Слайд 1Презентация по дисциплине
«Управление инвестициями в человеческий капитал»
Тема: «Инвестирование в человеческий
капитал»
Преподаватель кафедры
финансового рынка и валютных отношений
Тулупникова Юлия Вениаминовна
Московская финансово-промышленная академия
Слайд 2Особенности инвестиций в человеческий капитал:
Одновременно осуществляются государством, самим человеком и его
семьей, предприятиями;
Отдача от них непосредственно зависит от срока жизни носителя человеческого капитала (продолжительности трудоспособного периода);
Доходность повышается до определенного предела по мере накопления человеческого капитала, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности, а затем резко снижается;
Эффективность довольно высока, но инвестиционный период более длительный (до 12-20 лет и более);
Отличаются высокой степенью риска.
Слайд 3Процесс инвестирования в ЧК носит высокорисковый характер, что объясняется следующим:
большая продолжительность
инвестиционного периода;
неликвидность ЧК;
в процессе производства человек задействует только часть своего ЧК, а вкладывать необходимо в весь ЧК;
относительная свобода передвижения человека снижает желание работодателей вкладывать средства в его развитие.
Слайд 4Источники инвестиций в ЧК:
расходы семьи индивида;
индивидуальные расходы индивида (самофинансирование) - играет
ключевую роль в формировании, а особенно развитии ЧК;
бюджетные средства государства;
затраты работодателей.
Слайд 5Размер вложений в ЧК определить трудно, если вообще возможно по следующим
причинам:
В отличие от физического капитала, стоимость которого можно рассчитать напрямую, ЧК оценивается опосредованно, т.к. невозможно оценить, например, влияние семьи на человека, на его ЧК;
Еще один фактор, затрудняющий расчет затрат на развитие ЧК, - то, что средства, вкладываемые в человека, частично могут использоваться не по назначению.
Слайд 6Виды инвестиций по структуре затрат:
Образование – главное направление инвестирования, генерирует новый
качественный уровень ЧК;
Обучение – профессиональное или специальное; в процессе работы (ученичество) или в отрыве от нее на спецкурсах; общее (повышение грамотности) и специальное (навыки для определенной работы) – также большая часть инвестиций;
Слайд 7Виды инвестиций по структуре затрат (продолжение):
Здоровье и питание – увеличивают отдачу
от труда, помогают сохранить здоровье и увеличить длительность продуктивного периода жизни; основная форма – медицинское страхование;
Мобильность, миграция и трудоустройство, поиск работы, в т.ч. поиск информации о доходах, зарплате;
Воспитание детей;
Культура и досуг;
Экология и здоровый образ жизни;
Фундаментальные научные разработки.
Слайд 8
К. Макконнелл и С. Брю рассматривают три вида инвестиций в ЧК:
расходы
на образование, в т.ч. общее и специальное, переподготовку на предприятии;
расходы на здравоохранение, в т.ч. затраты на профилактику, медицинские услуги, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
расходы на мобильность рабочей силы – миграцию в места с более высокой производительностью и соответственно с более высокими ставками зарплаты.
Слайд 9
По мнению основоположника теории ЧК
Г. Беккера, инвестиции в ЧК предполагают затраты
на:
получение образования;
поддержание здоровья, медицинские услуги;
мобильность, поиск работы;
воспитание детей;
поиск информации о ценах, доходах, заработной плате.
Слайд 10
В целом же инвестирование в ЧК подразделяется на:
вложения в образование
и повышение квалификации, переподготовку;
вложения в поддержание здоровья, трудоспособности, медицинское обслуживание;
вложения, связанные с поиском информации и трудоустройством, территориальным перемещением рабочей силы.
Слайд 11Инвестиции в ЧК по Дж.Кендрику:
Вещественные – затраты, связанные с физическим формированием
и развитием человека (издержки рождения и воспитания детей);
Невещественные – расходы на общее образование и специальную подготовку, медицинские услуги, перемещение рабочей силы.
Слайд 12Инвестиции в образование по содержательному признаку:
Формальные – получение среднего, специального и
высшего образования, а также другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр.;
Неформальные – самообразование индивида, в т.ч. чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.
Слайд 13Инвестиции в образование по структуре расходов:
Прямые затраты – оплата обучения, расходы
на покупку учебников и материалов, расходы на поиски работы и смену места жительства, расходы на поддержание здоровья и т.д.;
Косвенные издержки, включая:
- упущенные заработки (40-70% общих затрат на образование);
- моральный ущерб, т.е. трудности обучения и поиска работы (например, чисто «физиологические» и психологические затраты на учебу и сдачу экзаменов), нарушение привычного образа жизни с связи с миграцией и т.п.
Слайд 14Расходы на подготовку кадров:
Общая подготовка – работники оплачивают сами, нет необходимости
оплаты её фирмой;
Специальная подготовка – оплачивается самой фирмой-работодателем.
Слайд 15Эффективность инвестиций в образование
Несмотря на некоторые минусы инвестирования в человеческий капитал,
вложения в него выгодны, т.к. здоровые образованные счастливые люди лучше работают, а тем самым дают возможность:
себе - удовлетворять свои потребности в большем объеме;
работодателю - получать больше прибыли;
государству – быстрого развития экономики страны в целом.
ЧК как созидательный и производительный ресурс формируется в процессе получения различных видов образования.
Слайд 16Выгоды от образования могут выступать в виде:
более высоких заработков в будущем;
более
широкого доступа к интересной, приятной и перспективной работе;
высокого престижа профессии или повышенного удовольствия от нерыночных видов деятельности в будущем.
Слайд 17Инвестиции в здоровье
Способствуют восстановлению и поддержанию созидательных способностей человека, а также
воздействуют на формирование человеческого капитала будущего поколения рабочей силы
Связаны с профилактикой здоровья, медицинскими услугами, поддержанием здорового образа жизни, диетическими питанием, занятиями спортом, рекреативными мероприятиями
Самая распространенная форма – медицинское страхование, оплачиваемое как самими работниками, так и работодателями
Слайд 18Функциональная задача инвестиций в здравоохранении
отличается от вложений в образование: если
инвестирование в образование генерирует новый качественный уровень человеческого капитала, то инвестирование в здравоохранение в основном способствует восстановлению и поддержанию созидательных способностей человека
также оказывают существенное воздействие на формирование человеческого капитала будущего поколения рабочей силы
Слайд 19Состояние здоровья в теории ЧК – капитал, который:
Включает две части -
наследственную и благоприобретенную;
В течение жизни человека изнашивается, со смертью происходит полное обесценение фонда здоровья;
Инвестиции, связанные с профилактикой здоровья, медицинскими услугами, поддержанием здорового образа жизни, диетическим питанием, занятиями спортом способствуют замедлению старения, увеличению срока использования и повышению качества ЧК.
Слайд 20Существует устойчивая взаимосвязь между состоянием здоровья и уровнем образования
Работники
с высоким уровнем образования, как правило:
используют более рационально свой капитал здоровья;
разумнее пользуются медицинскими услугами;
ведут более здоровый образ жизни, занимаются различными видами спорта;
у них меньше количество дней, потраченных по болезни.
Слайд 21Модель Гроссмана
классическая модель спроса на здоровье
в ней индивид
в одно и то же время является и «потребителем», и «производителем» собственного здоровья
обладая некоторым уровнем здоровья, человек может либо его улучшить, либо ухудшить
спрос на здоровье связан с тем, что оно:
как и другие блага, входит в функцию полезности;
определяет суммарное количество рабочего времени, которое индивид может посвятить работе на рынке труда в течение предстоящей жизни, и, следовательно, его будущие доходы.
Слайд 22Инвестиции в мобильность (миграцию)
Смена места работы (мобильность) сопровождается определенными
затратами - как материальными, так и моральными (временная потеря дохода, поиск новой работы, а иногда и переезд на новое место жительства и т.д.)
Поэтому смена места работы связана со значительными краткосрочными инвестициями в человеческий капитал
Выгоды при этом могут иметь долгосрочный характер, если человек получит более высокооплачиваемую работу
Слайд 23
Инвестиции в миграцию в модели ЧК
Модель ЧК рассматривает добровольную мобильность как
инвестирование, при котором краткосрочные затраты осуществляются с целью получения долгосрочных выгод: если текущая ценность выгод, связанных с мобильностью, превышает денежные и моральные издержки, решение о смене работы или переезде рационально
Следовательно, любое решение о смене места работы зависит от текущей стоимости чистых выгод от мобильности, большей нуля
Слайд 24Для расчетов текущей стоимости чистых выгод применяется следующая формула:
где
W1 - текущая
стоимость чистых выгод в году t=1;
Bjt - полезность (денежная или моральная), полученная от j–й работы в году t;
Вit - полезность (денежная и моральная), полученная от i–й работы в году t;
С - полезность, потерянная при переезде и смене работы (инвестиции в мобильность);
r - ставка процента (дисконта);
Т - время (в годах), в течение которого получается полезность от мобильности.
Слайд 25Факторы, влияющие на инвестирование в миграцию
Чем меньше затраты на смену
работы и переезд и больше разница в выгодах от старой и новой работы, тем больше пользы от мобильности и тем больше людей будут принимать решение о смене работы или места жительства
На основании наблюдений за этими параметрами можно четко прогнозировать, какие социальные слои и профессиональные группы более склонны к смене места работы или места жительства и в каких направлениях будут идти потоки мигрантов
Мобильность, согласно теории ЧК, более высока среди молодежи и образованных людей
Слайд 26В общем случае на процесс инвестирования в ЧК влияют факторы:
экономические (в
т.ч. располагаемые доходы населения);
социальные (например, наличие социальных программ и иной помощи государства);
природные (например, климатические условия в случае решения вопроса о миграции);
личностные (например, религиозные установки).