Слайд 2
ИНСТИТУТ
ПОЛИТИКИ
РАЗВИТИЯ
DEVELOPMENT
POLICY
INSTITUTE
Понятие, виды и структура
бюджетов в Кыргызской
Республике
Слайд 3Что такое бюджет?
Бюджет рассматривается
и как роспись предполагаемых государственных доходов
и расходов,
и как основной финансовый план, и как форма образования и расходования денежных фондов средств, как часть системы государственного управления.
Бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами предоставление государственных услуг обществу и реализацию государственной политики.
Бюджет государства – это план необходимых обществу расходов и ожидаемых источников доходов для их финансирования:
- расходы, т. е. какие запросы общества оно намерено удовлетворять, сколько это будет стоить и, соответственно, какие цели государственной политики будут профинансированы;
- доходы, т.е. каким объемом ресурсов государство будет располагать, и из каких источников оно их получит.
Слайд 4Для чего и как государство использует бюджет?
У бюджета в государственном управлении
есть три главные функции:
- показать, какие цели и задачи ставит государство на предстоящий период, и планирует расходы для их достижения;
- служить законом, обязательным для исполнения, основной системы контроля над за сбором и расходованием бюджетных ресурсов государства;
- быть инструментом государственного регулирования экономики, способствуя социально-экономическому развитию страны.
Слайд 5Цели и задачи государственной политики реализуются как в доходной, так и
в расходной частях бюджета.
Назначение бюджета не только обозначить, но и профинансировать намеченные государством расходы политику.
С помощью бюджета достигаются три основные цели экономической политики:
- предоставление обществу определенных благ и услуг;
- перераспределение доходов в обществе;
- стабилизация экономики.
Слайд 6 Какие виды бюджетов есть в Кыргызстане и чему они служат?
Республиканский бюджет
- это бюджет органов государственной власти, т.е. план расходов и других выплат и прогноз доходов и заимствований, утвержденный Жогорку Кенешем на бюджетный год.
- Бюджетный год – это 12 месячный период, на который государство планирует доходы и расходы. В Кыргызстане бюджетный год длится с 1 января по 31 декабря, т.е. совпадает с календарным годом
- Все министерства, ведомства, государственные учреждения финансируются из республиканского бюджета.
- Крайне важно, что план расходов и других выплат, а также прогноз доходов и заимствований утверждаются Жогорку Кенешем до начала нового бюджетного года.
- Республиканский бюджет составляется и исполняется правительством, и утверждается Жогорку Кенешем.
- Из республиканского бюджета финансируется расходы на содержание и деятельность центральных органов власти. - Управление бюджетными средствами осуществляется в соответствии с установленными процедурами.
Слайд 7Бюджет развития – это бюджет капитальных расходов.
Исходной базой при его
планировании служит Программа государственных инвестиций. В нее включаются инвестиционные проекты с участием государства.
Их финансирование планируется из внутренних и внешних источников.
Внутреннее финансирование включает:
- финансирование капитальных вложений, покрываемые из республиканского бюджета;
- бюджетные расходы совместного с иностранными партнерами финансирования проектов с участием иностранных партнеров(доля софинансирования правительства).
Внешнее финансирование проектов означает, что государство для их реализации берет займы у внешних кредиторов. Сегодня в Кыргызстане большая доля расходов по бюджету развития приходится на внешнее финансирование, что ведет к росту дефицита бюджета и увеличению государственного долга.
Слайд 8Бюджет Социального фонда
Это внебюджетный фонд, из которого идут выплаты пенсий, пособий
и др.
Это самостоятельный фонд, отдельный от бюджета, имеет собственные доходы и осуществляет определенные законом расходы. Социальный фонд имеет собственный расчетный счет и является юридическим лицом.
Бюджет Социального фонда утверждается Жогорку Кенешем. Ежегодно принимается закон о тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию. Размеры пенсий и пособий и контингент получателей определяются законом.
Социальный фонд собирает и накапливает страховые взносы и перераспределяет их по таким организациям: через Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Из них средства направляются на финансирование пенсий, пособий по социальному страхованию, медицинскому страхованию и т.д.
Помимо Социального фонда органам управления в Кыргызстане разрешено создавать внебюджетные фонды за счет благотворительных взносов, добровольных пожертвований, и т.д.
Слайд 9Для анализа доходов и расходов государства составляется сводный бюджет. В Кыргызстане
его называют консолидированным бюджетом. Он включает доходы и расходы республиканского и местных бюджетов.
Консолидированный бюджет – это республиканский и местный бюджеты, сведенные в единую форму, за минусом дублирующих доходов и расходов
Слайд 10Структура республиканского бюджета
Доходы республиканского бюджета – это средства, получаемые государством из
различных источников для осуществления необходимых обществу расходов.
Доходы, поступающие в бюджет, можно разделить на:
- текущие;
- капитальные (в Кыргызстане их называют доходы от операций с капиталом);
- полученные официальные трансферты
Слайд 11 Текущие доходы складываются из налоговых и неналоговых поступлений
Налоговые доходы
Основное предназначение
налогов - обеспечить государство доходами.
Налогообложение – это обязательное внесение платежей в государственные органы.
В КР действуют следующие налоги:
- Общегосударственные налоги, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на территории всей страны. Ставки, объекты налогообложения, плательщики и методы сбора едины для всей страны.
- Местные налоги, устанавливаемые Налоговым Кодексом и вводимые в действие нормативными правовыми актами местных кенешей, обязательные к уплате на территориях соответствующих административно-территориальных единиц.
- Специальные налоговые режимы (порядок исчисления и уплаты определенных общегосударственных налогов).
Слайд 12Неналоговые доходы
Плата за государственные услуги является альтернативным способом финансирования их
предоставления. Государственные услуги могут оплачиваться двумя способами – посредством выплат из бюджета, получаемых поставщиками услуг, либо путем взимания платы за услуги с непосредственных потребителей услуг.
Сборы с потребителей могут быть введены, когда государственный сектор представляет обществу товары и услуги, не являющиеся чисто общественными. Размер платы с потребителей государственных услуг регулируется государством.
Сбор, удерживаемый за государственные услуги, носящие в основном нематериальный характер и предоставляемые государственными органами в ходе выполнения ими своих прямых обязанностей.
Доходы, которые государство получает от владения и распоряжения собственностью, или занимаясь предпринимательской деятельностью.
Слайд 13 Капитальные доходы – доходы от операций с капиталом государства, носящие единовременный
характер:
продажи основного капитала (земель, зданий, сооружений, капитального оборудования, драгоценных металлов из государственного фонда, др.);
продажи государственных запасов товаров;
продажи земли и нематериальных активов (например, ценных бумаг);
капитальных трансфертов из негосударственных источников (денежные переводы от негосударственных предприятий, частных лиц, нерезидентов, и др.)
Слайд 14 Полученные официальные трансферты в республиканском бюджете формируются за счет поступления средств
от иностранных государств и/или международных организаций, зарубежных фирм, др.
Подразделяются на:
внешнюю гуманитарную помощь, в том числе на ликвидацию стихийных бедствий,
денежные переводы на реализацию отдельных проектов, которые также носят безвозмездный характер.
Слайд 15Кредитные ресурсы, т.е. средства которые должны быть возвращены, учитываются отдельно –
после подведения баланса доходов и расходов при планировании источников покрытия дефицита бюджета.
Слайд 16 Расходы республиканского бюджета
Государственные расходы – это траты государства на приобретение
материальных благ и услуг для удовлетворения общественных потребностей.
К ним относятся:
- оплата труда государственных служащих, учителей, врачей, медсестер, и т.д.,
- финансирование услуг жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, др.
- обеспечение функционирования государственных учреждений и предприятий
- помощь отдельным предприятиям и лицам, которая может оказываться как безвозмездно, так и на возвратной основе.
- в виде трансфертов выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как предприятиям или отраслям экономики помощь предоставляется в виде кредитов или займов.
- выплата долгов государства.
Слайд 17Бюджетная классификация – это группировка расходов, доходов и источников финансирования государственного
долга в зависимости от их общих характеристик. Каждый отдельно взятый вид дохода или расхода объединяется по какому-либо признаку со сходными ему в группы или параграфы. Группы помещаются в главы, и т.д.
Слайд 18Функциональная классификация группирует расходы по таким функциям государства, как оборона, здравоохранение,
социальная защита и др. Функциональная классификация раскрывает, на что и на какие цели тратятся деньги. Она показывает, какие функции правительство выполняет для общества и сколько это стоит.
Ведомственная классификация показывает бюджетные расходы государственных и других организаций, являющихся бюджетополучателями (например, расходы Министерства обороны, Министерства финансов, др.).
Слайд 19Экономическая классификация расходов является группировкой расходов бюджетов в зависимости от экономического
содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
Она показывает, на какие виды расходов по их экономическому назначению тратятся государственные деньги в организациях (оплата труда, закупка товаров, приобретение оборудования, коммунальные услуги, др
Слайд 20Расходы государственного бюджета подразделяются на:
- текущие,
- капитальные,
- кредиты, выданные правительством.
Текущие и капитальные расходы бюджета
– это траты, осуществляемые самим государством.
Кредиты обеспечивают траты других субъектов и должны быть возвращены ими в бюджет.
В Кыргызстане основная часть расходов республиканского бюджета – текущие.
Вторая категория – капитальные расходы, финансируемые за счет внутренних источников государства
Слайд 21 Текущие расходы обеспечивают каждодневное функционирование государства:
Расходы на товары и услуги
в Кыргызстане включают заработную плату, отчисления на социальное страхование, командировочные расходы, приобретение товаров и услуг, расходы на коммунальные услуги, транспорт и прочие приобретения и услуги.
Трансферты, передаваемые государством отдельным гражданам или предприятиям в течение года, и выплаты процентов по долгам, осуществляемые государством.
Слайд 22Капитальные расходы обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность государства:
- инвестиции, способствующие пополнению общественного
имущества, содержанию его в хорошем состоянии и улучшению отдельных его характеристик. Развитие инфраструктуры и ее ремонт финансируются для повышения качества предоставления государственных услуг.
- капитальный ремонт и проектирование, приобретение зданий и сооружений, прочих гражданских строительных объектов, оборудования и товаров длительного пользования.
Капитальные расходы обычно направлены на оплату товаров и услуг, срок потребления или использования которых превышает один год
Слайд 23Кредиты
Кредиты представляют собой ресурсы, которые можно получить во временное пользование
за определенную плату (обычно в процентах к сумме кредита). По истечении срока кредита должна быть возвращена сумма, взятая в долг, и внесена плата за пользование кредитом.
Чрезвычайные и непредвиденные расходы
Государство должно располагать необходимым резервом ресурсов для возможных неплановых расходов.
В Кыргызстане государство наделено правом создавать резервные фонды для покрытия непредвиденных расходов.
Слайд 24Балансирование доходов и расходов
Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над
его доходами. Он отражает недостаточность ресурсов государства по отношению к его нуждам.
Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом. Профицит означает, что государство собрало средств больше, чем потратило их.
Государственный долг - это долговые обязательства страны перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами.
Слайд 25Контрольные вопросы:
Перечислите виды бюджетов в КР и объясните их взаимосвязь
В каком
нормативном правовом акте устанавливаются объемы текущих доходов государственного бюджета?
Из чего складываются текущие доходы бюджета?
В каком документе указываются ставки налогов?
Перечислите виды бюджетной классификации и объясните разницу между ними.
Объясните связь между повышением заработных плат работников сферы образования и государственным долгом страны.
Дайте опровержение или разъяснение следующего тезиса: «Утвержденный бюджет – это решение общества использовать средства на нужды, определенные выборными представителями. Общество должно контролировать исполнение бюджета».
На каком этапе и в какой форме граждане КР могут принимать участие в бюджетном процессе?
Слайд 26
ИНСТИТУТ
ПОЛИТИКИ
РАЗВИТИЯ
DEVELOPMENT
POLICY
INSTITUTE
Местный бюджет
и
Бюджетный процесс
Слайд 27 Местный бюджет - бюджет местного сообщества аила, поселка, города и района,
формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления
Слайд 28 Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти
и органов МСУ и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению республиканского и местного бюджетов, а также контролю за их исполнением
Слайд 29Нормативное правовое регулирование
Закон Кыргызской Республики №99 от 29 мая 2008 года
«О местном самоуправлении и местной государственной администрации»
Закон Кыргызской Республики №215 от 25 сентября 2003 года «О финансово-экономических основах местного самоуправления»
Закон Кыргызской Республики №78 от 11 июня 1998 года «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике»
Налоговый Кодекс N 230 от 17 октября 2008 года
Постановление Правительства Кыргызской Республики №403 от 2 сентября 2005 года «Об утверждении Инструкции по формуле расчета выравнивающих грантов»
Постановление Правительства Кыргызской Республики №614от 27 сентября 2003 года «О мерах по введению механизма стимулирующих (долевых) грантов»
Нормативные правовые акты местного кенеша в отношении местного бюджета
Слайд 30МСУ самостоятельно осуществляют бюджетный процесс и определяют формы и направления расходования
средств местного бюджета, за исключением категориальных грантов и других целевых трансфертов (принцип самостоятельности)
Параметры бюджетных расходов и доходов должны соответствовать бюджетной классификации Министерства финансов (принцип единства)
Местный бюджет должен быть сбалансированным, то есть, общая сумма доходов должна равняться или превосходить общую сумму расходов (принцип сбалансированности)
При подготовке и исполнении местного бюджета запрещается осуществление расходов за пределами утвержденных в бюджете сумм (принцип жесткого ограничения). Республиканский бюджет не будет предоставлять дополнительного финансирования местным бюджетам сверх утвержденного объема грантов
Все виды доходов и расходов должны отражаться в счетах Казначейства (принцип подотчётности)
Порядок рассмотрения проектов бюджетов и принятия по ним решений должен быть открытым. Утверждённые бюджеты и отчёты по их исполнению должны публиковаться в средствах массовой информации
Основные принципы
Слайд 31Основные этапы бюджетного процесса
Сбор данных
Составление бюджета
Рассмотрение бюджета
Утверждение бюджета
Исполнение бюджета
Утверждение отчёта об
исполнении бюджета
Слайд 32Календарный план
Календарный план формирования бюджета разрабатывается на основании Закона КР “Об
основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике».
до 30 мая - МФ КР через соответствующие структурные подразделения доводит до финансовых органов органов МСУ инструкцию по составлению бюджета, календарный план, предполагаемые нормативы отчислений от общегосударственных налогов и предполагаемые размеры категориальных и выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты
до 1 июля - Проекты доходной части местных бюджетов представляются в МФ КР
до 1 августа - Проекты расходной части местных бюджетов представляются в МФ КР
1 марта года, следующего за отчетным - Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются МФ КР
Каждый орган МСУ строит свой календарный план формирования проекта бюджета на основании Календарного плана МФ КР
Слайд 33 Участниками бюджетного процесса на местном уровне являются:
Местный исполнительный орган
Местный финансово-экономический
отдел
Местный кенеш, включая бюджетную комиссию
Население
Министерство финансов КР, включая его территориальные подразделения
Статьи 47-52 Закона КР «Об основных принципах бюджетного права» определяют роль и ответственность каждого органа
Участники бюджетного процесса на местном уровне
Слайд 34Бюджетный процесс
Исполнительный орган готовит проект бюджета
Первоначальный проект бюджета одобряется кенешем с
учетом замечаний
Кенеш передает приоритеты граждан на следующий год исполнительному органу
Если республиканский бюджет изменяет параметры, Министерство финансов представляет уточненные параметры
Проект бюджета представляется в Министерство финансов
Окончательный проект утверждается кенешем
Бюджет публикуется в СМИ и размещается на информационных стендах
Финансово-экономический отдел готовит уточненный проект бюджета
Общественные слушания по проекту бюджета проводимые кенешем вместе с исполнительным органом)
Параметры от Министерства финансов
Слайд 35 Органы МСУ
Местный кенеш разрабатывает и утверждает концепцию бюджета, содержащую принципы и
приоритеты по расходам на следующий фискальный год
Исполнительные органы МСУ формируют первоначальный проект местного бюджета на основе предполагаемых нормативов распределения общегосударственных налогов и сумм выравнивающих и категориальных грантов, полученных от Министерства финансов/райфинотдела
Проект местного бюджета представляется Бюджетной комиссии местного кенеша
Бюджетная комиссия местного кенеша проводит предварительное рассмотрение проекта бюджета и готовит своё заключение
Проект бюджета представляется и рассматривается на открытых бюджетных слушаниях
С учётом заключения Бюджетной комиссии местный кенеш рассматривает и одобряет проект местного бюджета
Подготовка проекта местного бюджета (1)
Слайд 36 Органы МСУ
После одобрения местным кенешем, проекты бюджета представляются в территориальные
органы МФ КР
В случае выявления территориальным подразделением МФ КР несоответствия в проекте бюджета нормативов по общегосударственным налогам, суммам категориальных и выравнивающих грантов установленным величинам, а также других нарушений бюджетного законодательства, исполнительный орган МСУ должен произвести требуемые корректировки, представить скорректированный проект бюджета местному кенешу и после утверждения кенешем представить проект в территориальные подразделения МФ КР
Подготовка проекта местного бюджета (2)
Слайд 37Органы МСУ
После представления уточнённых нормативов распределения общегосударственных налогов и сумм выравнивающих
и категориальных грантов, исполнительный орган МСУ подготавливает уточнённый проект местного бюджета
Уточненный проект местного бюджета представляется Бюджетной комиссии местного кенеша
Бюджетная комиссия может встретиться и заслушать руководителей структурных подразделений/предприятий и бюджетных учреждений
Бюджетная комиссия местного кенеша проводит предварительное рассмотрение проекта бюджета и готовит своё заключение
С учётом заключения Бюджетной комиссии местный кенеш рассматривает и утверждает проект местного бюджета
После утверждения кенешем уточненный проект местного бюджета представляется в территориальное подразделение МФ или МФ не позднее 2-х месяцев после утверждения республиканского бюджета Жогорку Кенешем КР
В уточненном бюджете проверяется соответствие нормативов по общегосударственным налогам, сумм категориальных и выравнивающих грантов установленным величинам, а также другим требованиям бюджетного законодательства (например, сбалансированность бюджета)
Подготовка проекта местного бюджета (3)
Слайд 38Роль кенеша в бюджетном процессе
Кенеш направляет проект бюджета в Бюджетную комиссию
Общественные
слушания, проводимые кенешем (и/или исполнительным органом)
Кенеш передает приоритеты граждан на следующий год исполнительному органу
Бюджетная комиссия представляет свои рекомендации в письменной форме кенешу
Бюджетная комиссия встречается и заслушивает руководителей структурных подразделений/предприятий и бюджетных учреждений
Кенеш проводит сессию и обсуждает рекомендации бюджетной комиссии
Кенеш утверждает бюджет с учетом предложений
Мэр/глава представляет бюджет
Кенеш контролирует исполнение бюджета
Слайд 39Местный кенеш разрабатывает и утверждает концепцию бюджета, содержащую принципы и приоритеты
по расходам на следующий фискальный год
Бюджетная комиссии кенеша заслушивает руководителей структурных подразделений/предприятий и бюджетных учреждений и проводит предварительное рассмотрение проекта бюджета
Бюджетная комиссии представляет своё заключение по проекту бюджета на сессию кенеша
Кенеш инициирует проведение общественных слушаний по бюджету
Кенеш рассматривает и утверждает/не утверждает первоначальный и уточнённый проекты бюджетов
Бюджетная комиссия сначала рассматривает отчёты об исполнении бюджета, а затем представляет своё заключение на рассмотрение сессии местного кенеша
Сессия местного кенеша рассматривает отчёты об исполнении бюджета и утверждает/не утверждает их
Роль местного кенеша и бюджетной комиссии
Слайд 40Обсуждение
Как выглядит концепция бюджета на Ваш взгляд
Что необходимо принять во внимание
при разработке концепции бюджета
Разработать концепцию бюджета (один параграф)
Слайд 41Секция 2.
Доходы местного бюджета
Слайд 42Структура доходов местного бюджета
Доходы местного бюджета формируются из следующих видов поступлений:
Местные налоги
Общегосударственные налоги, распределяемые по нормативам отчислений
Неналоговые платежи и сборы, включая спец. средства
Выравнивающие гранты
Категориальные гранты
Стимулирующие гранты
Ссуды
Средства, передаваемые по взаимным расчетам из республиканского бюджета
Добровольные взносы
Слайд 43Налоги (1)
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта
обложения и объекта, связанного с налогообложением, на основании которых определяются суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы и устанавливается в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы
Слайд 44Налоги (2)
Налоговый Кодекс регулирует порядок введения и отмены налогов, основные положения
всех налогов, их администрирование, налоговые действия налогоплательщиков
Бюджетное законодательство определяет порядок зачисления налогов в разные уровни бюджетов и их использования
Слайд 45
Местные налоги – налоги, принимаемые самостоятельно местными кенешами на соответствующих территориях
в пределах законодательных ограничений и полностью остающиеся в распоряжении МСУ
Налог на имущество
Жилые объекты (1 группа)
Здания и сооружения, используемые для предпринимательской деятельности (2 группа)
Временные сооружения, используемые для предпринимательской деятельности (3 группа)
Транспортные средства (4 группа)
Земельный налог
Сельскохозяйственные угодья
Приусадебные и садово-огородные участки
Земли населенных пунктов и земли несельскохозяйственного назначения
Местные налоги
Слайд 46 Местный кенеш имеет право вводить местные налоги (с 1 января 2011
года) и устанавливать
по налогу на имущество - значения зонального коэффициента К2 и границы стоимостных зон в населенном пункте, а также льготы по налогу
по земельному налогу - зональный коэффициент К1 для земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения, а также льготы по налогу
Местные налоги
Слайд 47Общегосударственные налоги
Общегосударственные налоги, по которым ставки, объекты налогообложения, порядок и методы
сбора определяются Налоговым Кодексом КР и едины для всей страны, это:
Подоходный налог
Налог на основе добровольного патента
Налог на прибыль
Акцизный налог на внутреннюю продукцию
Доходы от обязательного патентирования
Единый налог для субъектов малого предпринимательства
Нормативы отчислений по общегосударственным налогам определяются ежегодным законом о республиканском бюджете и могут быть изменены один раз в три года
Слайд 48Нормативы распределения общегосударственных налогов
Слайд 49Неналоговые доходы (1)
Неналоговые платежи – это средства, поступающие в бюджет в
виде сборов, платежей, доходов и санкций.
Закон КР «О неналоговых платежах» определяет, что:
Сбор - это обязательный, установленный государством за оказываемые государственными органами услуги денежный взнос, носящий разовый характер. Размер сбора соотносится со стоимостью предоставляемой услуги
Платеж - это обязательный денежный взнос, периодически уплачиваемый юридическими и физическими лицами, пользующимися услугами государственных органов, за выполнение государственных функций
Доход - это установленные государством отчисления, вносимые или взыскиваемые в размере полной стоимости имущества или денежных средств, собственником которых по Закону является государство
Санкции - это предусмотренные Законом меры имущественного воздействия, применяемые к нарушителям
Слайд 50 Основные виды предполагаемых неналоговых поступлений в местные бюджеты:
Поступления от управления муниципальной
собственностью (аренда и продажа)
Поступления от аренды земель ФПС
Доходы муниципальных учреждений за оказанные ими платные услуги и выполненные работы, согласно реестру, утверждаемому аильным, поселковым и городским кенешем
Государственная пошлина
Штрафы и санкции;
Сбор от парковки
Сбор за вывоз мусора
Иные неналоговые доходы, предусмотренные законодательством
Неналоговые доходы (2)
Слайд 51Выравнивающие гранты (1)
Выравнивающие гранты – это трансферты, переводимые из республиканского бюджета
для финансирования затрат местного бюджета для соответствия минимальным государственным социальным стандартам, направленным на поддержку социальной и экономической стабильности
Выравнивающие гранты рассчитываются и распределяются по формуле, утвержденной правительством КР для финансирования расходов местного сообщества.
Суммы выравнивающих грантов для всех органов МСУ утверждаются Законом КР о республиканском бюджете на соответствующий год
Слайд 52Выравнивающие гранты (2)
Принципы работы формулы:
формула при расчете базируется на коэффициенте покрываемости
расходов МСУ собственными доходами
формула использует статистические показатели для измерения расходной потребности и потенциального дохода МСУ
расчет расходных потребностей
расчет потенциального дохода
расчет выравнивающих грантов
Слайд 53Категориальные гранты
Категориальные гранты – это трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета на
безвозмездной и безвозвратной основе для финансирования определенных видов расходов местного бюджета, гарантированных государством
Суммы категориальных грантов для всех органов МСУ утверждаются Законом КР о республиканском бюджете на соответствующий год
В настоящее время категориальные гранты выделяются местным бюджетам на финансирование заработной платы и отчислений в
Социальный Фонд работников образования
Слайд 54Стимулирующие гранты
Стимулирующие гранты – это трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета органам
местного самоуправления, в целях стимулирования эффективного расходования бюджетных средств, средств по государственным приоритетным программам и проектам, увеличения доходов местных бюджетов и более полной мобилизации местных источников доходов
Стимулирующие гранты распределяются на конкурсной основе и при условии софинансирования проекта из местного бюджета, в зависимости от возможностей местного бюджета
Слайд 55Ссуды и средства, передаваемые из республиканского бюджета
Органы МСУ могут подавать
заявки на краткосрочные ссуды из республиканского бюджета для покрытия краткосрочной нехватки денежных средств (кассового разрыва) в связи с сезонным характером поступления доходов и должны предусматривать ссуды при составлении поквартальных росписей доходов и расходов
Средства, передаваемые из республиканского бюджета – это трансферты республиканского бюджета органам МСУ для покрытия увеличения расходов в случае принятия нормативных актов Жогорку Кенешем КР или Правительством КР, увеличивающих расходы местных бюджетов
Слайд 56Пример доходной части бюджета (1)
Слайд 57Пример доходной части бюджета (2)
Слайд 58Вопросы при рассмотрении проекта доходной части
Как изменились статьи доходов по сравнению
с прошлым периодом?
Каковы причины роста/падения?
Рост/падение собираемости
Рост/сокращение экономической деятельности (налоговой базы) не территории муниципалитета
Изменение законодательства (общее число налогов, нормативы отчислений, гранты)
Сколько средств было привлечены в качестве грантов и добровольных пожертвований в прошлом периоде и какие меры можно предпринять для привлечения такого вида доходов?
Сколько доходов предполагается получить от продажи собственности?
Какие меры можно предпринять для дальнейшего роста доходов бюджета?
Со стороны исполнительного органа
Со стороны Кенеша
Слайд 59Секция 3.
Расходы местного бюджета
Урбан Институт – Подрядчик USAID. Проект «Децентрализация
и местное самоуправление»
Слайд 60 Расходы местных бюджетов определяются в соответствии с
Полномочиями по распределению средств на
управление делами местного значения (собственные функции)
Обязательствами по осуществлению делегированных государственных полномочий
Расходные полномочия местных бюджетов (1)
Слайд 61Расходные полномочия местных бюджетов (2)
Собственные функции ранее определяются в соответствии со
статьей 18 Закона КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» и также включают обязательства по содержанию объектов, находящихся в муниципальной собственности
Статья 18. Вопросы местного значения
Для организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, социально-экономического планирования и предоставления населению социальных и культурных услуг к ведению органов местного самоуправления относятся следующие вопросы местного значения:
1) обеспечение экономического развития соответствующей территории;
2) управление муниципальной собственностью;
3) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
4) снабжение питьевой водой населения;
5) обеспечение работы системы канализации и очистных сооружений в населенных пунктах;
Слайд 62Расходные полномочия местных бюджетов (3)
Статья 18. Дела местного значения (продолжение)
6) обеспечение
функционирования муниципальных дорог в населенных пунктах;
7) организация освещения мест общего пользования;
8) обеспечение функционирования кладбищ и предоставление ритуальных услуг;
9) благоустройство и озеленение мест общественного пользования;
10) обеспечение функционирования парков, спортивных сооружений и мест отдыха;
11) организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов;
12) обеспечение функционирования муниципального транспорта и регулирование работы общественного транспорта в границах населенных пунктов;
13) охрана культурных и исторических достопримечательностей местного значения;
14) организация и обеспечение работы библиотек местного значения;
Слайд 63Расходные полномочия местных бюджетов (3)
Статья 18. Дела местного значения (продолжение)
15) установление
правил землепользования и застройки на соответствующей территории населенного пункта;
16) размещение рекламы на территории соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
17) содействие охране общественного порядка;
18) создание условий для развития народного художественного творчества;
19) создание условий для организации досуга;
20) организация осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью;
21) обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта;
22) содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
23) организация теплоснабжения на соответствующей территории.
Слайд 64Статья 20. Делегированные государственные полномочия
1. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными
государственными полномочиями.
2. Делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется на основании закона или договора между органами государственной власти и местного самоуправления с одновременным установлением порядка государственного обеспечения условий реализации передаваемых полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами.
3. Делегирование государственных полномочий допускается лишь в случаях, когда государство одновременно с делегированием государственных полномочий предусматривает целевые трансферты из республиканского бюджета в местный бюджет или определяет иные источники финансирования, необходимые для осуществления делегированных государственных полномочий.
Полномочия местных бюджетов по делегированным государственным полномочиям (1)
Слайд 65Статья 20. Делегированные государственные полномочия (продолжение)
4. По делегированным государственным полномочиям органы
местного самоуправления подотчетны уполномоченным органам государственной власти.
5. Законы или договоры о делегировании государственных полномочий должны предусматривать:
1) государственное полномочие, которое делегируется органам местного самоуправления;
2) методическую, организационную, консультативную и иные формы оказания содействия органами государственной власти в осуществлении органами местного самоуправления делегированных государственных полномочий;
3) требования к отчетности;
4) механизм контроля над осуществлением делегированных государственных полномочий со стороны государства.
Полномочия местных бюджетов по делегированным государственным полномочиям (2)
Слайд 66Статья 20. Делегированные государственные полномочия (продолжение)
6. К основным государственным полномочиям, которые
могут быть делегированы органам местного самоуправления, относятся:
1) разработка и выполнение программ занятости и миграции населения;
2) выявление малоимущих лиц, организация им адресной социальной защиты;
3) учетная регистрация граждан, осуществление контроля за выполнением правил паспортного режима, проведение в установленном порядке прописки и выписки граждан, составление списков избирателей;
4) регистрация актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
5) обеспечение зданиями и иными объектами для предоставления услуг в сфере школьного и профессионального образования и здравоохранения, а также предоставление услуг в сфере школьного и профессионального образования;
6) предоставление услуг в сфере дошкольного образования;
7) совершение нотариальных действий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
8) выдача гражданам документов, удостоверяющих личность, семейное, имущественное положение, и иных документов, предусмотренных законодательством;
Полномочия местных бюджетов по делегированным государственным полномочиям (3)
Слайд 67Статья 20. Делегированные государственные полномочия (продолжение)
9) ведение первичного учета военнообязанных и
призывников, принятие их на воинский учет и снятие с учета, содействие в организации призыва на воинскую службу;
10) распределение и использование земель Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий и пастбищ;
11) обобщение материалов по перспективному развитию сельскохозяйственного производства, составление экономических прогнозов по производству сельскохозяйственной продукции;
12) содействие в организации своевременного проведения ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических мероприятий и селекционно-племенной работы в животноводстве;
13) обеспечение надлежащих мер по борьбе с потравами посевов сельскохозяйственных культур, охране выращенного урожая, лесозащитных полос и лесных массивов;
14) сбор налогов, пошлин и страховых взносов, начисляемых сельским товаропроизводителям;
15) разработка и осуществление мероприятий по охране окружающей среды;
16) обеспечение защиты прав потребителей;
17) иные полномочия, установленные законом.
Полномочия местных бюджетов по делегированным государственным полномочиям (4)
Слайд 68В настоящее время категориальные гранты направляются на финансирование заработной платы и
отчислений в Социальный Фонд работников образования (учителей)
Остальные делегированные полномочия исполняются органами МСУ в таком же объеме, что и прежде, до тех пор, пока не будет проведено полное разграничение функциональных полномочий и разработан механизм финансирования делегированных полномочий из республиканского бюджета
При этом некоторая часть выравнивающих грантов и собственных доходов будет использоваться для исполнения делегированных полномочий
Органы МСУ должны планировать расходы по делегированным полномочиям в соответствии с поставленными требованиями по исполнению. Дополнительное финансирование органами МСУ делегированных задач должно принимать во внимание местные приоритеты
Полномочия местных бюджетов по делегированным государственным полномочиям (6)
Слайд 69Расходы местного бюджета
В процессе перехода на новый порядок делегирования всех делегируемых
государственных полномочий, при составлении бюджета МСУ будут продолжать брать за основу расходные полномочия и обязательства, выполняемые в настоящее время
Слайд 70Составление расходной части местного бюджета
МСУ предоставляется право самостоятельно распределить доходы, за
исключением затрат финансируемых за счет категориальных грантов. Поэтому, при том, что расходная часть бюджета должна включить в себя обязательства, выполняемые в настоящее время, она также должна соответствовать местным приоритетам, отраженным в:
Стратегическом плане развития (если имеется)
Других источниках (протоколах о слушаниях, опросных данных)
Слайд 71Текущий бюджет заключает в себе текущие расходы МСУ на следующий фискальный
год, то есть расходы не текущую деятельность, такие как зарплата, коммунальные услуги, расходы на покупку материалов и услуг
Капитальный бюджет включает в себя капитальные проекты, такие как, строительство, приобретение, улучшение общественных объектов, таких как библиотеки, дороги и др. Такие проекты как правило многолетние, очень затратны и требуют финансирования из нескольких источников и комплексного контроля
Текущий и капитальный бюджеты должны быть взаимосвязаны, поскольку реализация большинства капитальных проектов непосредственно увеличивает расходы текущего бюджета
Текущий и капитальный (развития) бюджеты
Слайд 72Капитальное бюджетирование
Оценка бюджетных доходов и прогноз текущих расходов
Определение операционного остатка
Ранжирование и
выбор проектов
Погашение займов и долга
Презентация денежного потока и процесса принятия решения
Слайд 73Текущие расходы местного бюджета
Расчет расходной части производится как и прежде на
основе проектов смет бюджетных учреждений
Органы МСУ должны реально оценивать расходы. Составление завышенной расходной части не будет иметь смысла, поскольку республиканский бюджет (МФ) не будет выделять каких-либо средств сверх полагающейся доли общегосударственных налогов, категориальных и выравнивающих грантов, кроме исключительных случаев
Слайд 74Обеспечение полной информации по расходам (1)
Список предполагаемых приоритетных статей, подлежащих финансированию,
согласно бюджетному посланию
Описание услуг, которые будут предоставлены каждой бюджетной организацией, учреждением или предприятием, использующим бюджетные средства
Оценка расходов по разделам и статьям функциональной и экономической классификаций
Подготовка отдельного списка предполагаемых капитальных расходов, источников финансирования и описание финансовых последствий для бюджета в прошедшем периоде и для будущих периодов
Слайд 75Обеспечение полной информации по расходам (2)
Предоставление учреждениями и предприятиями, находящимися в
муниципальной собственности, своих планов доходов и расходов в качестве приложений к местному бюджету
Отчет о предлагаемой прибыли или убытке по каждому такому учреждению или предприятию
Предоставление обоснования необходимости дотаций из местного бюджета
Слайд 76Рассмотрение прогноза доходов и расходов муниципального предприятия
Какие услуги предоставляются?
Какие тарифы
Какова покрываемость
себестоимости по каждой услуге/категориям абонентов?
Какая сумма запрашивается из бюджета и на выполнение каких услуг?
Слайд 77Процедуры отбора проектов в бюджет развития
Определяется методология выбора и критерии выбора
Утверждение
методологии выбора проектов и критериев,
Все бюджетные учреждения и подразделения подают свои проекты с использованием существующих данных.
Сбор инвестиционных предложений от местного сообщества – граждан и общественных организаций
Полный перечень инвестиционных проектов
Выбор инвестиционных проектов и предложений о финансировании основных инвестиционных задач
Утверждение местным кенешем бюджета развития
Приложения: Формы прогнозов доходов и расходов, инвестиционные проекты
Слайд 78Приоритеты сообщества
Использование опросов:
исследование группы жителей путем анкетирования; объясните цель заполнения анкеты
и соберите заполненные формы
школьники и студенты (косвенный доступ к родителям)
информация в местной прессе,
информация по местному телевидению, радио
использование веб-сайта или возможность отправки по электронной почте
Слайд 79ПРЕИМУЩЕСТВА
Уменьшение влияния текущих политических вопросов на процесс согласования капиталовложений в городе,
особенно на процесс отбора инвестиционных проектов
Возможность лучшей концентрации и более быстрой реализации инвестиционных проектов
Сокращение практики формулирования завышенных потребностей бюджетными организациями
Способствует доступу к тем внешним источникам финансирования, которые требуют инвестиционные планы
Слайд 82Учебный пример по выбору капитальных проектов (1)
Необходимо выбрать список проектов для
включения в проект бюджета
Оцениваемые доходы – 26 000 000 сом
Оцениваемые текущие расходы – 23 000 000 сом
Слайд 83Учебный пример по выбору капитальных проектов (2)
Слайд 84Учебный пример по выбору капитальных проектов (3)
Слайд 85Органы МСУ составляют поквартальные росписи доходов и расходов, где предусматривают меры,
такие как получение краткосрочных бюджетных ссуд, для недопущения кратковременного недостатка денежных средств для финансирования расходов в связи сезонным поступлением некоторых видов собственных доходов
Все изменения и уточнения в бюджете должны быть утверждены местным Кенешем
Исполнение местного бюджета (1)
Слайд 86В случае если на конец года остаются неиспользованные собственные средства в
местном бюджете за счет перевыполнения доходов или экономии в расходах, то они переходят на следующий год в виде начального баланса кассовой наличности и остаются в распоряжении органов МСУ
В случае нарушения порядка начисления общегосударственных налогов, нецелевого использования целевых трансфертов, МФ КР и его территориальные подразделения имеют право приостановить финансирование всех видов трансфертов и передачу средств по бюджетным ссудам
Исполнение местного бюджета (2)
Слайд 87Отчёты об исполнении местного бюджета представляются на рассмотрение Бюджетной комиссии местного
кенеша
На основании заключений Бюджетной комиссии местный кенеш рассматривает и утверждает отчёты об исполнении местных бюджетов
После утверждения местным кенешем отчёт об исполнении местного бюджета представляется МФ КР до 1 марта года следующего за отчётным
Отчёты об исполнении местного бюджета
Слайд 88Контроль над муниципальными организациями и предприятиями
Следует требовать, чтобы годовые финансовые отчеты
муниципальных учреждений и предприятий были приложены к основному бюджету.
Местный кенеш должен принять решение об относительно прибыли или убытке учреждения/предприятия. В случае убытка принятое решение может включать такие меры предоставление субсидии из бюджета или требование пересмотра плана доходов и расходов
Предоставление квартальных отчетов об исполнении планов по доходом и расходам муниципальных организаций и предприятий местному кенешу