Слайд 1Тема 6. Кооперированные поставки и комплектование строек оборудованием. Лизинг и франчайзинг
Слайд 3Горизонтальная – когда сотрудничают предприятия одной хозяйственной ступени, например, несколько розничных
или оптовых предприятий.
Вертикальная – объединяет предприятия различных хозяйственных ступеней, например, производитель – оптовый посредник – розничный торговец.
Слайд 4Производственная кооперация – форма связи предприятий по совместному изготовлению одного продукта.
Предприятия-смежники поставляют отдельные узлы, детали, полуфабрикаты головному предприятию, которое собирает готовое изделие. Т.е. технологический процесс расчленяется между несколькими специализированными предприятиями.
Особенность кооперированных поставок – то, что они связывают не любые предприятия, а лишь те, которые в результате их специализации и наличия свободных производственных мощностей являются непосредственными участниками единого производственного процесса.
Предметом кооперированных поставок не могут быть сырье, материалы, топливо, а только полуфабрикаты, детали, узлы. Покупателем может быть лишь конкретное предприятие.
Слайд 5 Два типа производственного кооперирования:
Кооперирование, основанное на использовании свободных производственных мощностей предполагает, что любое предприятие, имеющее свободные производственные мощности, даже если оно не находится в непосредственной технологической зависимости от другого предприятии, может поставлять последнему в порядке кооперации полуфабрикаты и комплектующие изделия.
Кооперирование, основанное на специализации предприятий – это хозяйственные связи между предприятиями, которые в силу свей специализации находятся в тесной производственной зависимости друг от друга. Разделяется на:
предметное (смежник поставляет готовые изделия – двигатели на машиностроительные заводы);
подетальное;
технологическое – когда обособляются в отдельное производство отдельные операции или стадии технологического процесса
Слайд 6Закупочная кооперация – объединение потребителей или торговых посредников для совместных закупок
товаров (выгода от больших партий, решается проблема отгрузочных норм предприятий).
Сбытовая кооперация – возрастающие сложности сбыта не только обостряют конкуренцию, но и в некоторых случаях приводят к необходимости сотрудничества производителей по сбыту однородной продукции (использование сбытовых сетей друг друга, совместных сбытовых предприятий, рекламных кампаний). Например, предприятия, выпускающие оборудование для комплектации автомобилей, кооперируются в области сбыта с их производителями.
Слайд 7 Сбытовая кооперация может осуществляться двумя путями.
Создание общих
сбытовых структур, которые могут создаваться не только производителями, но и торговцами. Главная цель - расширение объемов сбыта при снижении издержек обращения на единицу продукции – достигается двумя способами:
концентрацией в одном месте товаров разных поставщиков (это позволяет покупателям с разным уровнем возможностей сделать выбор; таким образом повышается конкурентоспособность продукции всех поставщиков);
концентрацией продаж однородных товаров разрозненных поставщиков – (расходы на маркетинговые исследования, рекламу, складское хозяйство, приходящиеся на единицу товара, раскладываясь на всех поставщиков, уменьшаются).
Слайд 82. Координация сбыта. Это взаимное использование сбытовых сетей кооперирующихся поставщиков однородных
или аналогичных товаров. Эффективно, когда один поставщик не может обеспечить потребности рынка всеми видами необходимых товаров определенного профиля. Кооперирующиеся фирмы могут дополнять своей продукцией номенклатуру товаров, поставляемых головной фирмой.
Отношения между компаниями строятся на принципах посредничества, кооперирующиеся фирмы выплачивают головной компании вознаграждение за продажу своих товаров, и оно оказывается ниже расходов, которые они несли бы, самостоятельно продавая свои товары.
В других случаях заключаются соглашения картельного типа , которые устанавливают квоты сбыта продукции на определенном рынке, минимальные цены, сроки гарантий и т.п. Мощные сбытовые компании могут финансировать своих поставщиков с целью создания новых товаров, на которые ожидается повышенный спрос на рынке.
Слайд 9Производственно-сбытовая кооперация – сотрудничество начинается в сфере производства, а затем организуется
совместный сбыт выпущенной продукции (автомобильная, авиационная, машиностроительная промышленность).
Слайд 10Правила в международной кооперации:
если окончательной сборкой и сбытом продукции занимается только
одна из сторон, ею должна быть сторона, имеющая производственные мощности в стране сбыта (ограничения, пошлины на комплектующие обычно отсутствуют или меньше чем на готовые товары);
если сбыт нацелен на третьи страны, сборку организуют (прпи прочих равных условиях) в странах с более дешевой рабочей силой;
особая осторожность в расчетах; используют обычно более стабильную валюту;
если есть опасность инфляции, то в договорах на длительные сроки предусматривают скользящие цены.
Слайд 11Разновидность – торговля в составе консорциумов. Это временный союз независимых фирм
для совместной борьбы за получение выгодных заказов и их совместного выполнения. Члены консорциума под руководством лидера проводят взаимное согласование цен, расчетов, условий кредитования и пр. Перед заказчиком консорциум несет солидарную ответственность, хотя определенная имущественная ответственность возлагается и на отдельных участников.
Другая разновидность – комплектация закупок. В частности, продаваемое оборудование может на условии кооперации комплектоваться электродвигателями, трансформаторами, приборами. Далее мы более подробно рассмотрим комплектование оборудованием строящихся объектов.
Слайд 12Компенсационные операции используются во внешнеэкономической деятельности. Иностранные партнеры могут предоставлять финансовые
или товарные кредиты для строительства предприятий. По окончании строительства в порядке погашения кредитов иностранным партнерам может поставляться продукция, выпущенная на этом предприятии.
Слайд 13Комплектование промышленных объектов оборудованием
Важнейшие особенности:
редко встречается поставка больших партий однотипного
оборудования;
более ограничены возможности взаимозамены;
часто требуется заранее возведенный фундамент для оборудования, поэтому поставки оборудования должны быть согласованы с этапами строительно-монтажных работ;
при разрозненных поставках отдельных видов оборудования могут встречаться проблемы – несогласованность сроков, несовместимость элементов, сложность обслуживания однотипного оборудования, поставленного отдельными фирмами.
Слайд 14при строительстве предприятий, особенно с привлечением иностранного капитала, предусматривают сооружение объектов
на условиях «под ключ» (проект, строительство, инфраструктура, оборудование, наладка, эксплуатация в течение гарантийного срока). Термин «под ключ» используется и в более узком смысле, когда поставляется, монтируется и запускается только технологическое оборудование.
Слайд 15 В контракте на поставку технологического комплектного оборудования должны предусматриваться:
предмет
контракта или общий объем обязательств, перечень услуг, технические характеристики оборудования и т.д.;
общая цена контракта (может быть скользящей);
множественность сроков выполнения отдельных обязательств (особенно сложна фиксация момента завершения поставок КО);
финансовые гарантии выполнения взаимных обязательств;
ответственность сторон.
Слайд 16Для выполнения своих обязательств поставщики (генеральные подрядчики) могут привлекать субподрядные фирмы.
Последние привлекаются для строительных, транспортных, специальных монтажных работ, поставки отдельных специфических видов оборудования, входящего в технологический комплекс.
Субподрядчики привлекаются либо путем переговоров, либо через торги (открытые – для всех желающих - и закрытые - для приглашенных специально).
Слайд 17Лизинг
Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его
на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Статья 636 ГК РБ отождествляет договор лизинга с договором финансовой аренды, по которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить это имущество за плату арендатору во временное владение и пользование в предпринимательских целях.. Не исключается возможность выбора продавца и приобретаемого имущества самим арендодателем.
Слайд 18В РБ утверждено Постановление Совмина № 1769 от 31.12.1997 г. «Положение
о лизинге».
Слайд 19 В лизинговой сделке, как правило, участвуют
три стороны:
Лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое приобретает имущество и предоставляет его лизингополучателю в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга принимает предмет лизинга во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
Продавец (поставщик) – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю производимое (поставляемое) им имущество, являющееся предметом лизинга.
Субъектами лизинговых отношений могут быть также посредники – брокерские фирмы, дилеры, агенты, страховые компании.
Слайд 20По форме организации сделки:
Прямой –производитель или собственник сам, без посредников сдает
предмет в аренду (обычно он создает структурное подразделение лизинга в отделе маркетинга).
Косвенный – посредник (лизингодатель) покупает оборудование у производителя или торговца, а затем передает его в аренду арендатору (лизингополучателю). В крупномасштабных проектах принимают участие несколько лизинговых, финансовых и страховых компаний, поэтому его называют групповым или акционерным лизингом.
Слайд 21Возвратный лизинг – владелец имущества продает его будущему лизингодателю и берет
у него это же имущество в аренду (предприятие на грани банкротства – продает имущество – получает деньги (которые в кредит банкроту никто не даст) – берет свое имущество в аренду - и получает возможность продолжать деятельность, возможность поправить свои дела.
Лизинг поставщику – владелец оборудования продает его лизинговой компании, тут же берет обратно в аренду, но не для собственного использования, а сдает его в сублизинг третьему лицу. Так делают производители, которые без посредников занимаются финансовым лизингом.
Слайд 22В зависимости от срока различают:
Финансовый лизинг –предмет лизинга арендуется на
длительный срок (5-10 лет), за который его стоимость почти полностью возмещается. При этом арендодатель не обслуживает оборудование и не допускает досрочного прекращения аренды. Фактически речь идет о долгосрочном кредите в виде функционирующего капитала. По окончании срока аренды арендатор может выкупить оборудование, продлить контракт на аренду или прекратить его и возвратить оборудование.
Оперативный лизинг – лизингодатель передает предмет во временное владение и пользование (3-5 лет). По истечении срока действия договора предмет лизинга возвращается лизингодателю. При оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно. Такой договор часто предусматривает право досрочного прекращения (например, при моральном устаревании оборудования) и право выкупа.
Хайринг (hiring) – среднесрочная аренда на 1-3 года;
Рентинг (renting) – краткосрочная аренда (менее года, вплоть до 1 дня). Два последних вида не предусматривают права выкупа оборудования.
Слайд 23По форме обслуживания различают:
Чистый лизинг – расходы по ремонту и эксплуатации
возлагаются на арендатора и в лизинговые платежи не включаются.
Лизинг с полным набором услуг лизингодатель обслуживает и ремонтирует оборудование, может готовить персонал и даже рекламировать продукцию арендатора.
Лизинг с ограниченным набором услуг – функции техобслуживания разделяются между сторонами, например, арендатор поддерживает оборудование в рабочем состоянии, а арендодатель оплачивает расходы на это.
Генеральный лизинг – при длительном и надежном сотрудничестве сторон между ними может быть заключено общее соглашение, по которому предоставляется лизинговая линия – арендатор может арендовать дополнительное оборудование без заключения отдельных контрактов.
Слайд 24В зависимости от границ рынка различают лизинг внутренний и внешний (между
странами или фирмами с совместным капиталом).
Деятельность по внешнему лизингу регламентируется Конвенцией ЮНИДРУА (международного института по унификации частного права), принятой в Оттаве 28 мая 1988 г.
Слайд 25Мировая практика показывает, что использование производителями (поставщиками) лизинга для сбыта продукции
в основном осуществляется при непосредственном их участии в процессе оказания лизинговых услуг:
- производители (поставщики) самостоятельно выступают в роли лизингодателя и заключают договоры от своего имени;
- поставщики создают лизинговые компании для работы по схеме «вендор-лизинг» (vendor leasing в США или sales-aid lease в Европе).
В классическом понимании «вендор-лизинг» предполагает, что производитель оборудования использует лизинг как форму сбыта своей продукции через контролируемую им лизинговую компанию.
В качестве примеров лизинговых компаний в Беларуси, созданных при предприятиях-изготовителях лизинговой продукции, можно привести следующие: МАЗконтрактлизинг, Белтракторлизинг, Промлизинг и др.
Слайд 26Франчайзинг — система контрактных отношений, при которых одна сторона — франчайзер
на определенных условиях представляет право другой стороне — франчайзи использовать свое имя, технологию и (или) ноу-хау для ведения своего дела при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности.
Слайд 27Субъекты франчайзинговых отношений
Продавцы франшизы (франчайзеры).
Покупатели франшизы (франчайзи).
Финансовые организации: предоставление бюджетных средств,
предоставление кредитных ресурсов.
Консалтинговые компании: правовые и бухгалтерские консультации, информационные услуги, методические услуги, маркетинговые услуги, организационные услуги.
Юридические компании: защита прав и интересов франчайзеров, защита прав и интересов франчайзи, защита прав и интересов финансовых организаций.
Слайд 28Инфраструктура франчайзинговой системы
Слайд 29Франчайзер — это известная фирма, передающая право самостоятельному предпринимателю продавать на
рынке товары или услуги, используя ее товарный знак.
Франчайзи — это предприниматель, которому передается право продавать на рынке товары или услуги известной фирмы, используя ее товарный знак.
Одновременно с правом на использование его торговой марки франчайзер предоставляет франчайзи определенный набор услуг, а в некоторых случаях и товаров.
Слайд 30Набор услуг, предоставляемых франчайзером:
оценка и подбор места расположения торговой точки;
оказание помощи
в переговорах о лизинге, сублизинге или аренде;
оказание помощи при подборе транспортных средств;
проведение первоначального курса обучения, при проведении которого франчайзер передает франчайзи свое ноу-хау путем обучения персонала применяемым им самим методам управления и организации процесса работы;
проведение маркетинговых исследований на территории деятельности франчайзи;
Слайд 31оказание консультативной помощи в подборе помещения, доставке необходимого оборудования и подготовке
его к работе;
проведение систематической переподготовки сотрудников франчайзи по управлению и технологическим проблемам;
обеспечение поставки необходимого сырья, оборудования по заказам франчайзи;
предоставление помощи в определении источников финансирования;
оказание помощи в работе в течение первой недели с момента открытия фирмы на франшизной основе;
оказание консультативной помощи в организации и поддержании связей со средствами массовой информации и в проведении рекламы.
Слайд 32По своей сущности, франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной
передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг.
Слайд 33При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать
техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франчайзи.
Слайд 34 Предприниматель может начать использовать франчайзинг в качестве метода
развития бизнеса на своем предприятии, если:
предприятие обладает особенным имиджем, позволяющим потребителю безошибочно отличить его от других аналогов;
на предприятии разработана система ведения коммерческой деятельности, в том числе применяются специфические логистические и маркетинговые методы, доказавшие свою эффективность на практике;
на протяжении длительного периода времени на предлагаемый продукт либо услугу можно прогнозировать относительно массовый потребительский спрос;
прибыль, получаемая от взаимодействия будущего франчайзера и франчайзи, должна быть выше той прибыли, которую они могли бы получить, работая автономно, и должна быть достаточной, чтобы вернуть первоначальные и текущие затраты капитала как франчайзера, так и франчайзи, обеспечить приемлемые заработки франчайзи, компенсирующие его трудовой вклад, а также все виды платежей, поступающих от франчайзи франчайзеру;
будущий франчайзер готов раскрыть все «секреты» своей бизнес-технологии потенциальным франчайзи и в будущем вести бизнес на основе всестороннего сотрудничества.
Слайд 35 Франчайзинговые системы могут быть поделены в зависимости от:
Количества франчайзи,
которые работают в данной системе.
Типа участников, объединенных во франшизную систему.
Объекта франчайзингового договора.
Образа построения деловых отношений между франчайзером и франчайзи.
Слайд 36 Этапы развития системы франчайзинга
Слайд 372. Тип участников, объединенных во франшизную систему:
Производитель с производителем.
Производитель с розничным
торговцем.
Производитель с оптовым торговцем, оптовое торговое предприятие с оптовым предприятием и оптовое торговое логичным образом.
Розничное торговое предприятие с розничным предприятием, розничное предприятие с предприятием обслуживания и предприятие сервисного обслуживания с предприятием сферы услуг.
Слайд 383. Объект франчайзингового договора:
Товарный франчайзинг — товар попадает к потребителю в
том виде, в каком он был изготовлен франчайзером, а торговая марка, имеющая широкую известность, становится гарантией качества. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание. Франчайзером при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.
Производственный франчайзинг используется изготовителем для расширения производства своих товаров и их продвижения на новые рынки (возможен выпуск продукции под известной торговой маркой или осуществление заключительной технологической обработки продукции). Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя (франчайзи) сырьем и передает права на использование этой технологии.
Сервисный франчайзинг используется организациями сферы обслуживания для выхода на новые рынки и построения единой разветвленной сети. Представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения — услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.
Слайд 39♦ Деловой франчайзинг (бизнес-формат) — вид франчайзинга, в соответствии с которым
франчайзер представляет франчайзи не только весь комплекс исключительных прав, т.е. делится с ним собственными методами, способами, искусством ведения коммерческой деятельности, но и непосредственно осуществляет подготовку всесторонней программы деятельности для франчайзи: помогает ему в планировании текущих операций, в оборудовании помещений, в создании транспортной и складской инфраструктуры, в оформлении его юридического статуса.
Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть просто владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы.
Слайд 40В белорусском законодательстве франчайзинг пока рассматривается как разновидность лицензионной торговли, ему
посвящена глава 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Договор франчайзинга носит название комплексной предпринимательской лицензии. Особенности регулирования отношений франчайзинга рассматриваются в комментарии к статье 910 ГК РБ «Договор комплексной предпринимательской лицензии».
Слайд 41 По договору франчайзинга
(комплексной предпринимательской лицензии) одна сторона (франчайзер, в белорусском Гражданском кодексе - правообладатель) обязуется за вознаграждение предоставить другой стороне (франчайзи, в белорусском Гражданском кодексе - пользователю) для осуществления ею предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзера, комплекс исключительных прав.
Этот деловой комплекс (лицензионный комплекс) включает в себя права использования франчайзи в своей предпринимательской деятельности следующих объектов:
- фирменного наименования франчайзера;
- товарного знака или знака обслуживания;
- охраняемой коммерческой информации;
- плана маркетинга;
- руководства для персонала;
- производственных стандартов и нормативов;
- системы контроля качества;
- системы двухстороннего обмена информацией;
- спецодежды и др.
Слайд 42Преимущества для франчайзера.
1. Франчайзер (правообладатель) получает уникальную возможность расширять сеть своих предприятий
и продвигать собственный бренд без прямых затрат на создание предприятия.
2. Привлечение франчайзи и передача им своих технологий позволяют франчайзерам осуществлять региональную экспансию.
3. Франчайзинг позволяет получить франчайзеру дополнительные средства для развития бизнеса, которые складываются, как правило, из двух составляющих: первоначальный взнос (паушальный платеж) и регулярные ежемесячные или ежеквартальные выплаты (роялти).
4. Франчайзи, будучи собственником предприятия, более заинтересован в его развитии, чем наемный работник; таким образом, не требуется дополнительных средств для мотивации франчайзи.
Слайд 43Преимущества для франчайзи.
Франчайзинг предоставляет франчайзи возможность получить значительные выгоды от передачи
ему франчайзером доказавшей эффективность на практике бизнес-технологии, что позволяет предприятию значительно сэкономить средства на «раскрутку» предприятия.
Франчайзи получает право пользоваться известной торговой маркой. Клиенты не видят существенной разницы между покупками в корпоративном и франшизированном фирменном магазине сети.
Методическая и информационная поддержка франчайзи франчайзером.
Франчайзи, владея собственным предприятием, обладает уникальной возможностью работать в сети, что значительно повышает его конкурентоспособность.
Франчайзи получает возможность рекламировать свое предприятие с помощью более масштабной рекламы, чем обычные малые предприятия.
Франчайзи получают доступ к кредитным ресурсам.
Слайд 44Преимущества для потребителей/клиентов.
Клиент имеет возможность получить качественное предоставление товаров и обслуживание
через франчайзи, сочетающее в себе качество технологии, характерное для крупного предприятия, и индивидуальный подход к обслуживанию, характерный для малого предприятия.
Единая известная торговая марка — это гарантия качества товаров и услуг. Это чувство уверенности, что его потребности будут удовлетворены, причем должным образом.
Наличие единого фирменного стиля и единой технологии обслуживания, применяемой всеми франчайзи одного франчайзера, гарантирует, что клиент, обращаясь к любому франчайзи, получит одинаковый комплекс услуг одинакового высокого качества.
Слайд 45 Франчайзинг может принести пользу и для экономики страны в
целом:
способствует развитию малого предпринимательства в стране, положительно влияя на уровень развития отдельных отраслей хозяйства как путем внедрения новых идей, методов и технологий в малом бизнесе, так и за счет усиления эффективности положительного государственного влияния.
создает комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ, повышая общую культуру предпринимательских отношений.
способствует решению проблемы занятости населения путем создания новых рабочих мест.
способствует развитию внешней и внутренней торговли и привлечению иностранных инвестиций за счет применения международного франчайзинга.
Слайд 46 Для достижения устойчивого взаимодействия франшизной системы должны быть выполнены
два основных условия:
Прибыль, образующаяся от взаимодействия франчайзера и франчайзи, должна быть строго больше суммы прибылей, которые может обеспечить себе каждый из них, функционируя автономно. (Принцип индивидуальной рациональности).
Вся прибыль, образующаяся от взаимодействия предприятий в системе франчайзинга, должна быть поделена между ними пропорционально их издержкам и ожидаемым размерам прибыли. (Принцип групповой рациональности).