Слайд 1Тема 1. Международные стандарты аудита, их роль и значение
Слайд 2Вопросы:
Место аудита и роль международных стандартов аудита в системе экономических отношений.
Назначение
и классификация МСА.
Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита.
Общие положения: аудит, сопутствующие услуги.
Этика аудитора в международной практике.
Слайд 3Вопрос 1. Место аудита и роль международных стандартов аудита в системе
экономических отношений
Аудит как элемент рыночных отношений получил признание практически во всем мире.
Пользователями аудиторских услуг являются:
юр. и физ. лица, заинтересованные в достоверности финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них имеет экономический смысл в плане снижения предпринимательского риска.
Цель аудита - формирование определенного мнения аудитора относительно проверяемой бухгалтерской финансовой отчетности.
Слайд 4Периоды становления мировой аудиторской практики:
1 период связан с принятием сначала в
Англии в 1844 г., а затем во Франции в 1867 г. ряда законов, предусматривающих необходимость проверки независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов;
2 период охватывает 1867—1905 годы, когда аудит по началу был приближен к ревизионной деятельности и направлен на оценку эффективности работы организаций, обнаружение ошибок, а с развитием фондового рынка выделяется в самостоятельную отрасль;
Слайд 5Периоды становления мировой аудиторской практики:
3 период — с 1905 по 1933
г. — характеризуется усилением процесса концентрации капитала, разделением интересов собственников, наемных управляющих и наемного персонала; основной акцент переносится на применении статистических выборок, оценку эффективности внутреннего контроля и систем управления;
4 период длится до 1940 г., для него характерно усиление требований к качеству аудиторской проверки, включение в практику аудита метода тестирования, целью которого было обнаружение преднамеренных учетных ошибок, развитие методологии аудита;
Слайд 6Периоды становления мировой аудиторской практики:
5 период — с 1940 г. и
по настоящее время — характеризуется динамичным развитием фондовых рынков и транснациональных корпораций, а также углублением мирохозяйственных связей, что приводит к необходимости выработки унифицированных требований к качеству аудита, порядку его осуществления и профессиональной этике.
Слайд 7
Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой единые базовые принципы, которым должны
следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности.
Способствуют достижению двоякой цели:
развитию аудита в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;
унификации подходов к аудиту в международном масштабе.
Слайд 8Причины унификации методики аудиторских проверок:
1. Развитие стандартов бухгалтерского финансового учета.
2.
Монополизм в сфере аудита и консалтинговых услуг.
3. Стандарты аудита отрицают возможность проведения «некачественного аудита», поскольку, руководствуясь ими, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный необходимый набор аудиторских процедур.
Слайд 9 Потребности в услугах аудиторов возникают и в связи со следующими обстоятельствами:
операции организации могут быть многочисленными и сложными. Информацию о них пользователи не имеют возможности получить самостоятельно, потому нуждаются в услугах аудиторов;
пользователи финансовой информации обычно не имеют доступа к учетным записям, им недостает соответствующего опыта, поэтому им необходимо приглашать профессиональных аудиторов для работы, которую они не в состоянии выполнить самостоятельно;
последствия решений, принимаемых пользователями, могут быть так значительны для них, что достоверность и полнота информации, получаемая через аудиторов, очень важна.
Слайд 10Характеристика пользователей финансовой информации
Слайд 11Факторы, влияющие на развитие международных стандартов аудита:
Внешние;
Внутренние.
Слайд 12Внешние факторы:
развитие и углубление мирохозяйственных связей, создание транснациональных компаний, что приводит
к унификации принципов учета и отчетности;
динамичное развитие фондового рынка, при этом фондовые биржи выдвигают достаточно жесткие требования для включения акций компаний в листинг. Поэтому Международная организация комитетов фондовых бирж разрабатывает унифицированные требования к отчетности компаний, чьи акции допускаются к котировке.
Слайд 13Внутренние факторы:
процесс концентрации капитала в сфере аудита и консалтинга, где более
90% этого рынка принадлежит 10—12 фирмам-лидерам, причем процесс слияния продолжается. Объединение позволит улучшить качество аудиторских услуг, а для этого необходимо разрабатывать единую стратегию и методологию аудита и консалтинга;
создание, развитие и работа международных организаций: Международная федерация бухгалтеров (МФБ); Комитет по международной аудиторской практике (КМАП); Комитет по международным бухгалтерским стандартам (ГАТС, IASS); Экономический и социальный совет при ООН; Комиссия по транснациональным компаниям; Комиссия по ценным бумагам и биржам, профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.
Слайд 14Механизм выработки международных нормативов аудита:
1. Совет по международным аудиторским и гарантирующим
стандартам (СМАГС) выбирает тему для подробного изучения подкомитетом;
2.Передача подкомитету обязательств по начальной подготовке стандартов;
3. Подкомитет изучает предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или региональными профессиональными организациями;
4. Подкомитет разрабатывает проект норматива и передает его на рассмотрение в КМАП;
5. СМАГС одобряет проект 3/4 голосов от общего состава, но не менее чем 9 голосами из числа членов, присутствующих на заседании;
Слайд 15Механизм выработки международных нормативов аудита:
6. Проект норматива направляется для изучения и
написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным организациям;
7. Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которому поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом комментариев проект снова направляется на рассмотрение в СМАГС;
8. СМАГС рассматривает комментарии и вносит изменения;
9. Одобренный проект выпускается как окончательный норматив с указанной датой.
Слайд 16Значение МСА
способствуют интеграции национального аудита в международные экономические отношения,
обеспечивают развитие
аудиторской профессии в соответствии с профессиональными требованиями мирового уровня,
единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.
Слайд 17Вопрос 2. Назначение и классификация МСА.
обеспечивают гарантии качества подготовки аудиторов, проведения
аудита и уровень надежности результатов аудиторской проверки;
способствуют внедрению в практику работы аудиторов научных достижений и создают достойный общественный имидж профессии аудитора;
с их помощью обеспечивается связь элементов процесса аудиторской проверки и создается возможность контроля качества работы аудитора;
их последовательное применение является решающим аргументом в пользу аудитора при возникновении претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков клиента.
Слайд 18 Первые международные аудиторские стандарты появились в 1937—1939 гг. К 1994 г.
было разработано 45 стандартов, включая и положения по международной аудиторской практике (ПМАП).
К концу XX столетия ряд стандартов был пересмотрен. Их состав значительно расширился и теперь насчитывает более 51стандарта.
Слайд 19Классификация МСА
1)общепринятые стандарты
общие стандарты
рабочие стандарты
стандарты отчетности
2)специальные стандарты
-этики
-прогнозов
-аттестационные
Слайд 20Основы построения общепринятых аудиторских стандартов
Слайд 21Структура опубликованных международных стандартов аудита
Слайд 22Применение МСА может осуществляться в следующих вариантах:
в качестве национальных аудиторских стандартов
(Кипр, Малайзия, Нигерия и др.);
как основа для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Голландия, Бразилия др.);
принятие к сведению и руководству в странах, имеющих национальные стандарты, при отсутствии регулирования каких-либо аспектов в собственных аудиторских стандартах (США);
как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций (международные аудиторские организации).
Слайд 23Вопрос 3. Взаимосвязь МСФО и аудита
Цель аудита— это формирование мнения о
достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.
Для уменьшения различий в сфере финансовой отчетности необходима стандартизация учетных процедур и систем бухгалтерского учета.
Суть гармонизации заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система учетных стандартов, но они не должны противоречить аналогичным стандартам других стран и их сообществ (объединений). Процесс стандартизации предполагает унификацию учета.
Слайд 25Концептуальные основы международных стандартов аудита (стандарт 120)
Слайд 26Уверенность в аудите
Уверенность рассматривается как выражение аудитором мнения в отношении достоверности
утверждений, представленных одной стороной, и предназначенных для использования другой стороной.
Для выражения такой уверенности аудитор оценивает доказательства и составляет заключение.
Слайд 27Вопрос 4. Общие положения: аудит, сопутствующие услуги.
Стандарт 120 ≪Концептуальные основы МСА≫
устанавливает разграничение между аудитом и сопутствующими услугами, определяет уровни уверенности аудитора при формировании мнения по финансовой отчетности организаций, в том числе функционирующих в госсекторе.
К сопутствующим услугам относятся: обзор, согласованные процедуры и подготовка информации. Проведение аудита и обзора должно позволить аудитору обеспечить высокий и средний уровни уверенности. Задания по проведению согласованных процедур и подготовке информации не предусматривают, что аудитор должен будет выразить уверенность.
Слайд 28Определение и характер действий при аудите, обзоре, проведении согласованных процедур и
подготовке информации:
АУДИТ:
1. Призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, что финансовая отчетность составлена в соответствии с установленными требованиями.
2. Аудитор собирает достаточные и уместные аудиторские доказательства, необходимые для формирования его мнения.
3. Аудиторское мнение повышает доверие к финансовой отчетности посредством выражения высокого, хотя и не абсолютного уровня уверенности.
Слайд 29ОБЗОР:
1. Призван предоставить возможность определить, существуют ли какие-либо моменты, заставляющие предполагать,
что финансовая отчетность не была составлена во всех существенных аспектах в соответствии с установленными требованиями.
2. Предусматривает проведение опроса и аналитических процедур, направленных на проверку достоверности утверждений, предоставленных одной стороной и предназначенных для использования другой.
3. При проведении обзора аудитор стремится охватить все существенные моменты, однако уровень уверенности, отражаемый в отчете об обзоре, ниже уровня, отражаемого в аудиторском заключении.
Слайд 30СОГЛАСОВАННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ:
Проводятся процедуры, согласованные между аудитором, субъектом и любыми третьими лицами.
Представляется
отчет о фактических выводах, полученных в ходе процедур.
3. Отчет предоставляется только сторонам, участвующим в договоренности о согласованных процедурах.
Слайд 31ПОДГОТОВКА ИНФОРМАЦИИ:
1. Необходимо применять знания в области бухгалтерского учета, чтобы собрать,
классифицировать и обобщить финансовую информацию.
2. Не требуется проверять утверждения, лежащие в основе собираемой информации.
3. Никакой уверенности в отношении финансовой информации профессиональным бухгалтером не выражается.
4. Пользователи получают определенную выгоду от участия бухгалтера, поскольку его услуги тщательны и профессиональны.
Слайд 32Структура МСА
введение, где обосновывается цель, раскрываются задачи, назначение и терминология стандарта;
разделы и параграфы, излагающие суть стандарта;
приложения (для отдельных стандартов).
Слайд 33Вопрос 5. Этика аудитора в международной практике
Основой этики аудита является Кодекс
этики профессиональных бухгалтеров. Аннотация включает:
определения (раскрывают значение терминов);
введение;
общественные определения (определяются как коллективное благосостояние сообщества людей и институтов, которым предоставляют услуги);
цели (достоверность, профессионализм, качество услуг и доверие);
фундаментальные принципы –порядочность, объективность, компетентность и тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение и технические стандарты.
Слайд 34Кодекс этики включает три части
«А» - применяется ко всем профессиональным бухгалтерам
«В»
- применяется к публично практикующим профессиональным бухгалтерам
«С» - применяется к наемным профессиональным бухгалтерам
Слайд 35Наемный профессиональный бухгалтер - бухгалтер, работающий по найму в промышленности, государственном секторе
или в сфере образования, занимающийся коммерческой деятельностью.
Профессиональный бухгалтер - лицо, являющееся членом организации, входящей в МФБ, вне зависимости от того, занимается ли оно публичной практикой или работает в промышленности, занимается коммерческой деятельностью, в государственном секторе или в сфере образования.
Публично практикующий профессиональный бухгалтер - каждый партнер или лицо, занимающее должность, аналогичную должности партнера, и оказывающий профессиональные услуги клиенту, вне зависимости от их функциональной классификации (аудит, налогообложение, консультация), а также практикующие профессиональные бухгалтеры, выполняющие управленческие обязанности.
Слайд 36Структура Кодекса этики профессиональных бухгалтеров