Слайд 1
Тема:
Оценка финансового состояния предприятия
Слайд 21. Необходимость и цели анализа финансового состояния предприятий
Слайд 3Финансовое состояние предприятия– способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью
финансовыми ресурсами, целесообразностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями с другими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Слайд 4Устойчивым;
Неустойчивым;
Кризисным.
Финансовое состояние предприятия
может быть:
Слайд 5Для оценки устойчивости финансового состояния предприятий используют систему показателей, характеризующих изменение:
структуры
капитала;
эффективности и интенсивности его использования;
платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
запаса его финансовой устойчивости.
Слайд 6определить реальное финансовое состояние предприятия на дату оценки путем расчета ключевых
параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятий, его прибыли и убытков, изменений в структуре пассивов и активов, в расчетах с дебиторами и кредиторами и найти резервы улучшения работы предприятия.
Основная цель финансового анализа
Слайд 7При оценке стоимости бизнеса к основной цели финансового анализа можно дополнить
следующие:
определение реальной доходности бизнеса
для прогнозирования денежных потоков
соответствия финансовой отчетности
принципам бухгалтерского учета
сравнение оцениваемого бизнеса с аналогами
для оценки риска
оценка экономических возможностей
и перспектив бизнеса
корректировка финансовых отчетов для
целей оценки
Слайд 8
Цели анализа достигаются в результате решения аналитических задач.
Аналитическая задача – конкретизация
целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.
.
Слайд 9С целями оценки бизнеса степень
финансового анализа может быть различной:
Экспресс- анализ
Детальный анализ
Слайд 10Экспресс - анализ финансового состояния
Его целью является наглядная и простая оценка
финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта.
Экспресс - анализ целесообразно выполнять в три этапа:
1 этап – подготовительный, принимается решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и в ее готовности к чтению.
2 этап – предварительный обзор бухгалтерской отчетности -ознакомление с пояснительной запиской к балансу.
3 этап -экономическое чтение и анализ отчетности–т.е. обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта.
В общем виде методикой экспресс-анализа отчетности предусматривается анализ ресурсов и их структуры, результатов деятельности, эффективности использования собственных и заемных средств. Смысл экспресс-анализа – отбор наиболее существенных и несложных в исчислении показателей и постоянное отслеживание их динамики.
Слайд 11Детальный анализ
Его цель – подробная характеристика имущественного и финансового положения предприятия,
результатов его деятельности, а также развитие субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа.
В общем виде программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия выглядит следующим образом.
1) Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования
а) Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности
б) Выявление "больных" статей отчетности
2) Оценка и анализ экономического потенциала предприятия
а) Оценка имущественного положения
б) Оценка финансового положения
(- Оценка ликвидности; - Оценка финансовой устойчивости)
3) Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
а) Оценка производственной деятельности;
б) Анализ рентабельности
Слайд 12
Цели анализа достигаются в результате решения конкретных аналитических задач, с учетом
организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.
Основным фактором является объем и качество исходной информации.
Слайд 13
2. Подготовка информации в процессе оценки
Слайд 14
Для того, чтобы дать обоснованную оценку стоимости, необходимо собрать информацию
по соответствующему объекту собственности. Информация, используемая в процессе оценки, должна отвечать требованиям:
• достоверности;
• точности;
• комплексности.
.
Слайд 15Оценочная информация классифицируется по различным критериям. В зависимости от характеризуемых условий
выделяются внешняя и внутренняя информация.
Внешняя информация характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли, в стране, на внешнем и внутреннем рынках.
Внутренняя информация описывает само предприятие, дает отчет о его деятельности, организационной структуре, финансовых результатах.
Слайд 16В зависимости от размещения источника выделяется аутсайдерская и инсайдерская информация.
Аутсайдерская
информация является публичной, доступной широкой публике, открытой, т.к. она печатается в средствах массовой информации или в сети интернет. Источник аутсайдерской информации расположен вне фирмы.
Инсайдерская информация нигде не публикуется, либо содержится во внутренних изданиях. К инсайдерской относится также и конфиденциальная информация. Источник такой информации расположен внутри фирмы.
Слайд 17В зависимости от параметров бизнеса и показателей, характеризующих его состояние, информацию
можно подразделить на обычную и специфическую.
Общая информация включает в себя стандартные показатели, характеризующие деятельность любого предприятия, без учета его специфики.
Специфическая или особенная информация- отражает особенности оцениваемого бизнеса, обусловленные его отраслевой принадлежностью, месторасположением и т.п.
Слайд 18 В зависимости от характеризуемых аспектов бизнеса информация подразделяется на
финансовую, правовую,
управленческую, технико-технологическую, хозяйственно-экономическую.
Слайд 19Учитывая, что предприятие это органическое единство имущественного комплекса и бизнеса, следует
различать информацию относящуюся к имуществу предприятия и информацию содержащую характеристики предприятия как бизнеса.
В зависимости от доступности информация подразделяется на публичную и конфиденциальную.
Слайд 20Существуют различные пути организации информации:
хронологический,
журналистский,
логический
Слайд 21Хронологический путь организации информации предусматривает последовательный переход от прошлого к будущему
(или от будущего к прошлому).
Журналистский путь организации предполагает размещать материал от более важного к менее важному.
Логический порядок распределяет информацию от общего к частному или от частного к общему. Например, при анализе оцениваемой компании проводится обзор макроэкономической ситуации, позволяющий определить инвестиционный климат в стране.
Слайд 22При проведении оценки стоимости необходимо использовать информацию из следующих источников :
данные
бухгалтерского учета и составленной на его основе финансовой, управленческой, налоговой отчетности;
статистической отчетности;
материалов внутриведомственной и вневедомственного аудита и внутреннего аудита;
материалов лабораторного и врачебно-санитарного контроля, характеризующих состояние окружающей природной среды и вредные выбросы предприятия;
материалов проверок налоговой службы;
материалов проверок природоохранных органов;
материалов маркетинговых исследований;
переписки с вышестоящими организациями, заказчиками продукции предприятия, с финансовыми и кредитными организациями и др.
Слайд 23Для финансового анализа оцениваемого предприятия изучаются основные учетные документы:
баланс предприятия;
отчет о финансовых результатах;
данные аналитических и синтетических счетов бухгалтерского учета и др.
Слайд 24При осуществлении
оценки с применением различных подходов уделяется внимание бухгалтерскому документу:
Затратный подход
Анализ
и корректировка
баланса предприятия
Сравнительный подход
Анализ баланса, отчета
о финансовых результатах
оцениваемого
предприятия и его аналогов;
Анализ, корректировка
отчета о финансовых результатах,
где представлена информация
о доходности предприятия,
на основе которой прогнозируются
денежные потоки
Доходный подход
Слайд 253. КОРРЕКТИРОВКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ЦЕЛЯХ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА
Слайд 26Система бухгалтерского учета представляет собой важнейший элемент инфраструктуры рыночной экономики. В
РК действует национальная и международная системы бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет отражает состояние хозяйственных единиц и заключаемых в обществе сделок. На ее основе устанавливаются баланс вовлеченных в сделку сторон, цены, ставки процента, принимаются инвестиционные решения. Система бухгалтерского учета обеспечивает информацией комплекс общественно-экономических связей, среди которых можно выделить такие как: кредитор-заемщик; продавец-покупатель; владелец капитала — компания или финансовый институт и т.д.
Слайд 27В практике государств с развитой рыночной экономикой компании фактически ведут три
типа бухгалтерских книг, информация для которых в значительной мере может черпаться из одного источника — журнала-ордера, но которые адресованы различным категориям пользователей:
финансовые, управленческие и налоговые.
Слайд 28Внутрифирменный учет называется управленческим в противоположность внешней отчетности, подготавливаемой в рамках
финансового учета. В отличие от финансового (внешнего), управленческий (внутренний) учет государственными органами не регламентируется. Он выстраивается руководством предприятия в зависимости от целей, которое оно перед собой ставит.
Налоговый учет осуществляется с целью выполнения требований государственных налоговых органов. В принципе налоговый учет включает все основные показатели финансового, но представляемые в форме, указанной налоговым органом (декларации, формуляры, основания для расчета прибыли для налогообложения и пр.).
учет налоговый, осуществляемый исключительно с целью выполнения требований государственных налоговых органов. В принципе налоговый учет включает все основные показатели финансового, но представляемые в форме, указанной налоговым органом (декларации, формуляры, осно-вания для расчета прибыли для налогообложения и пр.).
Слайд 29 Общие правила и принципы ведения бухгалтерского
учета могут различаться, что отражается в учетной политике и финансовой отчетности. Для получения сопоставимости информации необходима корректировка — нормализация финансовых документов за предшествующие периоды (обычно три — пять лет) в целях установления показателей, характерных для нормального ведения предпринимательской деятельности.
Слайд 30 Корректировки показателей финансовых отчетов проводятся для показателей,
которые имеют прямое отношение к процессу оценки.
Корректировки могут быть целесообразными по следующим причинам:
привести показатели поступлений и расходов к уровню, который характерен для операционной (основной, производственной) деятельности, которую предполагается продолжать;
представить сопоставимые финансовые данные по рассматриваемому бизнесу и аналогичным бизнесам;
привести показатели, приведенные в отчетах, в соответствие с рыночными стоимостями;
сделать поправки с учетом стоимости активов и обязательств, не связанных с операционной (основной, производственной) деятельностью и соответствующих поступлений и расходов;
сделать поправки с учетом поступлений и расходов, не связанных с хозяйственной деятельностью.
Слайд 31 Основные направления корректировок — исключение из финансовых
отчетов следующих доходов и расходов:
излишние или непроизводственные затраты предприятия;
единовременные доходы и расходы, не связанные с деятельностью предприятия;
доходы и расходы по избыточным активам (производственным, непроизводственным, нефункционирующим);
личные доходы и расходы владельца предприятия и его родственников;
прочие.
Приближение к
финансовой экономической
отчетности реальности
бизнеса финансовой отчетности бизнеса
Нематериальные активы и
активы, несвязанные с
основной деятельностью;
переоценка, физ. износ
Приведенный
ретроспективный Р
баланс –
Ы Б
Б скорректированный
минус Н А
А на последнюю
О Л
Л дату составления
Ч А
А бухгалтерской
Н Н
Н отчетности
Ы С
С
Й
Статьи, не Приведенный
отчет о связанные ретроспективный
финансовых Минус с основной = отчет о
результатах деятельностью финансовых
результатах
Слайд 35
Направления работы с внутренней
финансовой документацией в целях оценки:
Инфляционная
корректировка
Нормализация
бух. отчетности
Трансформация
бух. отчетности
Вычисление
относительных
показателей
Слайд 36
Способы инфляционной
корректировки
Нормализация
3. Основан на учете
изменения общего уровня цен
финансовой
2. Переоценка статей актива и
пассива баланса по колебаниям
уровней товарных цен отчетности
1. Переоценка всех статей баланса согласно
изменению курса тенге относительно
иностранной валюты
Слайд 37
НОРМАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
Корректировка отчетности на основе определения доходов и расходов,
характерных для нормально действующего бизнеса
Слайд 38Нормализация отчетности в процессе оценки проводится всегда, объем применяемых корректировок в
зависимости от целей оценки меняется. В отчете должны быть объяснены расчеты и изменения, проводимые в ходе нормализации.
Слайд 39
Нормализующие корректировки финансовой документации
Корректировка
Корректировка данных
разовых, нети- бух. отчетности с
пичных и неопе- целью определения
рационных доходов Корректировка рыночной стоимости
и расходов метода учета активов
операций или
метода начисления
амортизации
Слайд 40Трансформация финансовой отчетности –
корректировка счетов для приведения к единым
стандартам
финансовой отчетности
Трансформация бухгалтерской отчетности не является обязательной .
Отчетная информация (международная и национальная) имеет принципиальное сходство: пользователям предоставляются данные об имущественном состоянии компании (баланс) и отчет о финансовых результатах.
Слайд 41Вместе с тем между двумя системами учета существуют различия. Среди них,
например:
• по составу отчетности: западная отчетность содержит отчет об изменениях собственного капитала (в соответствии с GAAP), примечания к финансовым отчетам;
• по принципу построения основных показателей: баланс построен по принципу возрастания ликвидности, в то время как баланс по GAAP - по убыванию ликвидности
Слайд 42Вычисление относительных показателей в процессе оценки. .
Слайд 43Анализ отчётности
Горизонтальный
Вертикальный
Слайд 44Вертикальный анализ
представление данных различных статей баланса, отчета о финансовых результатах
и др. в процентах от общей суммы средств компании и сопоставимых данных. Оперирование относительными показателями позволяет избежать инфляционной корректировки ретроспективной финансовой документации
Слайд 45Горизонтальный анализ
представление данных в виде индексов по отношению к базисному
году или процентное изменение по статьям за анализируемый период и сопоставление полученных данных.
Слайд 46При анализе структуры активов и пассивов предприятия особое внимание уделяется:
Соотношению между
собственными и заемными средствами
Обеспеченности запасов и затрат собственными источниками
Структуре кредиторской и дебиторской задолженности
Анализу ликвидности баланса
Удельному весу наиболее ликвидных активов
Слайд 47При анализе отчета о финансовых результатах особое внимание уделяется:
:
соотношению выручки от
реализации, себестоимости и прибыли предприятия за анализируемый период;
выявлению тенденции в уровне доходов на предприятии.
Слайд 48С помощью анализа финансовых коэффициентов , отчётов можно выявить:
Сильные и
слабые
стороны данного
бизнеса
Диспропорции в структуре
капитала
Уровень риска при
инвестировании средств
в данный бизнес
Базу для сравнения
с компаниями-аналогами
Слайд 49Финансовый коэффициент - отношение одного бухгалтерского показателя к другому.
Коэффициенты позволяют:
-определить
круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений;
-оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и проследить динамику.
Система аналитических коэффициентов –применяется различными группами пользователей: бухгалтерами, менеджерами, оценщиками, аналитиками, инвесторами, акционерами, кредиторами и др.
Слайд 50Таким образом,
Работа оценщика с финансовой документацией проводится по следующим направлениям:
Приведение
финансовой документации к сопоставимому виду.
Нормализация отчетов с целью определения доходов и расходов
Определение текущего финансового состояния оцениваемого предприятия
выявление тенденций в развитии бизнеса на основе ретроспективной текущего состояния и планов на будущее
Слайд 51
Самостоятельно – Законспектировать финансовые коэффициенты
коэффициент финансовой автономии ;
коэффициент финансовой зависимости;
коэффициент
текущей задолженности;
коэффициент долгосрочной финансовой независимости ; коэффициент финансовой устойчивости;коэффициент покрытия долгов собственными средствами;коэффициент Левереджа.
Спасибо за внимание.