Слайд 1Карьерные траектории: мониторинг и управление
Вахштайн В.С.
МВШСЭН
Слайд 2…разработка системы отслеживания и анализа индивидуальных траекторий выпускников системы профессионального образования
(в национальном, региональном или институциональном масштабе)
TRACING STUDIES
Слайд 3TRACING STUDIES
…созданная методика должна быть масштабируемой – пригодной как для исследований
траекторий выпускников отдельного учебного заведения, так и для отслеживания траекторий выпускников в масштабе страны
Слайд 4МИРОВОЙ ОПЫТ
Локальный VS. Глобальный
“tracing”
Слайд 6ГЛОБАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ
National Science Foundation http://www.nsf.gov/statistics/nsf96309/secta.htm
Слайд 7ГЛОБАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ
«МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
(ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КАРЬЕРНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ) ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ»
(Вахштайн, Константиновский,
Куракин, 2007)
Слайд 8РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ
«Региональный навигатор» – комплекс мер, позволяющих средствами социологического измерения отслеживать
изменения в траекториях выпускников разных лет выпуска
Слайд 10АРХИТЕКТУРА МОНИТОРИНГА
«Двухсрезовая» модель исследования
Срез 1 («на выходе из учебного заведения») –
опрос, фокус-группы, интервью
Срез 2 («молодые специалисты») – биографические интервью, экспертные интервью, фокус-группы, анализ баз данных, «case studies»
Слайд 11РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
«…в складывающейся ситуации высшее образование утрачивает свою судьбоносную функцию, перестает
играть роль решающей/запускающей, направляющей всю последующую траекторию, образовательной ступени…»
«Эта функция переходит к разного рода формам непрерывного обучения, институтам дополнительного профессионального образования...»
Слайд 12РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
…в установках выпускников вузов нет доминирующей ориентации на профессиональную деятельность;
их обращение к системе дополнительного образования продиктовано преимущественно не «профессиональными» и не «карьерными» интересами.
Слайд 13ШАНСЫ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО
Собственные шансы получить желаемую работу сразу же после окончания
вуза выпускники, заявившие о намерении прервать образовательную траекторию, оценивают на 3,6 балла по пятибалльной шкале.
Слайд 14ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В общей сложности 37% выпускников вузов не намерены прерывать своей
образовательной траектории после выпуска.
Куда они пойдут?
Слайд 15ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
41% – в другой вуз для получения второго высшего образования;
24%
– в аспирантуру;
9% – на профессиональные курсы;
7% – останутся получать второе высшее образование в своем же вузе;
3% – в магистратуры и бизнес-школы.
Наибольшей популярностью у выпускников вузов, намеренных сразу же после выпуска продолжить образование, пользуются специальности, связанные с обучением «менеджменту, экономике, финансам» и «праву».
Слайд 16МОТИВАЦИЯ
Какие мотивы движут теми, кто решает сразу же после окончания учебного
заведения продолжить учебу?
«Я хочу продолжить обучение для удовлетворения интереса и развития способностей, для самосовершенствования» (36%).
«Для повышения шансов на рынке труда и для карьерного роста» (33%).
Для повышения шансов на успех в личной жизни (21%).
Слайд 19РЫНОК ТРУДА
Ряд специальностей характеризует столь сильный конфликт с запросом рынка труда,
что более половины выпускников вынуждены трудоустраиваться по специальностям, не подразумевающим наличия высшего образования.
Перечень таких специальностей возглавляют гуманитарные науки (75% вне профессионального сегмента), экономика и менеджмент (67%), языковые специальности (55%).
Слайд 21…Около половины выпускников вузов работает в секторе, функционально предполагающем наличие высшего
образования. Остальные сталкиваются с деквалификацией. При этом, наличие высшего образования вполне может быть фактором, положительно влияющим на перспективы трудоустройства в «секторе деквалификации», однако с функциональной точки зрения речь идет об избыточном образовании (“overqualified”).
Слайд 23ТРУДОУСТРОЙСТВО
…Большинство профессиональных траекторий (около 70%) не обнаруживают ни положительной, ни отрицательной
динамики. Таким образом, выбор сегмента рынка труда – профессионально-ориентированный, или, напротив, сегмент «деквалификации» - формируется уже при первом трудоустройстве.
По сути, это является индикатором низкой эффективности функционирования формирующейся системы непрерывного образования.
Слайд 24ДИСПЕРСИЯ ТРАЕКТОРИЙ
Низкодисперсные
траектории
(четкие «русла»)
Высокодисперсные
траектории
Инженерно-технические
Бух. учет
Естественные науки
Информатика и выч. техника
Экономика и менеджмент
Педагогика
Гуманитарные науки
Языковые
специальности
Слайд 25ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ
«эффект запаздывания»
непрозрачность среды: отсутствие ясных маркеров перспективности специальностей
отсутствие механизмов обратной связи: укрепление ложных ориентиров, вследствие инертности вузов
Слайд 26ИЗМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ
Исходно предполагалось, что образовательные и профессиональные траектории являются тесно связанными,
но разнородными формами перемещения в пространстве социальных позиций…
…Оказалось же, что профессиональные и карьерные траектории не различаются столь сильно, как «инвестиция» и «получение дивидендов». На практике их крайне трудно отделить друг от друга, поскольку и те, и другие представляют собой процесс кумулятивного накопления профессионального опыта.
Слайд 27ИЗМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ
Преодоление различения образовательная vs. профессиональная траектория и последовательности стадий «инвестиция
– конвертация»