Слайд 1Особенности функционирования государственного бюджета Республики Беларусь до 2010 г.
Подготовила Сплюхина К.С.,
Ильина Е.Д.
Слайд 2Первый самостоятельный бюджет республики был составлен на 1991 г. исходя из
принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики, Концепции экономического суверенитета Белорусской ССР, Основных положений программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике. Верховный Совет Белорусской Республики утвердил его 21 декабря 1990 г. как Закон Белорусской ССР.
Слайд 3Особенностью бюджета 1991 г. явилось полное зачисление в бюджет республики взимаемых
на ее территории налога с оборота и подоходного налога с населения.
Слайд 4Был введен целевой чрезвычайный налог для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС.
Слайд 5Характерной чертой бюджета стало отражение в его составе средств целевых республиканского
и местных дорожных фондов, которые были образованы в целях аккумулирования средств на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.
Слайд 6Впервые в Законе о государственном бюджете Белорусской ССР на 1991 год
определялись меры по сокращению дефицита бюджета: планировалась более полная мобилизация доходов от таких мероприятий, как разгосударствление собственности; привлечение на добровольной основе свободных средств предприятий, организаций и населения; выпуск облигаций и других ценных бумаг; расширение платных видов услуг, оказываемых населению; упорядочение системы льгот и компенсаций работающим гражданам; жесткий режим экономии в расходовании средств.
Слайд 7Более глубокие изменения в бюджете и бюджетном процессе начались в 1992
г. после принятия законодательных актов, регламентирующих бюджетный процесс, прежде всего — законов «О бюджетной системе Республики Беларусь», «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» и ряда законов о налогах.
Слайд 8Характерной особенностью формирования доходной части бюджета стало использование рыночных источников в
виде налога за пользование природными ресурсами и налога на недвижимость.
Слайд 9В расходах на отрасли экономики предусматривалось приоритетное развитие агропромышленного комплекса путем
применения механизма свободных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, предоставления налоговых льгот и целевого выделения бюджетных ассигнований.
Слайд 10Республика взяла курс на развитие наукоемких отраслей, соответственно, увеличились ее затраты
на науку, хотя их доля в расходах бюджета по-прежнему оставалась незначительной — 1,4%.
Слайд 11Активное формирование рыночных отношений в республике и усиление роли бюджета в
государственном регулировании воспроизводственных процессов определило новые тенденции в развитии бюджета.
Слайд 12 Представительство Республики Беларусь на международной арене обеспечивалось и
продолжает поддерживаться ее участием во многих международных организациях (Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКОи др.).
Доходная часть бюджета развивалась в условиях «бюджетизации» финансовых ресурсов, т.е. усиления их централизации в государственном бюджете вследствие возрастания роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов.
Слайд 13 Формирование в составе бюджета большого количества целевых бюджетных фондов
стало отличительной чертой бюджета.
Примечательной чертой бюджета явилось включение в него начиная с 1998 г. доходов и расходов свободных экономических зон. Причем величина первых значительно превышала суммы вторых.
Слайд 14Специфическая черта современного бюджета, — ускоренное развитие косвенного налогообложения.
Слайд 15Приоритетными направлениями бюджетной политики в XXI в. продолжают оставаться государственное регулирование
экономики и повышение уровня жизни населения. В бюджете наблюдается усиление централизации финансовых ресурсов.
Слайд 16Бюджет сохранил ярко выраженную социальную направленность. Если в 1992 г. в
социальную сферу направлялось 30,4% расходов бюджета, то в 2005—2008 гг. — около половины и более всех бюджетных ресурсов. Одновременно значительно выросли расходы государства на отрасли экономики — с 19,6 % в 2005 г. до 25,7 % в 2009 г.