный пуск на электродвигателях, € 2-3млн, окупаемость 2-3 г, снижение электропотребления на 10%
Слайд 6Нефтегазовый сектор
Иркутская нефтяная компания, 2008
Инвестиции $85 млн. в уставный капитал ведущей
независимой нефтяной компании в Иркутском регионе
Финансирование строительства установки по закачке попутного газа в пласт (позволит утилизировать 90% попутного газа, ранее сжигаемого в факелах)
Сокращение выбросов CO2 на 350,000 тонн в год
ЕБРР оказывает поддержку по монетизации углеродных кредитов (в рамках Киотского протокола)
ЕБРР оказывает поддержку по разработке других направлений утилизации попутного газа (в т.ч. для генерации электричества или газификации региона)
Слайд 7Промышленный сектор
Северсталь, 2007/2008
300 млн. Евро (2 транша сроком 7 и
10 лет) на реализацию программы энергоэффективности
Кредит увеличен до 600 млн. Евро в 2008 г.
10 проектов, включая:
Внедрение системы энергоменеджмента
Строительство новой установки по сепарации газов
Модернизацию компрессорных станций,
Строительство новой ТЭЦ с газотурбинной установкой для автономного производства электричества
Реконструкцию пяти паровых котлов
Слайд 8
Снижение потребления электричества > 10% и природного газа на 3.5%
Увеличение объема
собственного производства электроэнергии на > 2,200 ГВтч в год (до 75% электропотребления)
Снижение выбросов СО2 около 1 млн. тонн в год
Значительное снижение эксплуатационных затрат
Окупаемость проектов (IRR) от 15% до 90%, срок окупаемости от 1 до 6 лет
Промышленный сектор, II
Северсталь, 2007/2008
Слайд 9Коммунальная инфраструктура
МУП «Ярославльводоканал»
Кредит ЕБРР - 490 миллионов рублей на модернизацию
оборудования и водопроводных сетей и автоматизацию работы насосных станций и станций водоподготовки
Результаты реализации проекта
Снижение потерь воды на 60%
Снижение количества аварий в системе водоснабжения на 31%
Снижение удельного энергопотребления системы водоснабжения на 15%
Слайд 10Коммунальная инфраструктура-проблемы и решения
Тарифообразование на основе «затраты плюс»
Внедрение двухкомпонентного тарифа,
полностью покрывающего затраты
Долгосрочные тарифы, RAB
Ликвидация перекрестного субсидирования
Ограничение роста тарифов не способствует окупаемости операционной деятельности и инвестиций в модернизацию
Ежегодный пересмотр тарифов, преобладание краткосрочных контрактов на поставку ресурсов не позволяет осуществлять долгосрочное планирование денежных потоков и тем самым препятствует привлечению финансирования
Отсутствие приборов измерения и регулирования потребления ресурсов – перекладывание «потерь» на конечного потребилеля, невозможность адекватного планирования мощностей
Внедрение счетчиков и регуляторов потребления тепла, автоматизация контроля функционирования теплосетей и подстанций
Медленный процесс вовлечения частного сектора в предоставление коммунальных услуг (несовершенство концессионного законодательства и т.п.)
Слайд 11Электроэнергетика-проблемы и решения
Необходимость завершения тарифной реформы для полной либерализации цен на
электроэнергию
Отсутствие стимула к модернизации и сокращению потерь в сетях передач из-за тарифообразования по методу «затраты плюс»
Упор на строительство новых мощностей (подчас, продиктованный энергетической стратегией регионов), а не повышение эффективности существующей генерации
Отсутствие интегрированного планирования для учета муниципальных ТЭЦ и потребностей в тепловой энергии, барьеры к развитию децентрализованного электроснабжения
Рынок независимых производителей (IPP) не развит в России – отсутствие практики долгосрочных контрактов на поставку газа для IPP, продажу электроэнергии (off-take contracts)
Отсутствие стандартов эффективности для объектов генерации – при создании новых мощностей подчас выбирается оборудование с наименьшей стоимостью и низким КПД
Не реализуется огромный потенциал по развитию возобновляемых источников
Слайд 12Бюджетный сектор – потенциал энергосбережения
На финансирование энергоснабжения и коммунальных ресурсов только
для объектов гос. и муниципальной бюджетной сферы в 2007 г. было израсходовано > 350 млрд. руб. (4% консолидированного бюджета РФ)
Нормативы энергопотребления общественных зданий в России на 40-50% превышают нормативы ЕС (фактическое потребление еще выше). Потенциал ресурсосбережения оценивается в 40% от текущего энергопотребления
На базе аудита 5 зданий, ЕБРР проанализировал потенциал энергоэффективности 295 типовых общественных зданий в
г. Сургут.
4 группы мер по ресурсосбережению: освещение, отопление, вентиляция, водоотведение.
Потенциал экономии на оплате коммунальных ресурсов 44.6 млн.руб. в год.
Общие затраты на внедрение мер по энергосбережению 200 млн.руб. (вкл. энергоаудит, проектные и строительно-монтажные работы, и т.п.)
Срок окупаемости за счет экономии энергозатрат 6-7 лет
Слайд 13Бюджетный сектор - проблемы
Отсутствие стимулов для ЭЭ на уровне бюджетных объектов
нет ответственности за ЭЭ и технического опыта
недостаток бюджетного финансирования,
нет возможности «удерживать» экономию, и т.д.
Экономии энергозатрат может быть достаточно для финансирования энергосберегающих мероприятий (или платежей по банковским кредитам на осуществление ЭЭ)
Потенциал ЭЭ бюджетного сектора может быть реализован за счет привлечения частного финансирования и специализированных компаний ЭСКО для обслуживания зданий
В текущей рабочей версии Закона о повышении энергетической эффективности фигурирует механизм заключения энергосервисных контрактов
Слайд 14Бюджетный сектор – возможные решения
Муниципальный контракт между ЭСКО и муниципалитетом по
предоставлению
услуг по обеспечению комфорта (вкл. снабжение зданий энергоресурсами)
осуществлению мероприятий по ЭЭ (собственные / привлеченные средства)
текущему обслуживанию здания (и контролю за расходами энергии)
Цена контракта фиксирует ежегодный объем бюджетых платежей и состоит из
«базовой» стоимости энергоресурсов, поставляемых ЭСКО в здания до реализации ЭЭ, скорректированной на изменение тарифов и погодный фактор
стоимости ежегодного обслуживания зданий, скорректированной на инфляцию
Разница между ценой контракта и фактическим потреблением энергоресурсов зданиями – доход ЭСКО (стимул к экономии ресурсов и инвестированию собственных средств в ЭЭ!)
Роль муниципалитета – проведение аудитов, разработка целей и программ по ЭЭ, проведение тендеров на управление зданиями
Слайд 15Бюджетный сектор – возможные решения (II)
Проблема – законодательство позволяет индексировать цену
контрактов с ресурсоснабжающими компаниями, но не стоимость обслуживания зданий (корректировка лишь на прогнозную инфляцию – риск)
Должны быть регламентированы правила разработки целевых программ с возможностью заключения долгосрочных контрактов с ЭСКО
ЭСКО должна иметь возможность заключения контрактов с ресурсоснабжающими организациями на покупку и поставку энергоресурсов
Необходимы сбалансированные контрактные отношения между ресурсоснабжающими компаниями и потребителями, чтобы риск за качество услуг не перекладывался на ЭСКО
Разработка обязательных «классов» эффективности зданий упростит процесс разработки и реализации целевых программ
Необходимо включение критериев ЭЭ в правила закупок для бюджетных учреждений (т.е. использования «эксплуатационной стоимости» оборудования, а не минимальной цены)
Слайд 16Жилищный сектор
Огромный потенциал экономии энергозатрат в жилищных зданиях, требуются значительные инвестиции
для ремонта зданий
ЕБРР совместно с IFC начинает разработку механизмов финансирования в жилищном секторе. В настоящее время осуществляется анализ законодательства и опрос управляющих компаний в регионах России
Задача – разработка механизмов поддержки жильцов и управляющих компаний для реализации ремонта и реконструкции зданий, установки приборов учета и индивидуальных тепловых пунктов на зданиях и тп.
Необходима соответствующая законодательная поддержка для развития финансирования в данном секторе
Слайд 17СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Павел Теремецкий
Менеджер по развитию
Отдел энергоэффективности и изменения климата
E-mail: teremetp@ebrd.com
ЕБРР
125047
г. Москва,
ул. Гашека, 6
Дукат Плейс III
Тел.: +7 495 787 1111 доб. 162
Факс: +7 495 787 1122