Слайд 1Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения
Слайд 2Бюджетный федерализм (или фискальный федерализм, от слова фиск - казна) - система
налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.
Основная задача бюджетного федерализма в конкретных экономических и политических условиях заключается в выборе наиболее эффективной модели бюджетных отношений.
Слайд 3Принципы бюджетного федерализма
Единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территориях
РФ;
Сочетание демократизма и централизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов;
Высокая степень самостоятельности каждого уровня власти;
Активное участие субъектов Федерации в межбюджетных отношениях.
Слайд 4Централизованная. При таком типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как
правило, не сопровождается наделением и достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений.
Модели бюджетного федерализма
Слайд 5Модели бюджетного федерализма
Кооперативная модель. Характеризуется: более широким участием региональных властей в
перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации; большой ролью регионов в распределении налоговых доходов; активным вертикальным и горизонтальным бюджетным выравниванием, в основном, за счет общих трансфертов. Пример: Скандинавские страны, Франция, Греция Испания и другие страны Европы.
Слайд 6Модели бюджетного федерализма
Децентрализованная модель. Характеризуется: финансовой независимостью и самостоятельностью региональных властей;
полномочия по налогам разделяются так, федеральный бюджет формируется за счет налогов на прибыль и доходы физических лиц, акцизов и таможенных пошлин; субнациональные бюджеты-налоги на товары и услуги, имущество и землю; дисбалансы сглаживаются путем предоставления целевых трансфертов нуждающимся категориям населения.
Пример: США, Канаде, Австралии, Великобритании и других странах.
Слайд 7Российский бюджетный федерализм.
Относится к кооперативной модели с элементами децентрализованной. Предполагает
партнерские отношения между федеральным центром и субъектами Федерации по бюджетно-налоговым вопросам наряду с тем, что Федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством субъектов Федерации, что обеспечивает целостность государства.
Слайд 8 Английские специалисты в области межбюджетных отношений Г.Хьюз и С.Смит
произвели группировку стран, входящих в организацию экономического сотрудничества и развития на четыре группы.
Слайд 9Первая группа:
Австралия, Канада, США, Великобритания и Япония.
Бюджетные
системы этих стран характеризуются относительно большой самостоятельностью региональных и местных властей, опирающейся на широкие налоговые полномочия.
Слайд 10Вторая группа:
Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия.
Характерная особенность –
высокая доля участия нецентральных властей в финансировании социальных расходов.
Слайд 11Третья группа:
Австрия, Германия, Швейцария.
Бюджетные системы этих стран
отличаются существенной степенью автономности бюджетов разного уровня в сочетании с развитой системой их сотрудничества.
Слайд 12Четвертая группа:
Бельгия, Франция, Греция, Италия, Нидерланды, Португалия и Испания.
Основная характеристика бюджетных систем этих стран – значительная финансовая зависимость территорий от центрального бюджета.
Слайд 13РФ – ассиметричная федерация. Принцип равенства прав всех субъектов не исключает
различия в степени соответствия этих прав реально сложившимся историческим, социально-экономическим и политическим условиям.
Это учитывается в межбюджетных отношениях. Отношения центра с одним субъектом Федерации не должны противоречить интересам других субъектов.
Слайд 14 Межбюджетные отношения - совокупность отношений между органами государственной власти РФ,
субъектов РФ и органами МСУ по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.
Слайд 15Основные функции межбюджетных отношений:
Выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она
меньше минимально необходимого уровня достаточного для соблюдения Конституции РФ;
Стимулирование самозарабатывания бюджетных средств, наращивание налогового потенциала.
Слайд 16Механизм межбюджетных отношений
Первый блок – отношения по разграничению расходных полномочий и
доходов полностью или частично на постоянной основе между уровнями бюджетной системы.
Второй блок – ежегодное бюджетное регулирование отношений по перераспределению средств в различных формах между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности территорий. Дотации, субвенции, субсидии.
Слайд 17Перераспределение средств между уровнями бюджетной системы осуществляется по следующим направлениям:
1. дотирование нижестоящих бюджетов с учетом бюджетной обеспеченности и по душевому принципу;
2. поддержка социального и экономического развития территорий Федерации.
Слайд 18 Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы
РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.
Слайд 19Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в
форме:
1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта РФ (ст.131 БК РФ). Предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе без установления направлений и условий их использования.
Фонд финансовой поддержки.
Слайд 20 2. субсидий бюджетам субъектов РФ. Предоставляются в целях софинансирования
расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органами государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования устанавливаются федеральными законами.
Фонд софинансирования.
Слайд 21 3. субвенций бюджетам субъектов РФ.
Предоставляются бюджетам субъектов
РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в установленном порядке в соответствии с разработанными методиками.
Фонд компенсаций.