Слайд 1ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
«МЕНЕДЖМЕНТ В БИЗНЕСЕ» ТИП А (ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА)
Преподаватель:
Владимирова Татьяна
Михайловна,
к.т.н., доцент
г. Архангельск, 2018 г.
«Северный (Арктический) федеральный университет
им. М.В. Ломоносова»
«АУДИТ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ»
Слайд 2 МЕНЕДЖМЕНТ В БИЗНЕСЕ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Аудит бизнес-процессов»
Описание бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов
Регламентация
бизнес-процессов
Аудит бизнес-процессов
Слайд 3 МЕНЕДЖМЕНТ В БИЗНЕСЕ
В результате изучения курса «Аудит бизнес-процессов»
слушатель должен:
знать:
основные
термины и понятия бизнес-процесс-ориентированного подхода в профессиональной сфере
уметь:
проводить анализ документов, регламентирующих бизнес-процессы, документов формируемых в ходе реализации бизнес-процессов
проводить интервью исполнителей операций, составляющих бизнес-процесс, потребителей выходов бизнес-процессов, личное наблюдение за реализацией бизнес-процессов
Слайд 4МЕНЕДЖМЕНТ В БИЗНЕСЕ
В результате изучения курса «Аудит бизнес-процессов»
слушатель должен:
владеть:
навыками устранения
фрагментарности в деятельности компании, улучшения взаимодействия между структурными подразделениями компании, а также повышении качества выполнения и эффективности бизнес-процессов
Итоговая аттестация в форме зачета
Слайд 5 Аудит бизнес-процессов
Раздел 1: Описание бизнес-процессов
Тема 1 Классификация процессов. Определение процесса
Тема
2 Построение информационной модели процесса
Тема 3 Построение функциональной модели процесса
Слайд 6 Аудит бизнес-процессов
«Организация - лицо или группа людей, связанные определенными отношениями,
имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей»
(ISO 9000:2015
Quality management systems - Fundamentals
and vocabulary (IDT)
Слайд 7 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССОВ
Бизнес-процессы выпуска продукции и услуг
Процессы жизненного цикла продукции или
услуги
Вспомогательные (обеспечивающие) процессы
Технические процессы (функции) продукции или услуги
Процессы системы менеджмента качества
Слайд 8 Аудит бизнес-процессов
К классу бизнес-процессов относятся межфункциональные процессы, заканчивающиеся выпуском продукции
или услуги для конкретного потребителя.
Процессы жизненного цикла продукции являются подпроцессами бизнес-процессов.
Класс вспомогательных процессов включает изготовление инструментов и технологической оснастки, планирование и учет, управление персоналом и другие процессы.
Класс технических процессов включает удовлетворяемую потребность, физические операции (излучение, изменение направления, соединение и другие функции) продукции или услуги.
Класс процессов системы менеджмента качества складывается из групп процессов определенных ИСО 9001: система менеджмента качества, ответственность руководства, менеджмент ресурсов, производство продукции и измерение, анализ, улучшение.
Слайд 9Схема взаимосвязи процессов в организации
Слайд 10Определение процесса
«Процесс - cовокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих
входы для получения намеченного результата»
В зависимости от контекста «намеченный результат» называется выходом, продукцией или услугой
(ISO 9000:2015
Quality management systems - Fundamentals
and vocabulary (IDT)
Слайд 11Схема процесса
ВХОД: Материалы и/ или информация, преобразуемые процессом для создания
выхода.
ВЫХОД: Результат преобразования входа, который включает в себя:
то, что соответствует требованиям (продукция);
то, что не соответствует требованиям (брак);
отходы;
информацию о процессе.
УПРАВЛЕНИЕ (ПРОЦЕДУРА): Методы, планы, стандарты, стратегия, законодательство и другие управляющие воздействия.
МЕХАНИЗМ (РЕСУРСЫ): Люди, оборудование, программы ЭВМ, помещения, окружающая среда и другие обеспечивающие факторы процесса.
Слайд 12 Определение процесса
Стадии процесса:
постановка цели;
планирование и разработка:
последовательности выполнения;
всех необходимых ресурсов;
показателей качества
и критериев их оценки;
средств мониторинга и анализа соответствия показателей;
выполнение;
мониторинг, измерение, сбор и анализ данных по ходу процесса;
анализ результата;
оценка степени достижения поставленной цели (оценка результативности);
планирование и разработка мероприятий по улучшению
Слайд 15 Общие показатели качества процесса
Слайд 16 Оценка качества процесса
Что именно делается в этом процессе или на
этой операции?
Почему это делается? Можно ли этого не делать?
Где это делается? Не лучше ли делать это в другом месте?
Когда это делается? Может быть лучше делать это раньше, или позже?
Кто это делает? Не стоит ли поручить это другим людям?
Как это делается? Всё ли рационально? Нет ли лишних движений?
Слайд 17 Аудит бизнес-процессов
«Владелец процесса – лицо, несущее полную ответственность за процесс
и наделенное полномочиями в отношении этого процесса»
Слайд 18 Аудит бизнес-процессов
Вопросы, которые необходимо решить при описании процесса:
Кто принимает результат
моей работы (кто «потребитель»)?
Кто выдает задание (информацию, ресурсы) для моей работы (кто «поставщик»)?
Как я должен выполнять свою работу, чтобы соответствовать требованиям моего «потребителя» и оправдать ожидания моего «поставщика»?
Слайд 19 Аудит бизнес-процессов
При выполнении каждого процесса необходимо:
точно установить требования «потребителя»;
согласовать цели и требования к показателям качества на входе, выходе и по ходу выполнения процесса;
в ходе процесса устранить все барьеры для взаимодействия и сотрудничества между подразделениями и службами организации
Слайд 20 Аудит бизнес-процессов
Ответственность за выходы и издержки должна быть четко возложена
на владельца процесса в рамках согласованных целей, правил и ограничений
Слайд 21 Аудит бизнес-процессов
Межфункциональный процесс –
процесс, который затрагивает управленческие функции с
различной иерархией
Слайд 22 Бизнес-процесс с функциональной точки зрения
Слайд 23Бизнес-процесс с точки зрения получаемого эффекта
Бизнес-процесс – это деятельность, добавляющая
ценность для потребителя и конвертирующая возможности рынка в финансовые средства для производителя
Слайд 24 Бизнес-процессы в организационной структуре предприятия
Слайд 25 Распределение функциональных ролей и обязанностей в бизнес-процесс ориентированной организации
Слайд 26Цепочка внутренних и внешних потребителей
Слайд 27 Аудит бизнес-процессов
Перестроить функциональную структуру организации на бизнес-процесс ориентированную довольно трудно,
и не всегда целесообразно
Слайд 28 Аудит бизнес-процессов
Важно в существующей функциональной структуре выделить, описать и организовать
управление основным бизнес-процессом в рамках системы менеджмента качества
Слайд 29 Аудит бизнес-процессов
Выделение, описание и управление бизнес-процессом на предприятии позволяет не
нарушать существующую организационную структуру, а выделять из нее определенную подструктуру, специально нацеленную на максимальное удовлетворение конкретного потребителя
Слайд 30 Аудит бизнес-процессов
Аудит бизнес-процессов определяет:
правила описания,
регламент,
реализацию
эффективной комплексной системы управления
бизнес-процессами
Слайд 31Определение (описание) бизнес-процесса
Обеспечение прозрачности деятельности компании путем получения информации о бизнес-процессах,
в объеме, обусловленном принятой глубиной детализации и формирование на основе данной информации модели бизнес-процесса «как есть»
Слайд 32Оптимизация бизнес-процесса
Анализ и совершенствование сформированной модели бизнес-процесса в соответствии с заданными
параметрами результативности
Слайд 33 Регламентация бизнес-процессов
Формирование регламентов выполнения бизнес-процессов, определение для каждого бизнес-процесса критериев
его результативности, нормативное закрепление порядка и правил оптимальной реализации бизнес-процесса, внедрение контроля за реализацией бизнес-процесса
Слайд 34Цель аудита бизнес-процессов
Определение приоритетов менеджмента, путем оценки соответствия реального порядка реализации
бизнес-процессов требованиям утвержденных Регламентов и заданным критериям результативности бизнес-процесса
Слайд 35Аудит бизнес-процессов
Практическое задание
«Описание бизнес-процессов»
Задание: Представить сравнительный анализ модели процессного подхода
и модели ЖЦП для бизнес-процесса в форме блок-схемы, в табличной форме, и с учетом возможных критических отклонений
Слайд 44Аудит бизнес-процессов
Практическое задание
«Оптимизация бизнес-процессов»
Задание:
Для оптимизации бизнес-процессов выделить, описать и организовать
управление многочисленными и взаимосвязанными процессами.
На примере Вашего предприятия (организации), используя информационную и функциональную модели процесса реализовать мероприятия эффективного менеджмента бизнес-процессов
Слайд 45Оптимизация бизнес-процессов
1) определить бизнес-процессы организации (вход, выход, управляющие воздействия и необходимые
ресурсы), согласно методологии процессного подхода
Слайд 46Оптимизация бизнес-процессов
2) определить ответственное лицо за процесс (владельца процесса).
В соответствующей
конкретному процессу строке правой графы таблицы указать Владельца бизнес-процесса, руководствуясь моделью процесса
Слайд 47Оптимизация бизнес-процессов
3) описать характеристики, параметры, показатели и критерии эффективности каждого процесса.
Выбрать методы и средства измерения характеристик параметров, показателей и критериев процесса и заполнить таблицу
Слайд 48Оптимизация бизнес-процессов
4) Построить блок-схему последовательности, взаимосвязи и взаимодействия бизнес - процессов.
5)
Определить формы и способы наблюдения, измерения и анализа бизнес-процессов.
Слайд 49Оптимизация бизнес-процессов
II. Определить параметры результативности бизнес-процессов и заполнить таблицу.
Результативность
процесса - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов
Слайд 50Аудит бизнес-процессов
Практическое задание
«Регламентация бизнес-процессов»
Слайд 51Регламентация бизнес-процессов
Руководству организации следует определить структуру документации, необходимую для реализации
бизнес
- процессов, а также поддержки результативной и эффективной работы процессов организации
Слайд 52Регламентация бизнес-процессов
При разработке документации необходимо учитывать:
контрактные требования потребителей и других заинтересованных
сторон;
использование организацией международных, национальных, региональных и отраслевых стандартов на продукцию и методы испытаний;
соответствующие требования, установленные законами и регламентами;
решения организации;
источники внешней информации, касающиеся компетенции организации;
информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон.
Слайд 53Регламентация бизнес-процессов
Характер и глубина документации должны отвечать требованиям, установленным контрактом, законами
и регламентами, потребностями и ожиданиями потребителей и других заинтересованных сторон организации
Слайд 54Регламентация бизнес-процессов
Задание:
Разработать проект Регламента бизнес – процесса на примере Вашей организации,
используя результаты предыдущих практических работ
Слайд 55Регламентация бизнес-процессов
Содержание
1) Общие положения
2) Термины и сокращения
3) Владелец БП
4) Описание бизнес-процесса
«как есть»
4.1) Спецификация выходов БП
Слайд 56Регламентация бизнес-процессов
4.2) Спецификация входов БП
Слайд 57Регламентация бизнес-процессов
4.3) Графическое описание БП
4.4) Внутренние документы компании, регламентирующие выполнение БП
Слайд 58Регламентация бизнес-процессов
4.5) Контроль за выполнение операций БП
Слайд 59Регламентация бизнес-процессов
4.6) Ответственность за выполнение операций БП
Слайд 60Регламентация бизнес-процессов
5) Описание БП «как должно быть»
5.1) Спецификация выходов БП
5.2) Спецификация
Слайд 61Регламентация бизнес-процессов
5.3) Графическое описание БП
5.4) Внутренние документы компании, регламентирующие выполнение БП
Слайд 62Регламентация бизнес-процессов
5.5) Контроль за выполнение операций БП
5.6) Ответственность за выполнение операций
БП
Слайд 63Регламентация бизнес-процессов
6) Параметры результативности БП
Слайд 64Аудит бизнес-процессов
Практическое задание
«Формирование отчета о проведении аудита бизнес-процесса»
Слайд 65Аудит бизнес-процессов
Этапы работы:
1) принятие решения об аудите бизнес-процесса
2) формирование состава рабочей
группы
3) планирование и организация работы по аудиту БП
4) предварительное совещание
5) сбор и анализ информации о БП
6) формирование, согласование и утверждение отчета о проведении аудита БП
7) разработка и утверждение мероприятий по ликвидации несоответствий
Слайд 66Аудит бизнес-процессов
Разработка и утверждение мероприятий по ликвидации несоответствий
Слайд 67Аудит бизнес-процессов
Практическое задание
«Формирование отчета о проведении аудита бизнес-процесса»
Задание:
Представить сравнительный анализ
результатов проведения аудита бизнес-процессов и разработать на его основе проект отчета о проведении аудита бизнес-процесса.
Слайд 68Аудит бизнес-процессов
1 Исходные данные
Слайд 69Аудит бизнес-процессов
2 Общие сведения по результатам аудита БП
Слайд 70Аудит бизнес-процессов
2 Общие сведения по результатам аудита БП
Слайд 71Аудит бизнес-процессов
2 Общие сведения по результатам аудита БП
Слайд 72Аудит бизнес-процессов
3 Предложения по оптимизации БП
4 Предложения по совершенствованию Регламента БП
5
Приложения:
5.1 Программа аудита БП
5.2 Перечень используемых при проведении аудита нормативно-методических и организационно-распорядительных документов компании
5.3 Протокол предварительного совещания
5.4 Протокол заключительного совещания
Слайд 73Аудит бизнес-процессов
Проведение аудитов (внутренних проверок) бизнес-процессов:
- может проводится только в случае
утвержденного регламента бизнес-процесса;
- общая цель работ по аудиту БП состоит в оценке БП компании на предмет соответствия текущего состояния и параметров данного БП, требованиям указанным в Регламенте его выполнения.
Слайд 74 Аудит бизнес-процессов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!