Слайд 2
Финансы в переводе с латыни означает наличность, доход; в широком смысле
- денежные средства, денежные обороты
Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента и которому присущи функции меры стоимости, средства обмена и средства накопления.
Слайд 3Финансы
это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных
средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.
Слайд 4Валовой внутренний продукт
ВВП (Gross Domestic Product, GDP) - общий показатель суммы
добавленных ценностей, созданных за определенный период всеми производителями, действующими на территории страны. ВВП является обобщающим индикатором силы экономики (или наоборот, ее слабости в периоды спадов).
Слайд 5Реальный и номинальный ВВП
ВВП считается как в номинальном виде (в текущих
ценах), так и в ценах фиксированного периода (реальный ВВП, Real GDP).
Слайд 6Валовой национальный продукт(gross national product)
– рыночная стоимость товаров и услуг,
произведенных в течение данного периода факторами производства, принадлежащими гражданам данной страны, независимо от их местонахождения.
Слайд 7Национальный доход
– исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в
течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством).
Слайд 8Национальный доход состоит:
Заработной платы;
Доходов от собственности в виде дивидендов, процентов, ренты;
Нераспределенной
прибыли акционерных компаний;
Доходов некоммерческих предприятий;
Доходов государства от владения собственностью и предпринимательской деятельности
Слайд 9Прогноз Банка Эстонии 2013 (Весенний)
Слайд 10Прогноз (осенний) Банка Эстонии 2012 г.
Слайд 11Темпы роста мирового валового продукта
(Мировой ВВП),
% к предыдущему году
Слайд 12Темпы роста валового внутренннего продукта Еврозоны
(ВВП Еврозоны),
% к аналогичному
периоду предыдущего года
Слайд 13Распределение НД заключается в создании первичных доходов.
Первичные доходы не образуют средств,
достаточных для функционирования аппарата управления.
Первичные доходы создаются в сфере производства.
Слайд 14Перераспределение НД связано:
с наличием наряду с реальным сектором непроизводственной сферы, в
которой НД не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение);
с перераспределением доходов между различными социальными группами населения;
с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений
Слайд 15Финансовая система -
это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в
распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Слайд 16Система финансов Эстонской республики
Слайд 17Финансы фирмы
- это та часть денежных отношений, в которые фирма
вступает для обеспечения своей жизнедеятельности.
Слайд 18Объективные финансовые функции фирмы.
обслуживание денежными средствами жизнедеятельности фирмы.
обеспечение жизнедеятельности фирмы
достаточным количеством денежных средств
обеспечение финансовых пропорций фирмы. В российской литературе эту функцию часто называют контрольной.
функция финансового планирования.
Слайд 19Субъективные финансовые функции фирмы:
распределительная.
функция поддержания заданной структуры капитала фирмы.
обеспечение
рационального использования денежных средств фирмы.
Слайд 20Финансовая политика предприятия
это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных
на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.
Слайд 21
Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами,
направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия
Слайд 22Стратегическими задачами
при разработке финансовой политики на предприятии являются:
оптимизация структуры капитала
и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
максимизация прибыли;
достижение прозрачности финансово-экономической деятельности предприятия;
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия.
Слайд 23Тактические задачи
индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач,
налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т.п.
Слайд 24Основными направлениями разработки финансовой политики предприятия являются:
Анализ финансово-экономического состояния;
Разработка учетной политики;
Разработка
кредитной политики;
Управление оборотными средствами; управление затратами;
Дивидендная политика;
Управление финансами.
Слайд 25Государственные финансы
отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных
средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций
Слайд 26
Центральным звеном государственных финансов является государственный бюджет.
Слайд 27Государственный бюджет
представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год,
имеющий силу закона.
это централизованный фонд денежных средств государства.
Слайд 28Бюджетная система
- это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Слайд 29Бюджетное устройство
Включает в себя организацию и принципы построения бюджетной системы, определяет
взаимоотношения звеньев бюджетной системы.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством.
Слайд 31Бюджетный процесс
Представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению,
утверждению и исполнению центрального и региональных/местных бюджетов
Слайд 32Госбюджет Эстонии
Формируется за счет поступления следующих налогов:
Социальный налог
Налог с оборота
Акцизы
Подоходный налог
с частного лица
Другие налоги и приравненные к ним поступления
Слайд 35Структура доходов бюджета Эстонии
Слайд 36Структура налоговых поступлений в бюджет Эстонии
Слайд 37Структура налоговых поступлений в доходы государственного бюджета Эстонии на 2013 год
Слайд 38Неналоговые доходы бюджета Эстонии, млдр.€
Слайд 39Расходы госбюджета на 2009 г Эстонии
Слайд 40Расходы госбюджета Эстонии на 2010 г
Слайд 41Расходы госбюджета Эстонии на 2011 г (прогноз)
Слайд 43Местные бюджеты
Могут собирать следующие налоги:
налог на предпринимательскую деятельность
налог на перекрытие дорог
и улиц
налог на размещение рекламы
налог на зрелищные и массовые мероприятия
налог на содержание животных и т.п.
Слайд 44Налоги
представляют собой принудительные сборы с налогоплательщиков в денежной форме с целью
формирования централизованных фондов государства, т.е. носят фискальный характер.
Слайд 45Принципы налогообложения
Равномерность
Определенность
Безвозмездность
Обязательность
Простота и удобство
Эффективность в управлении экономикой
Слайд 46Виды налогов
Прямые –
это налоги, уплачиваемые непосредственно с доходов или с имущества
Косвенные
- устанавливаются в виде надбавки к цене товара или тарифу на услугу.
Косвенные налоги действуют в форме акцизов.
Слайд 47Акцизные налоги
Индивидуальные:
Единые
Дифференцированные
Средние
Универсальные -
устанавливаются в виде единого процента
к стоимости товаров или услуг. Это налог с оборота или налог на добавленную стоимость.
Слайд 48Виды налоговых ставок:
твердые;
пропорциональные
прогрессивные;
регрессивные.
Слайд 49Твердые ставки
устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от
размеров дохода.
Слайд 50Пропорциональные
- действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без
учета дифференциации его величины.
Слайд 51Прогрессивные ставки
предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода.
При
простой прогрессии ставка возрастает по мере увеличения дохода для всей суммы дохода.
При сложной прогрессии доходы делятся на части (ступени ), каждая из которых облагается по своей ставке.
Слайд 52Расчет налоговых платежей при простой и сложной прогрессии.
Слайд 53Регрессивные ставки
предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода и
наоборот, чем ниже уровень дохода, тем тяжелее налоговое изъятие (характерно для косвенных налогов).
Слайд 54Фискальная политика
постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью
регулирования их протекания.
Слайд 55Дискреционная фискальная политика
Сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью
воздействия на реальный объем ВНП, занятость, инфляцию и экономический рост.
Слайд 56Автоматическая фискальная политика
Основана на системе «встроенных стабилизаторов», т.е. такого экономического механизма,
который автоматически реагирует на изменение экономического положения без принятия каких-либо шагов со стороны правительства.
Слайд 57
абсолютных цифрах бюджет ЕС на 2013 г. составит 132,7 млрд евро
в платежах и 149,78 млрд евро в обязательствах. Приоритетным статьями бюджета, по мнению совета ЕС, являются поддержание устойчивого экономического роста, политика сближения и политика ЕС в сфере свободы, безопасности и правосудия
Слайд 58
Бюджетный пакт, подписанный 2 марта 2012 г. (отказались подписать пакт только
главы Чехии и Великобритании), обязывает его участников иметь профицитный или хотя бы бездефицитный бюджет, причем это правило должно быть закреплено законодательно. Расходы государств-участников пакта не могут превышать его доходы более чем на 0,5% ВВП. Нарушителям грозит крупный штраф (до 0,1% ВВП), средства от которого должны направляться в Стабфонд Евросоюза.