Слайд 1Финансовые рынки и институты
Н.И.Берзон
Заслуженный экономист Российской Федерации,
д.э.н., профессор
Национального исследовательского университета
«Высшая школа
экономики»
Слайд 2Тема 1. Организация и структура финансового рынка
Слайд 3Видео сюжет 1
Понятие финансового рынка
Слайд 4Видео сюжет 1
Понятие финансового рынка
На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, необходимого
компаниям для реализации инвестиционных проектов и ведения хозяйственной деятельности, а экономические субъекты, имеющие свободные денежные средства, используя механизм финансового рынка осуществляют инвестиции в ценные бумаги и другие финансовые инструменты.
Слайд 7Классификация финансовых рынков
1. По срокам обращения финансовых ресурсов
Слайд 8Классификация финансовых рынков
1. По срокам обращения финансовых ресурсов
Слайд 9Варианты привлечения заемного капитала
1. Привлечение заемного капитала через банк
Слайд 10Варианты привлечения заемного капитала
Слайд 11Средневзвешенная эффективная доходность российских корпоративных облигаций
Слайд 12ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ ПО РОССИЙСКИМ КОРПОРАТИВНЫМ ОБЛИГАЦИЯМ, %
Слайд 13Вопрос для самопроверки
Укажите знаком «+», на каком рынке предприятие привлекает финансовые
ресурсы для покрытия своих потребностей в денежных средствах.
Слайд 14Видео сюжет 2
Первичный и вторичный рынок
Первичный рынок ценных бумаг — это
рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг.
Вторичный рынок ценных бумаг — это рынок, на котором происходит обращение ранее выпущенных ценных бумаг.
Слайд 15Классификация финансовых рынков
2. По стадиям выпуска и обращения
Слайд 16Вопрос для размышления
Укажите, какой рынок ценных бумаг является более важным для
предприятия?
Слайд 17Видео сюжет 3
Этапы эмиссии ценных бумаг
Принятие решения о выпуске ценных бумаг
Слайд 18Этап 1. Принятие решения о выпуске ценных бумаг
Решение об эмиссии облигаций
принимает Совет Директоров
Органы управления, принимающие решения о размещении акций:
Слайд 19Вопрос для размышления
Как вы считаете, какой орган управления в акционерном обществе
может принять наиболее обоснованное решение о дополнительной эмиссии акций?
Слайд 20Видео сюжет 4
Этапы эмиссии ценных бумаг
Подготовка проспекта эмиссии
Слайд 21Этап 2. Подготовка проспекта эмиссии
(при необходимости)
Слайд 22Этап 2. Подготовка проспекта эмиссии
(при необходимости)
Слайд 23Этап 2. Подготовка проспекта эмиссии
(при необходимости)
Роль проспекта двойственна — с одной
стороны он используется для стимулирования продаж выпускаемых ценных бумаг, то есть в нем должна быть отражена позитивная информация. С другой стороны, необходимо раскрыть всю информацию о компании (в том числе факторы риска).
Слайд 24Виды размещения акций и условия разработки проспекта эмиссии
Слайд 25Вопросы для самопроверки
1. Кто по российскому законодательству принимает решение об эмиссии
корпоративных облигаций? Правильный ответ отметьте знаком «+».
2. Почему непубличное акционерное общество (НПАО) имеет право проводить только закрытое размещение акций? Правильный ответ отметьте знаком «+».
Слайд 26Видео сюжет 5
Этапы эмиссии ценных бумаг
Регистрация эмиссии и раскрытие информации
Слайд 27Видео сюжет 6
Этапы эмиссии ценных бумаг
Размещение ценных бумаг, организаторы и андеррайтеры
Слайд 28Крупнейшие организаторы по объему размещенных облигационных займов в 2015 году
Слайд 29Функции организатора выпуска облигационного займа
Оценка финансового состояния и кредитоспособности эмитента
Конструирование эмиссии
облигаций (определение параметров облигационного займа)
Определение круга потенциальных инвесторов
Слайд 30Функции организатора выпуска облигационного займа
Консультирование эмитента по юридическим и финансовым вопросам,
связанным с эмиссией облигаций
Подготовка проспекта эмиссии
Сопровождение процедуры регистрации проспекта эмиссии
Слайд 31Функции организатора выпуска облигационного займа
Обеспечение раскрытия информации на всех этапах проведения
эмиссии
Подготовка инвестиционного меморандума
Формирование синдиката андеррайтеров (при необходимости)
Слайд 32Функции организатора выпуска облигационного займа
Проведение роуд-шоу (совместно с андеррайтерами)
Взаимодействие с биржей
и депозитарием
Оказание помощи эмитенту в выборе платежного агента
Слайд 33Критерии выбора организатора
Наличие широкого круга инвесторов
Опыт размещения облигационных займов
Репутация инвестиционного банка,
отзывы других клиентов
Спектр услуг, оказываемых инвестиционным банком
Слайд 34Критерии выбора организатора
Наличие связей с торговыми площадками
Способность к финансовой поддержке
размещаемых облигаций
Стоимость услуг
Слайд 35Ведущие андеррайтеры корпоративных облигационных займов в 2015 году
Слайд 37Видео сюжет 7
Методы размещения ценных бумаг. Организация проведения аукционов по размещению
корпоративных облигаций
Слайд 38Методы размещения корпоративных облигаций
Слайд 39Проведение аукциона по цене
Задача эмитента – определить цену размещения, которая является
единой для всех победителей аукциона.
В рассматриваемом примере: чему будет равна цена размещения?
Слайд 40Проведение аукциона по купону
Задача эмитента – определить ставку купона.
В рассматриваемом примере:
чему будет равна ставка купона?
Слайд 41Формат размещения корпоративных облигаций
Слайд 42Сроки эмиссии ценных бумаг
20-30 дней
Подготовка проспекта
Слайд 43Особенности эмиссии и обращения биржевых облигаций
Эмиссия облигаций осуществляется без государственной
регистрации при соблюдении следующих условий:
размещение облигаций осуществляется путем открытой подписки на торгах фондовой биржи;
эмитент облигаций существует не менее трех лет и имеет надлежащим образом утвержденную годовую бухгалтерскую отчетность за два завершенных финансовых года, достоверность которой подтверждена аудиторским заключением;
Слайд 44Особенности эмиссии и обращения биржевых облигаций
облигации не предоставляют их владельцам
иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости либо номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости;
срок исполнения обязательств по облигациям не ограничен;
Слайд 45Особенности эмиссии и обращения биржевых облигаций
облигации выпускаются в документарной форме
на предъявителя с обязательным централизованным хранением;
оплата облигаций при их размещении, а также выплата номинальной стоимости и процентов по облигациям осуществляются только денежными средствами.
Слайд 46Вопрос для самопроверки
Компания выбрала способ размещения облигаций: Аукцион по ставке купона.
Компания провела первый аукцион, на котором была размещена часть облигаций. Каким будет второй аукцион?