Слайд 1Тема 2.
Финансовая политика организации и ее значение в развитии бизнеса
Слайд 2Финансовая политика
Построение механизма достижения целей ведения бизнеса при помощи финансовых ресурсов
реализуются посредством финансовой политики.
Слайд 3Финансовая политика предприятий (организаций)
совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию
финансов для достижения целей предприятия.
Достижение любой цели и задач, стоящих перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками, — а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения.
Разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направления развития.
Только при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей.
Слайд 4Основа финансовой политики:
четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной,
так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.
Слайд 5Финансовая политика дает ответ на такие вопросы:
Как оптимально сочетать стратегические цели
финансового развития предприятия?
Как в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?
Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?
Стоит ли изменять финансовую структуру предприятия, используя финансовые инструменты?
Как и какими критериями можно проконтролировать достижение поставленных целей?
Слайд 6Основная цель создания предприятия:
обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде
и на перспективу.
Эта цель выражена в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как на самом предприятии, так и с контрагентами и государством.
Слайд 7Реализация главной цели предприятия:
Предполагает нахождение оптимального соотношения между двумя возможными стратегическими
целями финансовой политики:
Максимизация прибыли;
Обеспечение финансовой устойчивости.
Возможны также внеэкономические составляющие целей: безопасность, престиж, экология и т.п.
Слайд 8Реализация стратегических целей позволяет:
Слайд 9Задачи стратегической цели – максимизация прибыли:
наращивать объем продаж;
эффективно управлять процессом формирования
рентабельности;
бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами;
контролировать расходы;
минимизировать период производственного цикла;
оптимизировать величину запасов и др.
Слайд 10Задачи стратегической цели – финансовая устойчивость
минимизация финансовых рисков;
синхронизация денежных потоков;
тщательный анализ
контрагентов;
формирование достаточных объемов денежных средств;
финансовый мониторинг и др.
Слайд 11Стратегические цели финансовой политики
Эти две стратегических цели в некоторой степени противоречат
друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обеспечению финансовой устойчивости снижают рентабельность производства. Таким образом, невозможно максимизировать одновременно и безопасность, и прибыль.
Необходимо ранжировать стратегические цели, например путем задания весов. При оптимизации структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости предприятия, и уровень прибыли производства.
Приоритетность стратегических целей периодически меняется как на одном предприятии, так и от предприятия к предприятию.
Слайд 12Факторы, влияющие на выбор приоритетной стратегической цели:
Слайд 13Масштаб предприятия:
Масштаб предприятия играет важную роль.
В малых и средних предприятиях
автономия (самостоятельность) занимает обычно доминирующее место.
В крупных же предприятиях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.
Слайд 14Стадия развития предприятия
В период детства, когда обороты предприятия небольшие, предприятие главным
образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами; ему надо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на необходимые инвестиции для своего будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость.
В период юности рост объемов продаж, первые прибыли позволяют предприятию решить свои проблемы с денежными средствами, и его руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.
Слайд 15Стадия развития предприятия (продолжение)
В период зрелости, когда предприятие уже заняло свою
нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значительна, предприятие старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ему его объем, а также технический и коммерческий потенциалы.
В период старости, когда замедляется рост оборота, вектор стратегического развития предприятия снова перемещается в сторону финансовой устойчивости.
Слайд 16Субъективный фактор руководства:
Основные цели обычно формируют собственники предприятия.
На крупных предприятиях,
когда собственников много, например крупное акционерное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то что акционеры напрямую не принимают деловые решения, особенно ежедневные, они остаются верны предприятию, пока удовлетворены их интересы.
Слайд 17Финансовая политика – выбор цели:
Финансовая политика — это всегда поиск баланса,
оптимального на данный момент соотношения нескольких
направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и
механизмов их достижения.
Финансовая политика предприятия должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов.
Один из основных принципов финансовой политики - она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость.
Слайд 18Основные этапы финансовой политики
Слайд 19Этап 1. Разработка финансовой стратегии
Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные подэтапы:
критический анализ
предшествующей финансовой стратегии;
обоснование (корректировка) стратегических целей;
определение сроков действия финансовой стратегии;
конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;
распределение ответственности за достижение стратегических целей.
Слайд 20Этап 2. Планирование и прогнозирование
Прогнозы развития;
Стратегическое;
Оперативное;
Бюджетное.
Слайд 21Этап 3. Разработка концепции
Оптимальные концепции управления:
Капиталом;
Активами;
Денежными потоками;
Ценами;
Издержками и т.п.
Слайд 22Этап 4. Контроль и мониторинг
Проверка выполнения планов;
Сравнительный анализ;
Ревизии;
Аудиторские проверки и т.п.
Слайд 23Субъекты финансовой политики – разработка и реализация
Главные направления финансовой политики определяют
учредители, собственники, акционеры предприятия.
Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.
Реализуют финансовую политику на предприятиях по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов предприятия.
Слайд 24Субъекты финансовой политики - реализация
Субъектами управления на малых предприятиях могут выступать
руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не' предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экспертов и консультантов.
На средних предприятиях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и сред
несрочное распределение прибыли) принимает генеральная дирекция фирмы.
Слайд 25Субъекты финансовой политики – реализация (продолжение)
3. В крупных компаниях есть возможность
расширить организационную структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать полномочия и ответственность между:
информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и другие службы;
финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;
контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.
Слайд 26Основные объекты финансовой политики:
Слайд 27Основные объекты финансовой политики: (продолжение)
Слайд 28В процессе финансовой политики принимаются две группы решений:
Слайд 29Финансовые решения
Два типа финансовых решений взаимосвязаны и взаимно переплетены. Для организации
приоритетными являются решения инвестирования, так как их цель — получение дохода от эффективного вложения капитала.
В современных условиях для многих организаций характерна оперативная форма управления финансами, т.е. управленческие решения представляют собой реакции на текущие проблемы. Такая форма управления финансами зачастую вызывает противоречия между интересами организации и ее партнеров. Поэтому актуальна проблема перехода к управлению финансами на основе анализа финансового состояния, постановки стратегических целей деятельности организации, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения в рамках принятой финансовой политики.
Слайд 30Содержание финансовой политики включает следующие звенья:
разработку оптимальной концепции управления финансовыми ресурсами
организации, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от предпринимательского риска;
определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период). При этом учитывают перспективы развития производственной и коммерческой деятельности, состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога, нормы амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам и др.
осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и т.д.).
Слайд 31Принципы организации финансовой политики:
Слайд 32Принцип самоокупаемости и самофинансирования
Самоокупаемость предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование организации, должны
окупиться, т.е. принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности.
Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование средств в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости — за счет банковских и коммерческих кредитов.
Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность организации.
Слайд 33Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности
Заключается в самостоятельном определении перспектив развития организации
(в первую очередь на основе спроса на производимую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги); самостоятельном планировании своей деятельности; обеспечении производственного и социального развития фирмы; самостоятельном определении направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли; распоряжении выпущенной продукцией, реализуемой по ценам, самостоятельно устанавливаемым, а также самостоятельном распоряжении полученной чистой прибылью.
Слайд 34Принцип материальной ответственности
Означает наличие определенной системы ответственности организации за ведение и
результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных организаций, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы.
Институт банкротства.
Слайд 35Принцип материальной заинтересованности
Объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности
— систематическим получением прибыли.
Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам, руководству организации и государству. Чтобы заинтересовать работников фирмы в результатах деятельности, руководство разрабатывает формы, системы и размеры оплаты труда, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также использует определенные социальные гарантии.
Слайд 36Принцип осуществления контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности
Государственный финансовый контроль.
Внутрихозяйственный финансовый контроль
осуществляют финансовые службы предпринимательских организаций, в первую очередь финансовый отдел или финансовый департамент, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Основная задача внутрихозяйственного контроля — это внутренний аудит, проверка по поручению руководства фирмы. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно и охватывать все участки хозяйственной деятельности фирмы, носить предметный характер и быть результативным.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы (службы), а также отдельные аудиторы.
Слайд 37Принцип формирования финансовых резервов
Связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая
сопряжена с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры.
Финансовые резервы могут формироваться предпринимательскими фирмами всех организационно-правовых форм из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей. Следует отметить, что денежные средства, направляемые в резервные фонды, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости легко могли быть превращены в наличный капитал.