Слайд 1Основы предпринимательского дела
«…Когда 60% работающего населения
будет трудиться в малом
и среднем бизнесе,
Казахстан достигнет устойчивости..»
Президент Республики Казахстан
Н.А.Назарбаев
Слайд 3Приказом Министра финансов РК от 31 января 2013 года № 50
«Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности»
НСФО разработан в соответствии с ЗакономНСФО разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и определяет принципы и качественные характеристики финансовой отчетности, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства,
Слайд 4Приложение 3
к Национальному стандарту финансовой отчетности
Наименование________________________________________________________________________________________________
Вид деятельности _____________________________________________________________________________________________
Среднегодовая численность работников ___________________________________________________________________человек
Юридический адрес,
Бизнес идентификационный номер, Индивидуальный идентификационный номер ___________________
_____________________________________________________________________________________________________________
Бухгалтерский баланс
по состоянию на «___» __________________ года
тысяч тенге
Слайд 5Приложение 4
к Национальному стандарту финансовой отчетности
Наименование_______________________________________________________________________________________________
Вид деятельности ____________________________________________________________________________________________
Среднегодовая численность работников __________________________________________________________________человек
Юридический адрес,
Бизнес идентификационный номер, Индивидуальный идентификационный номер___________________
____________________________________________________________________________________________________________
Отчет о прибылях и убытках
по состоянию на «___» __________ _______ года
тысяч тенге
Слайд 6Имущество предприятия постоянно участвует в процессе производства. Чтобы определить величину всего
имущества, дать ему экономическую оценку, необходимо иметь обобщенные данные о составе хозяйственных средств и источников их формирования.
Такое обобщение можно получить путем построения бухгалтерского баланса.
Баланс – это способ группировки хозяйственных средств и их источников на определенную дату в денежном выражении.
Слайд 7Во-первых, бухгалтерский баланс знакомит собственников, менеджеров с управлением, имущественным состоянием предприятия,
то есть чем собственники владеют, каков запас материальных средств, которым хозяйствующий субъект способен распоряжаться, и кто принимал участие в создании этого запаса.
Слайд 8Во-вторых, по балансу определяют, сумеет ли предприятие в ближайшем будущем оправдать
взятые на себя обязательства перед третьими лицами, количество которых в рыночной экономике все более возрастает.
Слайд 9В-третьих, руководство предприятия получает представление о месте предприятия в системе аналогичных
предприятий, правильности выбранной стратегии, эффективности политики использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению бизнесом.
Слайд 10В-четвертых, содержание баланса дает возможность использовать его как внутренними, так и
внешними пользователями.
На основе данных бухгалтерского баланса внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данным субъектом экономики как с партнером, оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данной компании и другие решения.
Слайд 12В основе баланса предприятия лежит следующее основное тождество:
Активы = Обязательства +
Капитал
Слайд 13Активы – это средства, которыми предприятие владеет или которыми может пользоваться.
Активы в балансовом отчете разделяются на оборотные средства и основной капитал (основные средства).
Слайд 14Основные средства (синонимы – долгосрочные активы, основной капитал, внеоборотные активы) –
это фонды, приобретенные для ведения каких-либо операций с целью получения дохода или прибыли от их использования.
Оборудование офисов, компьютеры и автомашины, принадлежащие компании, - это тоже основные фонды.
Основные фонды в балансовом отчете обычно группируются по категориям:
собственность или долгосрочное арендованное имущество;
механизмы и другое оборудование;
установки и принадлежности, например, инвентарь офисов;
транспортные средства.
Слайд 15Оборотные средства включают в себя:
предметы, являющиеся собственностью предприятия и предназначенные для
превращения их в деньги в течение одного года;
деньги предприятия, включая находящиеся в банке.
Эти активы являются «оборотными» в том смысле, что они непрерывно движутся, оборачиваются в деле.
Слайд 16Основными статьями оборотных активов являются:
наличность;
дебиторы;
запасы товаров, сырья и материалов, готовой продукции,
незавершенного производства, полуфабрикатов.
Есть и другие статьи краткосрочных активов:
Краткосрочные инвестиции - это чаще всего краткосрочные депозиты в банках, которые могут быть легко обналичены при необходимости.
Предоплата – это та часть денег, которая уже выплачена предприятием за услуги, которыми оно еще не пользуется, но которыми будет пользоваться до наступления следующего отчетного периода.
Дебитор – это лицо, которое должно деньги предприятию.
Слайд 17Пассивы – это то, что нужно кому-либо отдавать. Пассив или обязательства
– это бухгалтерский термин, обозначающий долги предприятия.
Вот несколько примеров пассивов:
банковский кредит – это сумма, которая в конце концов должна быть возвращена банку;
суммы долга поставщикам за купленные, но еще неоплаченные товары.
В балансовом отчете видны три крупные финансовые статьи:
текущие (или говорят краткосрочные) обязательства;
долгосрочные обязательства;
капитал.
Слайд 18Текущие обязательства – это долги предприятия, подлежащие оплате в ближайшее время.
Обычно это означает – в течение года.
Примеры текущих обязательств:
кредиты, которые должны быть оплачены в течение года;
торговые кредиторы;
налоги, которые подлежат оплате;
«накопленные издержки» - это затраты предприятия, на которые еще не получены счета или для которых по существующему порядку еще не наступил срок уплаты.
Слайд 19Долгосрочные обязательства – это задолженность, которая не должна быть оплачена в
короткие сроки, поэтому любые обязательства, которые нельзя считать текущими, относятся к долгосрочным. По установившейся традиции краткосрочные – это те, которые подлежат оплате в течение года, а долгосрочные – более чем через год.
Слайд 20В разделе Капитал показывают суммы денег, принадлежащие владельцу или владельцам и
вложенные ими в создание предприятия
Капитал представляет собой :
уставный капитал,
резервный капитал,
нераспределенный доход (непокрытый убыток), представляющий собой результат деятельности предприятия за отчетный период.
Слайд 21Бухгалтерское уравнение
Предположим, что предприниматель М вкладывает капитал в цветочный киоск. В
первый день 1 сентября 2016 года он имеет только этот капитал, так что его предприятие несет обязательства за этот капитал, скажем, 5000 у.е., а также актив в форме 5000 у.е. наличными.
Слайд 22Состояние предприятия предпринимателя М
на 1сентября в у.е.
Слайд 23Предприниматель М. использует часть 5000 у.е. для покупки торгового ларька у
человека, который закрыл свое дело по продаже фруктов и овощей. Стоимость киоска – 3600 у.е.
Он покупает также немного цветов и горшечных растений у оптовика – на 1300 у.е.
После покупки ларька и товара для перепродажи у него осталось 100 у.е. деньгами М. кладет 60 у.е. в банк, а 40 оставляет в виде мелких разменных купюр. Теперь он готов к первому дню торговли.
Слайд 24Что произошло при этом с уравнением баланса?
Капитал не изменился и остался
равным 5000 у.е. т.е. таким, какой изначально был вложен в предприятие.
Долг еще равен нулю, потому что предприятие не должно ничего и никому, кроме самого г-на М.
Активы, однако, уже не состоят полностью из наличных денег в сумме 5000 у.е., а видоизменились.
Слайд 25Другими словами, активы предприятия изменились и 5 сентября перед началом торговли
состояние предприятия, следующее:
Слайд 26Предположим, что г-н М. эффективно спланировал свои дела и его бизнес
удачен с самого начала. В один день, 5 сентября, он продал весь запас цветов и растений за 1800 у.е. Купил их он за 1300 у.е., так что прибыль оставила 500 у.е. Сначала прибыль осталась у предприятия и учтена как добавление к капиталу владельца.
Слайд 28Снятие со счета означает изъятие владельцем из предприятия части денег. В
рассматриваемом примере М. получил в первый день прибыль в размере 500 у.е.. Если он решит 360 у.е. взять себе в виде своего заработка, то это значит, что он присвоил эту сумму себе из общего фонда (капитал плюс обязательства) предприятия.
Прибыль – это капитал до тех пор, пока она остается в предприятии. Когда же она присвоена кем-либо (например, владельцем), капитал предприятия уменьшается.
В описанном случае 360 у.е. денежных активов изъяты из бизнеса. Это отразится в балансе следующим образом.
Слайд 30Кредитор – это лицо, которому предприятие должно деньги. Предприятие не всегда
платит немедленно за товары и услуги, которые оно приобретает. Обычной деловой практикой является покупка в кредит со сроком уплаты или 30 дней, или 2 месяца, или 3 месяца со дня выписки счета-фактуры. Например, наш предприниматель М. 6 сентября купил у фирмы «К» горшечные растения стоимостью 730 у.е. в кредит. Тогда фирма «К» направит М. счет-фактуру на 730 у.е., от 6 сентября со сроком кредита 30 дней, в течение которых счет должен быть оплачен.
Кредитор – это пассив предприятия.
Слайд 32Дебитор – это лицо, которое должно деньги предприятию. Например, допустим, что
М. продает товар в кредит г-ну З. за 800 у.е. в кредит на условиях, что долг должен быть выплачен в течение 15 дней от момента выписки счета (допустим, 10 сентября). Значит, З. является дебитором по отношению к М. на 800 у.е. и баланс изменится следующим образом:
Слайд 34Оборотные активы находятся во владении только в течение очень короткого промежутка
времени.
Например, хозяин газетного киоска стремится продать газеты в тот же день, когда они вышли, а еженедельные газеты, ежемесячные журналы также не должны залеживаться на полках
Чем быстрее предприятие сможет продать товары, которые оно имеет в своих запасах, тем большую прибыль оно может получить.