Есть две стратегии решения проблемы национальной энергетической безопасности:
1) крайне капиталоемкая стратегия наращивания добычи нефти и газа и строительства новых источников энергии или
2) существенно менее капиталоемкая стратегия обеспечения экономического роста энергетическими услугами за счет повышения эффективности использования энергии.
Повышение энергоэффективности в промышленности, энергетике, ЖКХ, на транспорте – ресурс, способный ежегодно давать до 370-380 млн. т у.т., что эквивалентно 60% объема всей добываемой в России нефти
Регулируемая цена на газ на внутреннем рынке и экологические преимущества газа приводят к продолжению тенденции вытеснения угля природным газом в энергетическом балансе России при относительно низких экономических стимулах потребителей к энергосбережению
ПРОГНОЗ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО ГАЗА –
СЦЕНАРИЙ СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГОРАСТОЧИТЕЛЬНОСТИ
Минэкономразвития России произведена проектная оценка потенциала энергосбережения в 22 регионах Российской Федерации. Проектно обеспеченный потенциал энергосбережения в России составляет ~ 10-12 млн. т у.т.
Ценовые искажения, отсутствие конкуренции, возможность переложить рост затрат на потре-бителя, перекрестное субси-дирование, изъятие экономии в
бюджетном и тарифном процессах
Общие: отсутствие на рынке кредитных ресурсов «длинных денег»
Специфические: отсутствие опыта инвестбанков финансирования проектов в сфере энергоэффективности (оформление залогов, расчет cash-flow и др.)
Отсутствие синхронизации различных областей законодательства:
Градостроительное планирование не связано с развитием энергосистем;
Законодательство о госзакупках не содержит требований по энергоэффективности и др.
НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЙ
ИТОГ:
Низкая обеспеченность
проектами при высоком
потенциале
энергосбережения
Топливная составляющая в стоимости
производства электроэнергии
руб/кВтч
Механизмы Киотского протокола
Предельный уровень выбросов 2008-2012 гг.
ЕСВ
Превышение квоты
Совокупный объем выбросов не превышает предельного объема (AAU)
+ X
- Y
Инвестиции в проекты
по сокращению
выбросов парниковых газов
Единицы сокращенных выбросов от реализации инвестиционного проекта
Продажа части страновой квоты
Стоимость сокращения
1 тонны выбросов 100$
Стоимость сокращения
1 тонны выбросов 5$
ЕС, Япония, Канада
Россия, Украина
Институциональные:
Национальная система оценки
выбросов/ абсорбции ПГ,
Кадастр,
Национальный реестр
установленного количества
Реализация
национальной политики и мер:
1. Снижение выбросов (энергетика,
промышленность, ЖКХ, транспорт и др.)
2. Тарифная и налоговая политика
3. Увеличение абсорбции (леса, СХ)
4. Адаптация экономики
к изменениям климата
Отчетность представляется в виде:
Доклада о расчете установленного
количества
Национального доклада по кадастру
Отчета об очевидном прогрессе
в выполнении обязательств
Информации об учреждении
национального реестра установленного
количества
3
В текущий период Россия с существенным «запасом» выполняет количественные обязательства
Польша
Португалия
Греция
Ирландия
Канада
Новая Зеландия
Финляндия
Австрия
Япония
Италия
Норвегия
Дания
Нидерланды
Бельгия
ЕС
Франция
Швеция
Великобритания
Германия
Чехия
Словакия
Россия
Венгрия
Испания
Румыния
Украина
Болгария
Уровень выбросов парниковых газов в 2003 г.
по сравнению с уровнем 1990 г., %
4
1. Организована Национальная система для оценки выбросов
парниковых газов (распоряжение Правительства России
от 1.03.2006 №278-р. Ответственный – Росгидромет).
2. Образован Национальный реестр установленного количества
(распоряжение Правительства России от 20.02.2006 № 215-р.
Ответственный – МПР России).
3. В Секретариат представлены доклады о достигнутом прогрессе,
об установленном количестве и о кадастре.
Программа социально-экономического развития России на
среднесрочную перспективу соответствует требованиям Киотского
протокола. Утверждена распоряжением Правительства России
от 19.01.2006 №38-р.
Вывод: России доступны инвестиционные механизмы Киотского протокола
Количественные:
выбросы парниковых газов в России в период
2008-2012 гг. не должны превышать уровень
выбросов 1990 года.
Институциональные
Резерв единиц выбросов составит около 3 млрд. т СО2-экв.
Федеральный закон
«Об инвестиционной деятельности в
Российской Федерации, осуществляемой
в форме капитальных вложений» (39-ФЗ
от 25.02.1999)
Закон о Правительстве РФ, Налоговый
кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об
иностранных инвестициях в РФ и др.
(2-ФКЗ, 146,117-ФЗ, 14-ФЗ, и др.)
Решения Совещания Сторон Киотского протокола
1) 9/CMP.1 «Руководящие принципы
для осуществления статьи 6 Киотского протокола
2) 10/CMP.1 «Осуществление статьи
6 Киотского протокола»
10
Постановление Правительства России
«Об утверждении Положения о реализации
инвестиционных проектов, направленных на
сокращение антропогенных выбросов
из источников или на увеличение абсорбции
поглотителями парниковых газов в рамках
статьи 6 Киотского протокола…» (проект МЭРТ)
Решения Конференций Сторон Конвенции
и Совещания Сторон Киотского протокола:
1) 24/CP.8 «Технические стандарты обмена
данными Между системами реестров согласно
Киотскому протоколу»,
2) 16/CP.10 «Вопросы, связанные с системами
реестров, согласно п. 4 статьи 7 Киотского
протокола
3) 12/CMP.1/CMP.1 «Руководящие указания
относительно систем реестров в соответствии
с п.4 статьи 7 Киотского протокола»
Порядок формирования и ведения
российского реестра углеродных единиц
(проект МПР)
Решения Совещаний Сторон Киотского протокола
по вопросам аккредитации независимых
Организаций, правил и процедур реализации
малых проектов и др.
1. Гарантии сохранения
национального резерва квот
Реализация механизма
совместного осуществления не изменяет
резерв единиц выбросов
Объем выбросов
3050 млн. т СО2-экв.
Из квоты страны вычитаются
только достигнутые сокращения –
национальный «резерв» квот
остается неизменным
Уровень выбросов ПГ 1990 г.
Резерв единиц выбросов
Изменение объема выбросов ПГ без ПСО
Изменение объема выбросов с учетом ПСО
Объем сокращений выбросов ПГ
(оценка - до 300 млн. т СО2-экв., ~1/10 резерва)
2. Предупреждение спекуляций
Передаются только реально достигнутые
«сокращения» после подтверждения
национальным органом и
международным аудитором
3. Привлечение дополнительных
инвестиционных ресурсов
Повышение привлекательности
инвестиционных проектов в сфере
энергоэффективности,
лесного хозяйства и др.
Уже к настоящему времени в Минэкономразвития России от потенциальных инвесторов поступили проектные документы, содержащие 30 заявок на «проекты совместного осуществления».
Суммарный объем инвестиций более $ 1 млрд., из них $ 240 млн. – «Киотских». В лидерах - ЖКХ, газовая отрасль и электроэнергетика.
Иностранная компания (со-инвестор), которой
установлены ограничения на выбросы
Принципиальная схема
проектов совместного осуществления
Утверждение
проекта
Международный
независимый
аудит
Российский инвестор
Учет
переданных
сокращений
в
национальных
реестрах
Передача
сокращений
выбросов
иностранному
со-инвестору
Отчетность
о реализации
проекта
Нормирование выбросов предприятий в ЕС, Японии, Канаде
Проект Постановления Правительства России внесен в Правительство.
Ожидается скорое решение.
Представление проекта PDD в
Наблюдательный комитет ПСО для
комментариев
общественности – независимый орган
Одобрение проекта PDD независимым органом
Представление проекта PDD
на утверждение правительствам –
участники проекта
Представление проекта PDD
в Наблюдательный Комитет ПСО
на утверждение
Реализация проекта и генерация
сокращений выбросов.
Верификация сокращений независимым органом
Передача единиц выбросов с реестра одной
страны на реестр другой страны
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть