Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ
дисциплины
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Тема 3.
Метод бухгалтерского учета
Слайд 2Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью которых
познается предмет бухгалтерского учета. Он включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода.
Счета бухгалтерского учета
Двойная запись
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерская отчетность
Документирование
Инвентаризация
Оценка
Калькуляция
Слайд 3Элементы метода
Счета бухгалтерского учета - это экономическая группировка (в виде таблицы),
в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных процессах.
Двойная запись - это отражение каждой хозяйственной операции на двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах (по дебету одного счета и по кредиту другого).
Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки информации о хозяйственных средствах (имуществе) предприятия и источниках их образования (обязательствах) в денежной оценке на определенную дату.
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Слайд 4Элементы метода
5. Документирование - это первичная регистрация хозяйственных операций или прав
на их совершение с помощью документов
6. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета.
7. Оценка - способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.
8. Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости (фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции, работ, услуг).
Слайд 5БАЛАНС
В бухгалтерском учете баланс - это способ обобщения и группировки информации
о хозяйственных средствах организации и их источниках на определенную дату.
По своему строению баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой - актив, а правая - пассив.
Актив отражает состав и размещение хозяйственных средств
Пассив - источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение.
Слайд 6Баланс
В переводе с латинского слово "баланс" означает "двухчашечный, весы", поэтому в
нем должно быть обязательное равенство итогов, т.е. сумма всех статей актива баланса должна равняться сумме всех статей пассива баланса.
ИТОГО АКТИВ = ИТОГО ПАССИВ
Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.
Слайд 9Баланс
Различают баланс – брутто и баланс – нетто.
В настоящее время в
организациях используется форма баланса, которая определена в соответствии с требованиями Международных бухгалтерских стандартов, что соответствует балансу – нетто.
Б/х баланс – нетто позволяет определить имущественно – финансовое положение приватизируемого предприятия, «очищенного от таких статей, как «износ нематериальных активов», «износ основных средств».
Данные баланса необходимы для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, для анализа финансового состояния и платежеспособности организации, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.
Слайд 10В зависимости от целевого назначения применяют различные виды бух. балансов:
Вступительный баланс
– отражает активы организации и ее обязательства в начале ее деятельности. Они отражают УК организаций и внесенное учредителями имущество.
Ликвидационный баланс составляется при ликвидации организации (на начало периода ликвидации, промежуточные, заключительные). В них имущество отражается не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива на момент ликвидации.
Текущие балансы составляются в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные, промежуточные и заключительные. Начальные и заключительные на начало и конец отчетного года, промежуточные ежемесячно, а также за 1 квартал, за полугодие и за 9 месяцев
Слайд 11Разделительные балансы составляются в момент разделения организации на несколько более мелких
Объединительные
– на момент объединения нескольких организаций в одну, более крупную организацию.
Сводные балансы составляются министерствами, ведомствами, они содержат агрегированные данные по всем организациям и предприятиям министерства и ведомства
Консолидированные балансы составляются материнской организацией и содержат обобщенную информацию об имуществе и обязательствах материнской организации и ее дочерних организациях
Слайд 12Влияние хозяйственных операций на баланс
Операции первого типа
Изменяют состав имущества, т.
е. затрагивают только актив баланса.
Одна статья актива увеличивается
Другая статья актива уменьшается
Валюта баланса не изменяется.
Примеры:
Выданы деньги из кассы под отчет
Выпущена из производства готовая продукция
Слайд 13Влияние хозяйственных операций на баланс
Операции второго типа
Изменяют источники формирования имущества
предприятия, т. е. затрагивают только пассив баланса.
Одна статья пассива увеличивается
Другая статья пассива уменьшается
Валюта баланса не изменяется.
Примеры:
Нераспределенная прибыль направлена на пополнение резервного капитала
Нераспределенная прибыль направлена на начисление дивидендов учредителям
Слайд 14Влияние хозяйственных операций на баланс
Операции третьего типа
Изменяют одновременно величину имущества
и источники его формирования
Увеличивается одна статья актива
Увеличивается одна статья пассива
Валюта баланса по активу и пассиву возрастает на равную величину.
Примеры:
Поступили материалы от поставщика
Поступили на р/счет деньги по краткосрочному кредиту
Слайд 15Влияние хозяйственных операций на баланс
Операции четвертого типа
Изменяют одновременно величину имущества
и источники его формирования,
Уменьшается одна статья актива и
Уменьшается одна статья пассива
Валюта баланса по активу и пассиву уменьшается на равную величину.
Примеры:
Оплачен с р/счета счет поставщика
Выдана из кассы заработная плата