Слайд 1Тема:
Оценка стоимости бизнеса
Слайд 2В соответствии с Федеральным стандартом оценки ФСО№8
под бизнесом понимается предпринимательская
деятельность организации, направленная на извлечение экономических выгод.
При определении стоимости бизнеса определяется наиболее вероятная расчетная величина, являющаяся денежным выражением экономических выгод от предпринимательской деятельности организации.
Объектами оценки могут выступать:
акции, паи в паевых фондах производственных кооперативов, доли в уставном (складочном) капитале;
имущественный комплекс организации или его часть как обособленное имущество действующего бизнеса.
Слайд 31. МЕТОД ДИСКОНТИРОВАНИЯ
ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ
Рекомендуется использовать этот метод, оценивая бизнес
стабильных или растущих компаний, работающих уже не один год
Определение стоимости бизнеса методом ДДП основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса.
Будущие поступления специалисты называют денежным потоком, он представляет собой предполагаемый прирост денежных средств за год
Методы доходного подхода
Слайд 5РАСЧЕТ ТЕКУЩЕЙ СТОИМОСТИ
где PV – текущая стоимость;
CFt – доход t-го периода;
DR
– ставка дисконтирования;
FV – реверсия.
Слайд 6РАСЧЕТ ВЕЛИЧИНЫ ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА
ДЛЯ КАЖДОГО ГОДА ПРОГНОЗНОГО ПЕРИОДА
Существуют два основных метода
расчета величины потока денежных средств: косвенный и прямой.
Косвенный метод анализирует движение денежных средств по направлениям деятельности. Он наглядно демонстрирует использование прибыли и инвестирование располагаемых денежных средств.
Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, т.е. по бухгалтерским счетам.
Слайд 10Реверсия – расчет величины стоимости бизнеса в постпрогнозный период.
Это либо
доход от возможной перепродажи бизнеса в конце периода прогнозирования, либо стоимость бизнеса на конец прогнозного периода.
,
где FV – ожидаемая стоимость в постпрогнозный период;
CF(n+1) – денежный поток доходов за первый год постпрогнозного периода;
DR – ставка дисконтирования;
I – долгосрочные (условно постоянные) темпы роста денежного потока в остаточном периоде.
Слайд 11ВНЕСЕНИЕ ИТОГОВЫХ ПОПРАВОК
После определения предварительной величины стоимости необходимо внести итоговые поправки.
Выделяются две:
поправка на величину стоимости нефункционирующих активов;
поправка, корректирующая величину собственного оборотного капитала.
Слайд 122. МЕТОД КАПИТАЛИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
Сущность данного метода выражается формулой
Оцененная стоимость =
Прибыль /
Ставка капитализации
Метод капитализации прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста будут постоянными).
Слайд 14ВЫБОР ВЕЛИЧИНЫ ПРИБЫЛИ,
КОТОРАЯ БУДЕТ КАПИТАЛИЗИРОВАНА
Оценщик может выбирать между несколькими вариантами:
прибыль последнего
отчетного года;
прибыль первого прогнозного года;
средняя величина прибыли за несколько последних отчетных лет (3-5 лет).
В качестве капитализируемой величины может выступать:
либо чистая прибыль после уплаты налогов,
либо прибыль до уплаты налогов,
либо величина денежного потока.
Слайд 15РАСЧЕТ СТАВКИ КАПИТАЛИЗАЦИИ
С математической точки зрения ставка капитализации - это делитель,
который применяется для преобразования величины прибыли или денежного потока за один период времени в показатель стоимости.
Ставка капитализации =
Ставка дисконтирования + Ежегодный процент возмещения вложенных средств
Ежегодный процент возмещения вложенных средств =
100 /Остаточный срок жизни объекта оценки
Слайд 16Методы сравнительного подхода
МЕТОД КОМПАНИИ - АНАЛОГА,
МЕТОД СДЕЛОК,
МЕТОД ОТРАСЛЕВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ,
МЕТОД
РЫНОЧНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ,
МЕТОД КАПИТАЛИЗАЦИИ ДИВИДЕНДОВ,
МЕТОД СООТНОШЕНИЯ РЫНОЧНОЙ И БАЛАНСОВОЙ СТОИМОСТИ АКЦИЙ.
Слайд 17АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ
методами компании аналога и сделок, отраслевых коэффициентов:
Сбор необходимой информации,
Сопоставление
списка аналогичных предприятий,
Финансовый анализ,
Расчет оценочных мультипликаторов,
Определение стоимости предприятия.
Слайд 18КРИТЕРИИ ОТБОРА КОМПАНИИ-АНАЛОГА
Отраслевое сходство. Список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной
отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы.
Размер. Сравнительные оценки размера компании включают такие параметры, как объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и т.д.
Перспективы роста. Оценивая перспективы роста компании, аналитик рассматривает степень влияния трех основных факторов: общего уровня инфляции, перспектив роста, отрасли в целом и индивидуальных возможностей развития конкретной фирмы в рамках отрасли.
Слайд 19Динамика доли предприятия на рынке. Эксперт должен внимательно изучить конкурентные преимущества
и недостатки оцениваемой компании по сравнению с аналогами.
Финансовый риск. Оценка финансового риска осуществляется следующими способами:
- сравнивается структура капитала или соотношение собственных и заемных средств;
- оценивается ликвидность или возможность оплачивать текущие обязательства текущими активами;
- анализируется кредитоспособность фирмы, или способность привлекать заемные средства на выгодных условиях.
Качество менеджмента. Качество отчетной документации; возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала; место компании на рынке.
Слайд 20На основе анализа критериев можно сделать один из следующих выводов:
компания сопоставима
с оцениваемой по ряду характеристик и может быть использована для расчета мультипликаторов;
- компания недостаточно сопоставима с оцениваемой и не может быть использована в процессе оценки.
Слайд 21Оценочный мультипликатор (КМ) - это коэффициент, показывающий отношение рыночной цены организации
аналога (или акции)(Рца) к финансовой базе (ФБ).
Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести прибыль, денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др.
Кма=РЦа/ФБа
РЦоо=КМа*ФБоо
Слайд 22В оценочной практике используются
два типа мультипликаторов:
интервальные :
- цена /
прибыль;
- цена / денежный поток;
- цена / дивидендные выплаты;
- цена / выручка от реализации.
моментные :
- цена / балансовая стоимость;
-цена / чистая стоимость активов.
Слайд 23МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ
Мультипликатор цена / прибыль
В качестве финансовой базы подходит любой показатель
прибыли, который может быть рассчитан аналитиком в процессе ее распределения:
чистая прибыль,
прибыль до налогообложения,
прибыль до уплаты процентов и налогов и т.д. Основное требование - обеспечить полную идентичность финансовой базы для аналога и оцениваемой фирмы.
Слайд 24Мультипликатор цена / прибыль существенно зависит от методов бухгалтерского учета.
Если в
качестве аналога выступает зарубежная компания, необходимо привести системы распределения прибыли к единым стандартам.
В качестве базы для расчета мультипликатора можно использовать:
сумму прибыли, полученную в последний год перед датой оценки,
среднегодовую сумму прибыли, исчисленную за последние пять лет. Оценочный период может быть увеличен или уменьшен в зависимости от имеющейся информации и наличия нетипичных ситуаций, искажающих основную тенденцию в динамике прибыли.
Слайд 25Базой расчета мультипликатора цена / денежный поток может служить любой показатель
прибыли, увеличенный на сумму начисленной амортизации. Следовательно, аналитик может использовать несколько вариантов данного мультипликатора.
Ориентация на мультипликатор цена / денежный поток предпочтительна при оценке предприятий, в активах которых преобладает недвижимость.
Слайд 26Мультипликатор цена / дивиденды может рассчитываться как на базе фактически выплаченных
дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендных выплат.
Под потенциальными дивидендами понимаются типичные дивидендные выплаты по группе сходных предприятий, исчисленные в процентах к чистой прибыли.
Мультипликатор целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно как в аналогах, так и в оцениваемой компании либо способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована.
Оценщик должен удостовериться, что сумма дивидендов рассчитана по годовой процентной ставке, даже если дивиденды выплачиваются ежеквартально.
Слайд 27Мультипликаторы цена / выручка от реализации, цена / физический объем
Хорошие результаты
эти мультипликаторы дают при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и т.п.).
Мультипликатор цена / выручка от реализации не зависит от методов бухучета.
Особенность применения мультипликатора цена / выручка от реализации заключается в том, что оценщик должен обязательно учитывать структуру капитала оцениваемой компании и аналогов. Если они существенно различаются, то мультипликатор лучше определять в расчете на инвестированный капитал., который рассчитывается как сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств.
Слайд 28
Мультипликатор цена / физический объем является разновидностью мультипликатора цена / выручка
от реализации.
В этом случае цена сопоставляется не со стоимостным, а с натуральным показателем, который может отражать физический объем производства, размер производственных площадей, количество установленного оборудования, а также любую другую единицу измерения мощности.
Слайд 29Мультипликатор цена / балансовая стоимость использует балансовую стоимость аналогичных компаний на
дату оценки либо на последнюю отчетную дату.
Этот мультипликатор относится к так называемым моментным показателям, поскольку определяется по информации о состоянии на конкретную дату, а не за определенный отрезок времени. Оптимальная сфера применения данного мультипликатора - оценка холдинговых компаний либо быстрая реализация крупных пакетов акций. Финансовой базой для расчета являются чистые активы оцениваемой компании и компаний - аналогов. Причем за основу можно брать как балансовые отчеты компаний, так и ориентированную величину чистых активов, полученную оценщиком расчетным путем.
Слайд 30Мультипликатор цена / чистая стоимость активов можно применять в том случае,
если соблюдаются следующие требования:
- оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность;
- основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа такой собственности, управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость.
Если возможно применение мультипликатора цена / чистая стоимость активов, то в состав критериев сопоставимости оценщик должен дополнительно:
- проанализировать по аналогам и оцениваемой компании долю прибыли в выручке от реализации, так как решение о купле - продаже акций может привести к искусственному росту прибыли в последний год;
Слайд 31- изучить по всему списку сравниваемых компаний структуру активов, используя различные
признаки классификации, такие как виды активов, местоположение и т.д.;
- проанализировать чистые активы всех компаний, что позволит определить наличие и долю в них акций, представляющих контрольные пакеты дочерних фирм;
- оценить ликвидность всех финансовых активов компании, так как соотношение доли акций, принадлежащих публичны компаниям, является ключевым признаком сопоставимости.
Слайд 32Сравнительный подход позволяет использовать аналитику максимальное число всех возможных вариантов мультипликаторов,
следовательно, в процессе расчета будет получено столько же вариантов стоимости.
Аналитик в качестве итоговой величины может предложить:
простую среднюю всех полученных величин, что будет означать одинаковое доверие всем мультипликаторам.
метод взвешивания, каждому мультипликатору придается конкретный вес, на основе взвешивания получается итоговая величина стоимости, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.
Слайд 33Этапы оценки предприятия методом рыночной привлекательности
Слайд 34Этапы оценки стоимости предприятия методом капитализации дивидендов
Слайд 351. МЕТОД СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ
Чистые активы – это величина, определяемая путем
вычитания из суммы активов компании, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету:
ЧА = Ар – Пр
Нормативным документом, регламентирующим порядок расчета активов, является «порядок оценки стоимости чистых активов АО» №03-6/пз
Рыночная стоимость бизнеса =
Чистые активы* Коэффициент эффективности бизнеса
Методы затратного подхода
Слайд 36Схема определения стоимости компании на основе метода чистых активов
Слайд 372. МЕТОД ЛИКВИДАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ
Ликвидационная стоимость определяется в случае принудительной ликвидации компании.
Ликвидационная
стоимость означает чистую сумму, которую собственник может получить при ликвидации компании и раздельной распродаже ее активов.
При расчете ликвидационной стоимости необходимо дисконтировать ожидаемую выручку от продаж активов по ставке, учитывающей связанный с ликвидацией риск. Базовым периодом является дата оценки компании.
Ликвидационная стоимость определяется на базе текущей рыночной стоимости активов компании с учетом времени их реализации по календарному графику ликвидации активов.
Слайд 38Схема определения стоимости компании
на основе метода ликвидационной стоимости
1. Определение позиций
имущества, которое может быть реализовано;
2. Определение рыночной стоимости активов, подлежащих реализации;
3. Разработка графика ликвидации активов;
4. Расчет ликвидационных издержек по группам активов;
5. Корректировка стоимости реализованных активов и ликвидационных издержек в соответствии с временным фактором реализации;
6. Расчет ликвидационной стоимости