Слайд 1
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
Слайд 2ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
Специфические функции государства в рыночной экономике связаны: с регулированием
размещения ресурсов; с распределением доходов; с воздействием на колебания экономической активности в рамках деловых циклов.
Специфические ресурсы государства для производства общественных благ – это налоги, посредством которых государство обязывает граждан на принудительной основе участвовать в коррекции провалов рынка.
Слайд 3ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
Доходы любого экономического агента складываются:
из доходов от использования
принадлежащих ему факторов производства (характерно для домашних хозяйств и фирм);
из безвозмездных поступлений со стороны других лиц на добровольной основе (характерно для домашних хозяйств и фирм);
из безвозмездных поступлений со стороны других лиц на принудительной основе (характерно для государства).
Слайд 4ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ
Ресурсный потенциал общественного сектора, сформированный на базе государственных доходов, реализуется
посредством государственных расходов, которые осуществляются в денежной и натуральной формах.
Государственные расходы – это платежи, не подлежащие возврату, не создающие и не погашающие финансовых требований; являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций.
Слайд 5ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ
Государственные расходы включают:
закупки товаров и услуг;
монетарные трансакции из
государственного в частный сектор
оплату труда государственных служащих;
социальные выплаты;
обслуживание государственного долга;
трансферты.
Слайд 6КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
функциональная классификация отражает функциональное назначение расходов. Расходы группируют
по целевому назначению: военные, экономические, социальные, внешнеэкономические и внешнеполитические, на содержание аппарата управления и др.. Указанный подход дает представление о приоритетах в экономических действиях государства;
Слайд 7КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
экономическая классификация – это группировка общественных расходов по
экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Различают три категории расходов: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Слайд 8КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая
текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.
Капитальные расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.
Слайд 9КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
Институциональная классификация отражает распределение бюджетных средств по главным
распорядителям средств федерального бюджета, т.е. по исполнительным структурам государственной власти (министерствам, департаментам).
Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Слайд 10ТЕОРЕМА О ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
Теорема о децентрализации: если бюджетная децентрализации не влияет
на уровень издержек, то децентралиованное принятие решений в отношении поставки локального общественного блага либо эффективнее централизованного, либо, по крайне мере, не уступает ему с точки зрения эффективности.
Преимущества децентрализации тем больше, чем значительнее межрегиональные различия в готовности платить за благо и чем ниже эластичность готовности платить по цене.
Слайд 11ГИПОТЕЗА ТИБУ
Гипотеза Тибу: при наличии большого числа территориальных единиц и интенсивной
миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям, так как она создает предпосылки для адекватного выявления предпочтений, касающихся локальных общественных благ, и наиболее полной реализации этих предпочтений.
Слайд 13МОДЕЛИ РОСТА ГОС.РАСХОДОВ. ЗАКОН ВАГНЕРА
Слайд 14МОДЕЛИ РОСТА ГОС.РАСХОДОВ. ЗАКОН ВАГНЕРА
Слайд 162.4. ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Чиновники общественного сектора и недобросовестные политики
могут получить выгоду за счет перекладывания ответственности на других и от нецелевого использования общественных ресурсов в своих интересах.
Что ведет к повышению степени налогообложения за пределы социального оптимума.
Слайд 172.4. ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Отмечается особая роль лоббистских усилий в
формировании налоговых льгот, которые предлагают значительные выгоды малым группам избирателей за счет некоторых малых потерь для большого числа избирателей (льготы МСП).
Слайд 182.4. ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Формирование налоговых систем с ярко выраженным
прогрессивным эффектом стимулирует высокодоходные группы населения к самоорганизации, которая облегчается их контролем над финансовыми ресурсами.
Слайд 192.4. ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Непрозрачность налоговой системы усиливает автономность политиков,
бюрократов и групп специальных интересов.
Слайд 202.4. ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Политики, максимизирующие голоса избирателей, могут быть
склонны к снижению эффективных налоговых ставок для тех налогоплательщиков-избирателей, которые могли бы составить им оппозицию.
Мощь оппозиции нарастает с ростом налогового бремени.
Слайд 212.4. ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
На субнациональном уровне существенное влияние на
формирование налоговой структуры оказывает присутствие конкурирующих территориальных единиц, поскольку власти опасаются бегства налоговой базы в другие регионы.
Слайд 222.4. ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ВЫВОДЫ
Максимизирующие голоса политики должны
принимать во внимание:
Организационные издержки;
Эффективность оппозиции;
Конкурирующие налоговые территориальные единицы;
Степень определенности налоговой базы, с которой сталкиваются налогоплательщики-избиратели.
Слайд 24НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ
НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением
средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования.
Величина налогового бремени зависит прежде всего от видов налогов и налоговых ставок.
Слайд 25НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на два принципа:
а) увязка налога с получаемыми за счет него благами;
б)принцип платежеспособности: чем выше доходы лица, чем больше у него способность платить, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо;
Слайд 26ПРОБЛЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ
Налоги определяются законодательством.
Рационально действующие индивиды будут искать новый
оптимум в новых условиях: как правило, направленное на снижение налогового бремени.
Налогообложение влияет на относительные цены и, следовательно, механизмы, меняющие размещение ресурсов и цены.
Слайд 27СФЕРА ДЕЙСТВИЯ НАЛОГА
Сфера действия налога включает в себя всех тех индивидов,
которые в результате введения данного налога испытывают снижение уровня функции полезности.
Потеря полезности может быть связана с необходимостью покупать товары и услуги, с отказом от покупки и др.
Слайд 28ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАЛОГА
Перемещение налога – расхождения между сферой налоговых обязательств по конкретному
налогу и сферой его действия.
Бремя перемещается вперед, если продавец может переложить некоторую часть своих налоговых выплат на покупателей своего товара.
Бремя перемещается назад, если налогоплательщик под действием налога сокращает сумму своих затрат.
Слайд 29МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ, ПОРОЖДЕННОГО АКЦИЗОМ
Х
р
D
S
S(1+t)
X2
X1
p1
p2 (1+t)
p2
А
В
С
Слайд 30МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ, ПОРОЖДЕННОГО АКЦИЗОМ
Рассмотрим случай пропорционального налога на рынке
совершенной конкуренции
Х – суммарный выпуск, р –цена продукции.
Рыночное равновесие достигнуто в т. В (Х1, р1).
Вводится налог на выпуск t .
Равновесие в т. А (Х2, р2(1+t)) – продавцы должны принять падание цены до р2, но цена сокращается не на всю величину налога, т.е. продавцы сдвигают часть бремени на покупателей.
Слайд 31МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ, ПОРОЖДЕННОГО АКЦИЗОМ
Потребители потеряют часть потребительского излишка, равную
трапеции р2(1+t),А,В,р1.
Производители потеряют: р1,В,С,р2.
Выигрыш правительства от налоговых доходов – прямоугольник р2(1+t),А,С,р2.
Необратимые потери общества – треугольник АВС.
Слайд 32МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ, ПОРОЖДЕННОГО АКЦИЗОМ
Распределение налогового бремени и относительная величина
необратимых потерь зависят от крутизны наклонов кривых спроса и предложения (эластичности).
Слайд 33МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ, ПОРОЖДЕННОГО АКЦИЗОМ
Если предложение неэластично, то налоговое бремя
несут продавцы и не возникает необратимых потерь.
При совершенно эластичном предложении налоговое бремя несут покупатели, включая необратимые потери.
При неэластичном спросе потребители несут все бремя, включая необратимые потери.
Слайд 34НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ
Важно сопоставлять объемы потерь и выгод, что приводит к понятию
избыточного налогового бремени.
Избыточное налоговое бремя – количественная характеристика искажающего действия налога, замеряющая «потери благосостояния».
Величина необратимых потерь и представляет собой избыточное налоговое бремя.
Слайд 35ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ
Таким образом, в случае искажающего налога дополнительное развитие общественного
сектора не компенсирует полностью потери налогоплательщиков.
Однако необходимо принять во внимание также излишек потребителя, связанный с потреблением услуг общественного сектора.
Поэтому рациональная налоговая политика ориентируется на минимизацию избыточного налогового бремени.
Слайд 36ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ
Факторы, влияющие на величину избыточного налогового бремени:
Параметры, характеризующие рассматриваемое
налоговое изменение (налоговая ставка, налоговая база);
Параметры, характеризующие функции спроса и предложения;
Параметры начального состояния экономики.
Слайд 37ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ
Теоретический анализ показывает общую тенденцию опережающего темпа роста избыточного
налогового бремени по сравнению с налоговыми доходами при увеличении налога.
Слайд 38ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ
Так, в США прирост налоговых доходов на 1 долл.
Требует от налогоплательщиков выплат в диапазоне 1,2-1,4 долл., т.е. ИНБ составляет примерно треть доходов.
Слайд 39ПРОГРАММЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
Программы предполагают:
Выявление приоритетов, целей и задач формирования программы общественных
расходов;
Формирование системы мероприятий в соответствии с целями и задачами;
Выбор инструментов достижения цели;
Мониторинг реализации программ.
Слайд 40ПРОГРАММЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
Экономическая сфера действия программ не совпадает с кругом его
непосредственных плательщиков; программа общественных расходов приносит выгоды не одним только своим непосредственным реципиентам.
Реципиенты – те, кто безвозмездно или на льготных условиях получает какие-либо блага или денежные средства за счет общественного сектора.
«Сфера действия программы общественных расходов» - круг лиц, на которых распространяются выгоды, обусловленные данной программой.
Слайд 41ПРОГРАММЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
Программы общественных расходов в натуральной форме делятся на:
лимитированные программы – потребление отдельного товара или услуги субсидируется лишь в ограниченных пределах;
нелимитировнные программы - потребление отдельного товара или услуги субсидируется лишь в неограниченных пределах.
Лимитированные программы:
порождают меньшие чистые потери, чем нелимитированные, поскольку для части реципиентов не возникает эффект замещения;
предполагают ломанные бюджетные ограничения, с которыми связаны существенные искажения.
Слайд 42ПРОГРАММЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
Реципиент отдает предпочтение помощи, предоставляемой в денежной форме, так
как в форме натуральных благ ему «навязывают» предпочтения тех, кто разработал и утвердил программу.