Слайд 1Латвийская модель:
Содействие иностранным инвестициям и уменьшение административных барьеров
Мартиньш Земитис,
LL.M
Руководитель отдела предпринимательской среды,
Латвийское агентство инвестиций и развития
Слайд 2
ЛАТВИЯ - МОСТ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ, СЕВЕРОМ И
ЮГОМ
Слайд 3
Латвия (основные факты):
Население (2003): 2,337,000
Площадь: 64,589
ВВП
на человека (2003) : 3340 €
ВВП (% увеличение в 2003): 7,5%
Распределение ВВП (2003):
* Услуги 70%
* Промышленность 19%
* Сельское хозяйство 4%
Слайд 4
Латвия (основные факты):
Курс валюты (FT, 29 марта, 2004):
1 LVL (Лат ) = 1.5 EUR
Лат «привязан» к валютам SDR с 1994 г.
Торговля (2003):
Экспорт 2003 2,48 млрд. EUR
Импорт 2003 4,48 млрд. EUR
61,8% экспорта – в страны ЕС в 2003
Слайд 5
Международное членство
НАТО с 2 апреля и ЕС с
1 мaя 2004 г.
ООН и УНКТАД
Совет Европы
Всемирная Торговая организация
Всемирная организация здоровья
Международный валютный фонд
Всемирный банк
Европейский банк реконструкции и развития
Слайд 6
Политическая цель
Создание предпринимательской среды с наименьшим и более приемлемым
с социальной точки зрения административным бременем; среды, поддерживающей новшества и развитие системы знаний, повышающей конкурентоспособность Латвии как страны привлекательной для инвестиций
Слайд 7
Структурные реформы в …
∙ Регистрации предприятий
Налоговой политике и администрации
Развитии
квалифицированной рабочей силы
Строительстве и в сфере недвижимости
Таможенных процедурах и пересечении границ
Предотвращении коррупции и борьбе с ней
Государственных и муниципальных закупках
Совершенствовании судебной системы
Корпоративном праве
Слайд 8
Возрастающая конкурентноспособность
Источник: Business Competitiveness Index, World Economic Forum, 2003
Слайд 10
330,5
520,5
750,2
886,2
1 046,7
1 277,4
1 487,5
1 617,7
-
500
1 000
1 500
2 000
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
Объем прямых
иностранных инвестиций (млн. LVL)
Слайд 11
Портфель ПИИ с разделением по отраслям, 2002 (%)
Источник: План
развития ЛР, декабрь 2003 г.
Слайд 12
Перечень крупнейших инвесторов
TeliaSonera – 71 миллион LVL
Tele2 –
50 миллионов LVL
Linstow Varner – 46 миллионов LVL
SEB Group – 37 миллионов LVL
Транснефтепродукт – 36 миллионов LVL
Statoil – 19 миллионов LVL
Fortum (Neste) – 11 миллионов LVL
Слайд 13
Переориентация торговли
38,0%
36,0%
30,0%
19,0%
12,0%
8,7%
14,8%
10,0%
44,0%
45,0%
49,0%
57,0%
63,0%
64,6%
52,6%
60,4%
9,0%
11,0%
12,0%
12,0%
12,0%
12,9%
14,8%
14,4%
9,0%
8,0%
9,0%
12,0%
13,0%
13,8%
17,8%
15,2%
0%
20%
40%
60%
80%
100%
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
СНГ
ЕС
БАЛТИЙСКИЕ СТРАНЫ
ДРУГИЕ
Источник: План развития ЛР, декабрь
2003 г.
Слайд 14
Инвестиции в образование ИТ
Возросший набор студентов
на факультеты ИТ
наук в 1999-2005 г.
Выпускники в 2001 г.
Источник: План развития ЛР, декабрь 2003 г.
Слайд 15
Латвийского агенства инвестиций и развития (ЛАИР)
Основано в 1993
году с целью поощрять и поддерживать экономическое развитие Латвии
Миссия: способствовать росту национальной экономики
Цель: содействовать развитию бизнеса через увеличение:
* объема прямых иностранных инвестиций
* конкурентоспособности базирующихся с Латвии компаний как на местном, так и на международном рынках
Слайд 16
Legal Division
(LD)
Finance
Division
Project
Management
Division
Internal
Audit
Division
Advisory Council
Project Approval Commission
Planning and
Analysis
Department
Control and
Payments
Department
Project
Management
Department
Prepayment
Control
Department
Director
Ministry of
Economics
Administration
Building
Administration and
Maintenance
Personnel
Management
Department
State
Aid
Programme
Implementation
Division
Accounts
Department
Investment and
Trade Promotion
Division
(ITPD)
Euro Info Centre
SA Latvian Investment and Development Agency
External Relations
Department
Projects
Department
Information Support
and Coordination
Department
Petroleum Industry
Resource Centre
Marketing and
Public
Relations
Division
Customer Service
Department
Project Conformity
Assessment
Department
Financial Analysis
Department
Legal Department
Business
Environment Unit
Structural Funds
Department
Information
Technology
Department
Advisers
Deputy Director
- ITPD director
Deputy Director
- LD director
Marketing and
Strategic
Development
Department
Public
Relations
Department
Слайд 17
Project Manager
Aija Vecen
a
ne
Petroleum Industry
Resource Centre
Leon
i
ds Kvaskovs
Specialist
Val
e
rijs Treimanis
Specialist
El
i
na
A
lere
Слайд 18
Функции ЛАИР
Содействие внешней торговле латвийских предприятий
Привлечение иностранных инвестиций в
Латвию
Осуществление мер государственной помощи для частных предприятий
Улучшение предпринимательской среды
Внедрение проектов партнерства между государственным и частным сектором (РРР)
Слайд 19
Целевые группы ЛАИР (1)
Латвийские компании:
экспортирующие продукцию на зарубежные
рынки
осуществляющие инвестиционные проекты
обращающиеся с заявками на получению государственной помощи
Иностранные компании:
планирующие размещение заказов в Латвии интересующиеся покупкой продукции и услуг латвийских компаний
планирующие передислоцироваться в Латвию или открыть в Латвии новые производственные единицы
Слайд 20
Целевые группы ЛАИР (2)
Латвийские ассоциации предпринимателей
Латвийские и зарубежные
самоуправления
Иностранные торговые и промышленные камеры
Иностранные агентства по содействию инвестициям
Ведущие мировые компании-консультанты
Слайд 21
Представительства ЛАИР зарубежом
Финансируемые государством представительства:
Швеция (Стокгольм)
Германия (Гамбург, Хаан)
Великобритания
(Лондон)
Казахстан (Алма-Аты)
Россия (Москва)
Франция (Париж)
Нидерланды (Амстердам)
Общественные зарубежные представители:
США (Лексингтон, штат Виргиния)
Германия (Бонн, Франкфурт)
Украина (Киев)
Израиль (Тель-Авив)
Австралия (Гландор)
Слайд 22
Одинаковый подход
Иностранные инвестиции – долгосрочные инвестиции в акционерный капитал
со стороны иностранных инвесторов, предназначенные для деловой активности в Латвии
Национальный режим – правовой режим, в соответствии с которым иностранным инвесторам гарантированы такие же права и обязанности, что и юридическим и физическим лицам Латвии
Слайд 23
Формы правового присутствия
Иностранные инвесторы могут быть учредителями и
владельцами компаний с акционерным капиталом следующего типа:
* Обществ с ограниченной ответственностью (акционерный капитал – 2000 LVL)
* Акционерных обществ (акционерный капитал – 25 000 LVL)
Иностранная компания может также создать и регистрировать свой филиал или представительство в Латвии
Слайд 24
Стимулы для инвестиций
Низкий уровень налогов для предприятий
Снижение
налога предприятия
Специальные экономические зоны и свободные порты
Упрощённая процедура получения разрешений на работу и проживание для руководителей
Отсутствия какого-либо валютного контроля
Отсутствие ограничений по отраслям деятельности (за исключением Национальной безопасности и Сельского хозяйства)
Слайд 25
Налоговые льготы на инвестиции
Компании могут обращаться за уменьшением подоходного
налога в размере 40% от общего объема инвестиций, вкладываемых в поддерживаемые государством инвестиционные проекты
Объём инвестиций: более 10 млн. LVL (17 млн.USD)
Инвестиции полностью осуществлены в течение 3 лет или в меньший срок
Проекту необходимо одобрение правительства
Льготы применяется в период таксации, в первый год по осуществлению поддерживаемого инвестиционного проекта
Слайд 26
Свободные порты и специальные экономические зоны
РИГА
РЕЗЕКНЕ
ЛИЕПАЯ
ВЕНТСПИЛС
Слайд 27
Политический чемпион –
Айнарс Шлесерс, вице-премьер ЛР
Партнеры -
институции:
Совет иностранных инвесторов в Латвии (СИИЛ / FICIL)
Латвийская Торгово-промышленная палата
Иностранные Торговые палаты
Национальный совет по экономике
Промышленные группы (т.н. cluster)
Совет малых и средних предприятий
Другие ассоциации промышленных компаний
Слайд 28
Совместные проекты ЛАИР и КСИИВБ в Латвии
1992 -
Диагностика иностранных инвестиций
1995 - Стратегические и экспортные инвестиции
1999 - Административные преграды для инвестиций
2000 - Помощь по внедрению рекомендаций
2002 - Самооценка влияния административных процедур на предпринимательскую среду
2003 - Перенос прямых иностранных инвестиций на местные предприятия и создание новой экономики
2003/04 - Опрос по административным и регулирующим затратах (вместе с фирмой социологических исследований «Латвияс факты»)
Слайд 29
Административные барьеры
ЛАИР и КСИИВБ, 2002
Слайд 30
Время, потраченное на административные процедуры
Всемирный банк, 2002
Слайд 31
Рекомендации КСИИВБ
Общие:
Улучшить информационный обмен между государственными структурами и самоуправлениями
Ввести
электронный обмен документами
Активизировать диалог между общественным и частным сектором посредством фокус-групп
Слайд 32
Рекомендации КСИИВБ
Начальные:
Необходимо окончательно оформить регистрацию предприятия и налогоплательщика в
одном месте
Необходимо упростить требования к нотариальному заверению
Обмен опытом по оказанию ориентированных на клиента услуг (например, между предпринимателями и Регистром предприятий)
Слайд 33
Рекомендации КСИИВБ
Местоположение:
Собрать решения суда в Государственной земельной службе для
контроля и улучшения процесса принятия решений
Предотвратить дублирование компетенции государственных и муниципальных инспекций по сохранению исторических памятников (особенно в центре Риги)
Предотвратить несоответствия в законодательных актах между датами истечения срока технической документации строительства
Слайд 34
Рекомендации КСИИВБ
Функциональные:
Исключить двойное обложение государственной пошлиной при коммерческих лизинговых
операциях
Сократить частоту поправок в законах, правилах о налогах, а также их размерах
Единая интерпретация законодательных актов во всех региональных отделах Службы госдоходов
Разработать внутренние рекомендации и информационные справочники для внедрения упрощённого порядка таможенного декларирования и очистки
Улучшить методологию аудита после импорта товаров и определения размера пошлины
Слайд 35
Механизм реформы
РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕТА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ВСЕМИРНОГО БАНКА
РЕКОМЕНДАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНОГО
СОВЕТА
ПО ЭКОНОМИКЕ
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
ГРУППА
УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 36
План действий как инструмент реформы
Слайд 38
Вклад иностранных инвесторов
В целом:
в период с 1999
по 2004 гг. были внедрены 96 из 105 рекомендаций, внесённых Советом иностранных инвесторов в Латвии
Слайд 39
Цикл реформ
1.
Идентификация проблем
2.
Диалог между правительством и предпринимателями
3.
Реализация лицами,
принимающими решения
4. Мониторинг и оценка для определения воздействия
Слайд 40
Более активные консультации
Введение обязательной оценки эффекта регулирования
Раннее и
своевременное распространение информации о запланированных поправках к законам и правилам
Менее частые законодательные изменения
Рыночные исследования о влиянии административных и регулирующих затрат и процедур на предпринимательскую среду
Слайд 41
Улучшение региональной инфраструктуры
Завершение территориального планирования самоуправлений
Упорядочивание платежей за пользование
общественной инфраструктурой
Улучшение сотрудничества и разделения компетенции между структурами по сохранению и развитию
Установление структуры платежей за выдачу технических условий для строительства
Слайд 42
Приоритеты в реформе управления налогами
Усиление борьбы с неуплатой
налогов
Освобождение от уплаты долгов с целью обложения подоходным налогом предприятия
Введение упрощенного процесса ликвидации компаний
Модернизация системы штрафов
Улучшение качества проверок правильности начисления налогов
Последовательное применение законов и правил о налогах
Слайд 43
Оценка работы Службы государственных доходов
ЛАИР и КСИИВБ, 2002
Слайд 44
Улучшение таможенных процедур и процедур пересечения границы
Применение упрощенной
таможенной процедуры и очистка на месте
Внедрение совместимых с ЕС систем таможенного транзита и тарифов
Улучшение определения ценности ввозимых товаров
Улучшение аргументирования решений, принимаемых таможенной администрацией
Систематизирование отклоненных таможенных деклараций
Слайд 45
Увеличение
судейской дееспособности
Доступность судебных дел в Интернете
Порядок назначения
рассмотрения судебных дел
Улучшение защиты кредиторов, получивших обеспечение в делах о банкротстве
Пересмотр критериев для начала дела о банкротстве
Слайд 46
Достижения реформы
Оценка эффекта нового законодательства
Регулярные обзоры предпринимательской среды
Распространение «лучшей
практики» в Интернете
Сокращение требуемых нотариальных заверений
Улучшение анализа антикоррупционной политики
Улучшение определения ценности ввозимых товаров
Улучшенная аргументация решений
Совместимая с ЕС и упрощенная система таможенных процедур и очистки на месте
Изменения в территориальном планировании
Слайд 47
Приоритеты будущие реформы
Применение согласованного с ЕС законодательства
Конкурентоспособный режим
налогообложения
Продвижение «новой экономики»
Сокращение разрыва между городом и деревней
Детальное стратегическое территориальное планирование
Квалифицированная рабочая сила
Введение электронного управления
Улучшение надзора и законодательства о банкротстве и хозяйственной деятельности
Слайд 48
Извлеченные уроки
Применяйте разные инструменты для оценки и контроля эффекта
Концентрируйтесь
на создании благоприятных экономических правил
Нацеливайте ресурсы соответствующим образом
Широко распространяйте информацию о достигнутых успехах и достижениях
Слайд 49
Контактная информация
Мартиньш Земитис, LL.M
Руководитель отдела предпринимательской среды, Латвийское
агентство инвестиций и развития
э-почта: martins.zemitis@liaa.gov.lv
Вебсайт: www.liaa.gov.lv
Телефон: +371 7039405
Факс: +371 7039401