Слайд 2Простое определение факторинга
Факторинг (англ. factoring) - это кредитование под отгруженную продукцию, т.е. если
Вы продаете продукцию в отсрочку - необязательно ждать срока ее истечения, Вы можете получить деньги сразу после отгрузки, воспользовавшись услугами факторинговой компании. При это существует два основных варианта:
1. Уведомлять вторую сторону о факте заключения договора с третьей стороной, т.е. с факторинговой компанией путем подписания соотвествующего уведомления. Такой вариант факторинга называется - открытый факторинг
2. Не уведомлять вторую сторону о факте заключения договора с третьей стороной. Такой вариант факторинга называется - закрытый факторинг
Слайд 3Классическое определение факторинга
Факторинг - это комплекс финансовых услуг, оказываемых факторинговой компанией (Фактором)
своему клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности.
Он включает в себя:
- финансирование поставок товаров (85-90% в день поставки)
- страхование рисков просрочки платежа в пределах льготного периода (30-120) дней по окончанию срока оплаты (регрессный факторинг)
- страхование риска неплатежа дебитора (безрегрессный факторинг)
- учет состояния дебиторской задолженности (информационое обслуживание)
- работу с дебиторами по своевременной оплате или, говоря языком факторинговых компаний - АУДЗ (административное управление дебиторской задолженностью)
Слайд 4Виды факторинга
1. Факторинг с регрессом
Главное, что Вам необходимо знать о факторинге с
регрессом - это то, что при регрессном факторинге клиент несет ответственность за неплатеж дебитора по окончании льготного периода (30-120 дней после срока оплаты). Эта редкая ситуация и называется регрессом (регресс - возврат права требования от дебитора к клиенту).
Факторинг с регрессом является на сегодня наиболее популярным, поскольку неплатеж дебитора действительно является достаточно редкой ситуацией, особенно с учетом того, что на него "давят" с двух сторон - как со стороны клиента, так и со стороны факторинговой компании, а стоимость регрессного факторинга естественно ниже, чем без регрессного, где все риски на себя неплатежей берет на себя факторинговая компания
Слайд 5Факторинг с регрессом включает в себя следующий комплекс услуг:
- финансирование поставок товаров
(85-90% в день поставки)
- страхование рисков просрочки платежа в пределах льготного периода (30-120 дней после срока оплаты)
- учет состояния дебиторской задолженности (информационое обслуживание)
- работу с дебиторами по своевременной оплате (АУДЗ)
Слайд 6Схема факторинга с регрессом
Слайд 71. Клиент заключает Договор с Фактором, поставляет товар покупателю (Дебитору) на
условиях отсрочки платежа от 10 до 120 календарных дней и направляет Дебитору «Уведомление об уступке права требования».
2. Клиент уступает дебиторскую задолженность Фактору. Для этого предоставляет: реестр уступленных требований, накладные и счета-фактуры.
3. Фактор выплачивает финансирование в день передачи документов в объеме 85-90% от суммы реестра накладных.
4. Дебитор оплачивает поставленный Клиентом товар на счет Фактора
5. В течение 1-2 дней после получения платежа от Дебитора Фактор перечисляет Клиенту второй платеж – разницу между оставшимися 10-15% и суммой комиссионного вознаграждения Фактора
Слайд 8Факторинг без регресса
Факторинг без регресса - это так называемый «Настоящий факторинг», при котором
клиент Фактора получает не только финансирование, но и полную защиту от недобросовестных покупателей – все риски просрочки и неплатежа лежат на факторинговой компании
Факторинг без регресса включает в себя следующий комплекс услуг:
- финансирование поставок товаров (85-90% в день поставки)
- полное страхование риска неплатежа дебитора
- учет состояния дебиторской задолженности (информационое обслуживание)
- работу с дебиторами по своевременной оплате (АУДЗ)
Слайд 9Схема факторинга без регресса:
Слайд 101. Клиент заключает Договор с Фактором, поставляет товар покупателю (Дебитору) на
условиях отсрочки платежа от 10 до 120 календарных дней и направляет Дебитору «Уведомление об уступке права требования».
2. Клиент уступает дебиторскую задолженность Фактору. Для этого предоставляет: реестр уступленных требований, накладные и счета-фактуры.
3. Фактор выплачивает финансирование в день передачи документов в объеме 85-90% от суммы реестра накладных.
4. Дебитор оплачивает поставленный Клиентом товар на счет Фактора
5. В течение 1-2 дней после получения платежа от Дебитора Фактор перечисляет Клиенту второй платеж – разницу между оставшимися 10-15% и суммой комиссионного вознаграждения Фактора. При неоплате дебитором суммы долга второй платеж Клиенту не отправляется
Слайд 11Реверсивный факторинг
Реверсивный факторинг или так называемый закупочный факторинг - это вид факторинга, при котором
Фактор предоставляет Поставщику финансирование в размере 100% от суммы подтвержденных Покупателем заказов.
Соотвественно при реверсивном факторинге за услугу платит НЕ Поставщик продукции, а тот, кто ее ПОКУПАЕТ, т.е. Закупщик, следовательно цель закупочного факторинга - улучшить платежные условия Поставщика продукции, если он нужен Закупщику, но по различным причинам сам он заплатить по факту поставки не может.
Данный вид факторинга достаточно редок в России, поскольку в основном превалирует рынок Покупателя, а с Поставщиком обычно удается договориться об отсрочке
Слайд 12 ФАКТОРИНГ В РОССИИ
В России факторинг
развивается постепенно. Если в странах Западной Европы обороты по факторингу в среднем составляют более 5% ВВП (а в Великобритании и Италии — 10%), в Восточной Европе — 1,5-2% ВВП, то в России — менее 0,1%. Приблизительно 67% факторингового оборота приходится на Европу, 22% — на Америку, 11% — на страны Азии, 1% — на Африку. Факторингом в мире занимаются около тысячи компаний, а объем переуступленной им дебиторской задолженности на сегодняшний день достигает 1 трлн евро.
В последние годы в России наметилось значительное расширение как спроса на факторинговые услуги со стороны клиентов, так и предложения на них со стороны банковской сферы. Потребность в факторинге испытывают практически все компании, постоянно работающие на условиях отсрочки платежа. Например, к таким компаниям можно отнести субъекты пищевой, фармацевтической, легкой, нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности. По оценкам экспертов, потребности данных секторов в факторинге, исходя из объемов производства перечисленных отраслей, составляют несколько десятков миллиардов долларов ежегодно. При создании соответствующих условий для развития факторинга темпы роста этого рынка могли бы составлять несколько сотен процентов ежегодно.