Слайд 1Тема №5
Налоговый контроль в РФ
Слайд 2Понятие и значение налогового контроля
Налоговый контроль является составной частью финансового и
одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В широком смысле налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
В узком смысле налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Слайд 4Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе
налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Налоговый контроль (как и контроль вообще) представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности налогообязанных лиц.
Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.
Слайд 5Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные
органы. Также отдельные контрольные полномочия в сфере налогообложения принадлежат Счетной палате РФ и Министерству финансов РФ.
Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:
– обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
– обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
– улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
– проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
– проверки целевого использования налоговых льгот;
– пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.
Слайд 6Классификация налогового контроля
Слайд 8В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами
налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ.
Слайд 12Камеральные проверки
Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах
и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.
Слайд 13ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88
НК РФ.
Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.
Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.
Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.
Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.
Слайд 14ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Слайд 15Выездные налоговые проверки
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика,
но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.
Слайд 16Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев
Срок проведения выездной проверки может
быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:
налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;
на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
имеются иные обстоятельства.
Слайд 17Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о
назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
В некоторых случаях срок выездной проверки может быть приостановлен (общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев), при этом перечень таких случаев строго определен:
в связи с необходимостью получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;
в связи с необходимостью проведения экспертизы;
перевода на русский язык документов, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке и истребования у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика.
Слайд 18Процедуры, возможные при выездной налоговой проверке
Слайд 20Валютный контроль
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют государственную функцию
по осуществлению валютного контроля в соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Налоговые органы являются агентами валютного контроля, на которых возложены обязанности по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.
Предметом валютного контроля является соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Слайд 21Друге виды контроля, осуществляемые ФНС
Контроль за применением специальных банковских счетов
Контроль и
надзор в сфере госрегулируемых видов деятельности
Контроль за применением контрольно-кассовой техники
Контроль за полнотой учета выручки денежных средств