Слайд 1ЛЕКЦИЯ 3 – ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Вопросы:
Состав и структура налоговых
органов. Их компетенции.
Статус и полномочия межрегиональных налоговых инспекций
Права налоговых органов и налогоплательщиков
Обязанности налоговых органов и налогоплательщиков
Ответственность за налоговые правонарушения
Слайд 2Вопрос 1 - Состав и структура налоговых органов. Их компетенции
Налоговыми органами
в РФ являются ФНС РФ
и ее подразделения.
В отдельных случаях этими полномочиями облада-
ют таможенные органы, финансовые органы.
Налоговая служба выступает в качестве:
а) единой системы контроля;
б) независимой системы контроля;
в) централизованной системы контроля.
Основной источник финансирования — средства федерального бюджета РФ
Слайд 3ФНС РФ находится в ведомстве Минфина.
(Министр финансов – Силуанов Антон
Германович).
Руководитель ФНС России – Мишустин Михаил Владимирович.
Слайд 4По иерархии управления система налоговых органов делится на 4 уровня:
Слайд 5Основные задачи ФНС России :
контроль за соблюдением налогового законодательства, полнотой и
своевременностью уплаты налогов, сборов;
участие в разработке и проведении рациональной налоговой политики;
осуществление валютного контроля;
проведение государственной регистрации юридических лиц, ведение ЕГРЮЛ;
проведение государственной регистрации и ведение ЕГРИП.
Слайд 6В настоящее время одной из приоритетных задач
налоговой службы является:
разработка и
реализация целевой
комплексной программы информати-
зации налоговых органов как мер
организационного, научно-техничес-
кого, кадрового, материального и
финансового характера
Слайд 7Персонал налоговых органов состоит:
- из должностных лиц (начальника и
инспекторов);
- оперативного состава (юристов, бухгалтеров
и др.)
- вспомогательного состава (секретарей,
водителей и др.).
Основное должностное лицо - налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы.
Слайд 8Внутренняя структура налоговых органов построена по функциональному признаку.
К основным функциям
местного звена федеральной налоговой службы относятся:
- обеспечение учета налогоплательщиков;
- обеспечение контроля за выполнением налогового законодательства;
- ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;
- применение мер по пресечению нарушений законов о налогах;
- осуществление контроля за наличным денежным обращением;
- применение мер для ликвидации убытков, нанесенных бюджету;
- применение ответственности к нарушителям налогового законодательства
- учет, оценки и реализация конфискованного имущества;
- выполнение функции агента валютного контроля.
Слайд 9
Нормативное распределение по численности работников:
контрольный блок (отделы камеральных и выездных
проверок) должен составлять не менее 40% от предельной численности работников инспекции;
отдел финансового и общего обеспечения - не более 12,5% от предельной численности работников инспекции;
численность работников отдела камеральных проверок должна составлять не менее 55% от общей численности работников отделов камеральных и выездных проверок.
Слайд 10Налоговое право
это
система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению в
действие и взиманию налогов.
Слайд 11Объекты
налоговых
правоот-
ношений
материальные блага
юридических лиц
и физических лиц,
с
которых в
установленном
законом порядке
взимаются налоги,
сборы, пошлины.
Слайд 12Субъекты
налоговых
правоот-
ношений
государственные
налоговые органы,
налогоплательщики
(юр. и физ. лица)
и налоговые
представители
(агенты).
Слайд 13
Отношения налогового права с другими отраслями права
Слайд 14Источниками налогового права являются нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы
налогового права
Конституция РФ, в которой закреплены основополагающие нормы налогового права; законодательство РФ и субъектов Федерации о налогах и сборах;
подзаконные акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах;
международные договоры по вопросам налогообложения.
Слайд 15Налоговый закон
обладающий высшей юридической силой
нормативный акт, принятый в специальном
порядке
представительным органом
государственной власти и регулирующий
общественные отношения в налоговой сфере.
Слайд 16Взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы
система налогового
аконодательства
НК РФ; федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии НК.
Слайд 17Вопрос 2 - Статус и полномочия
межрегиональных налоговых инспекций
Основные функции:
по решению
ФНС РФ проводить проверки налоговых органов и федеральных государственных унитарных предприятий;
участвовать в совместных выездных (повторных выездных) налоговых проверках, назначаемых налоговыми органами, входящими в федеральный округ;
проводить анализ схем уклонения от налогообложения и подготавливать предложения по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем;
по решению ФНС организовывать и проводить комплексные и тематические проверки управлений ФНС России по субъектам РФ;
организовывать обмен информацией между управлениями ФНС России по субъектам РФ;
оказывать помощь налоговым органам ФО при представлении ими интересов государства в федеральном арбитражном суде;
рассматривать обращения ЮЛ и ФЛ по вопросам, относящимся к компетенции Межрегиональной инспекции.
Слайд 18Межрегиональная инспекция имеет право запрашивать и проверять в управлениях ФНС России
по субъектам РФ и федеральных государственных унитарных предприятиях и учреждениях:
акты комплексных и тематических проверок налоговых органов городского и районного уровней;
решения коллегий;
приказы, акты и справки других проверяющих органов;
денежные документы, бухгалтерские регистры учета и отчетности;
планы, сметы, кассовую наличность и ценные бумаги;
правильность расходования материальных ценностей;
получать письменные объяснения должностных лиц;
др. документы, необходимые для проверки финансово-хозяйственной деятельности.
Слайд 19Вопрос 3 – Права налогоплательщиков и
налоговых органов
Права налогоплательщиков и налоговых агентов идентичны (ст. 21 НК).
Они имеют право:
получать бесплатно информацию о действующих налогах и сборах;
получать письменные разъяснения по вопросам применения действующего законодательства;
использовать налоговые льготы: получать отсрочку, рассрочку, ИНК;
на зачет или возврат излишне уплаченных налогов, штрафов;
представлять свои интересы лично или через представителя;
присутствовать при проведении выездной налоговой проверке;
не выполнять неправомерные требования налоговых органов;
обжаловать действия налоговых органов;
требовать соблюдения налоговой тайны и др.
С 1 июля 2015 г.:
налогоплательщик может осуществлять документооборот с инспекцией через личный кабинет;
организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга.
Слайд 20Налоговые органы вправе (ст. 31 НКРФ):
проводить камеральные и выездные налоговые проверки;
требовать
от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;
производить выемку документов при налоговом правонарушении;
вызывать налогоплательщиков в налоговые органы для дачи соответствующих пояснений;
приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика;
обследовать любые помещения, связанные с содержанием объектов налогообложения;
требовать от налогоплательщика устранения выявленных нарушений;
взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам;
привлекать к налоговым проверкам специалистов и экспертов;
вызывать свидетелей для дачи соответствующих показаний и др.
Слайд 21Изменения с 01.01.2015 г.
Если компания не представила налоговую декларацию в
течение 10 дней после окончания срока для ее подачи, то налоговики имеют право заблокировать счет. Сделать это они вправе в течение трех лет со дня истечения срока представления декларации.
Кроме того, налоговики смогут приостанавливать операции по счетам в банке тем налогоплательщикам, которые не представили в налоговый орган квитанцию о приеме документов, также в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для ее передачи.
При выявлении в ходе камеральной проверки занижения НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и др. документы, сведения о которых указаны в декларации по НДС, а также, осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов.
Задолженность по налогам (пеням, штрафам) в размере, не превышающем 5 млн р., инспекция может взыскать с лицевого счета бюджетной организации во внесудебном порядке.
Слайд 22Вопрос 4 - Обязанности налогоплательщиков и налоговых органов
Основные обязанности
налогоплательщиков
(ст. 23 НК):
уплата законно установленных налогов;
ведения учета объектов налогообложения;
представления в налоговые органы отчетности, налоговых деклараций;
обязанность встать на учет в налоговом органе и др.
Слайд 23 С 2013 г. организации (за исключением тех, которые не обязаны
вести бухучет) должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Срок ее подачи - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть по 31 марта включительно.
Слайд 24
Кроме этого, налогоплательщики-организации и ИП обязаны письменно сообщать в налоговый орган
по месту учета:
- об участии в российских и иностранных
организациях;
- обо всех обособленных подразделениях в РФ;
- о банкротстве, ликвидации или реорганизации;
- об изменении местонахождения или места
жительства.
Все это необходимо делать в установленные законодательством сроки.
Слайд 25С 2015 г. налогоплательщики обязаны:
налогоплательщики, обязаны представлять налоговую декларацию в электронной
форме, при этом, должны направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, которые были переданы им в электронной форме;
ФЛ должны сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество, если они не получали уведомлений и не платили налоги;
ФЛ должно в этом случае представить в налоговый орган правоустанавливающие документы. Эти сведения необходимо направить однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Слайд 26Налоговые органы обязаны
(ст. 32 НК РФ) :
соблюдать законодательство о налогах
и сборах и осуществлять контроль за соблюдением ;
вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлять формы налоговой отчетности;
осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов;
соблюдать налоговую тайну;
направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Слайд 27Кроме того, органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния ФЛ, обязаны сообщать
в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства, в органы опеки и попечительства - о фактах установления и прекращения опеки и попечительства.
Слайд 28
Должностные лица налоговых органов обязаны
(ст. 33 НК РФ):
действовать в
строгом соответствии с НК РФ и иными ФЗ;
реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
корректно и внимательно относиться к нало-гоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
Слайд 29Вопрос 5 - Ответственность за налоговые правонарушения
Виды ответственности:
- финансовая (штрафные санкции);
-
административная;
- уголовная.
Пени начисляется дополнительно к предъявленным санкциям (за каждый день просрочки на всю сумму долга в размере 1/300 ставки рефинансирования)
(Ключевая ставка Банка России на сегодня 11% ).
Слайд 30
Ответственность налогоплательщика наступает за:
нарушение срока или уклонение от постановки на учет
в налоговом органе;
непредоставление налоговой декларации;
грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
полную или частичную неуплату сумм налога; и др.
Слайд 31 - воспрепятствование доступу должностного лица на
территорию;
- несоблюдение
правил владения, пользования или распоряже-
ния имуществом, на которое наложен арест;
- непредоставление сведений для осуществления налогового
контроля;
- отказ специалиста, эксперта от участия в проведении
налоговой проверки и др.
Слайд 32Налоговые инспекции несут ответственность
(ст. 35 НК РФ) :
За полный и
своевременный учет всех налогоплательщиков и за проведение в них документальных проверок (не реже 1 раза в 2 года).
За невыполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Слайд 33Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие
своих неправомерных действий или бездействия, а также - действий их должностных лиц.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК и ФЗ.
Слайд 34
Налогоплательщику предоставлено право проводить перерасчет налоговой базы и суммы
налога за налоговый период, в котором выявлены ошибки, относящиеся к прошлым периодам, в тех случаях, когда они привели к излишней уплате налога.
Слайд 35Налоговое правоотношение включает в себя также осуществление налогового контроля, обжалование актов
налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц и привлечение их к ответственности за налоговое правонарушение (статья 35 НК РФ).
Слайд 36Каждый налогоплательщик вправе обжаловать акты налоговых органов в порядке, установленном федеральным
законодательством.
Жалобы подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены.
Жалобы рассматриваются, и решения по ним принимаются не позднее 1 месяца со дня их поступления.
Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение 1 месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции.
В случае несогласия с решением ИФНС России, оно может быть обжаловано в органах Арбитражного суда или в судах общей юрисдикции.
Слайд 37
Для решений о привлечении (или об отказе в привлечении) к налоговой
ответственности теперь предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования.
Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования в вышестоящем налоговом органе.
Налогоплательщики стали прибегать к попыткам разрешения споров путем подачи апелляционных жалоб.
Это способствует усилению ответственности налоговых органов за состояние законности в налоговых правоотно-шениях, а также сокращению налоговых споров в судах.