Слайд 1На сегодняшний день осознано, что условием участия общественных институтов в развитии
образования, в том числе привлечения инвестиций в систему образования, является обеспечение их информированности о состоянии системы образования, достигнутых результатах, стратегии и планах дальнейшего развития
Организация подготовки и презентации публичного доклада образовательного учреждения
Т.Е. Вежевич, главный специалист – эксперт
Министерства образования и науки Республики Бурятия, к.п.н.
Слайд 2Развитие публичной отчетности образовательных учреждений – приоритетная задача модернизации образования
2004 год
– Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года (направление «Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования»)
2006 год – Приоритетный национальный проект «Образование»
2007 год – Комплексный проект модернизации образования (показатель «Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово – хозяйственной деятельности»)
Слайд 3Чем определяется необходимость публичного доклада для образовательного учреждения?
Изменение современных социокультурных условий,
в которых функционирует и развивается школа:
Возрастание роли информации и интенсивности информационного обмена
Непрерывные изменения, происходящие в системе образования
Усиление роли потребителя в оценке качества образовательных услуг
Возрастание уровня конкуренции на рынке образовательных услуг
Слайд 4Что такое публичный доклад?
Отличается ли он от публичного отчета?
Отчет -
1.
Письменное или устное сообщение о своих действиях или выполнении изложенного поручения, представляемое лицу или учреждению.
2. Объяснение, изложение происшедшего.
Доклад –
1.Сообщение на научную тему в ученом собрании; публичная лекция.
2.Словесное или письменное изложение начальству служебных дел для их решения.
Слайд 5Публичный доклад образовательного учреждения –
форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности
образовательного учреждения, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития за отчетный период
Слайд 6Главные задачи публичного доклада как средства информирования:
Повышение открытости системы образования
Удовлетворение информационных
потребностей различных групп пользователей (органы власти, педагоги, родители, дети, работодатели, СМИ)
Создание информационного обеспечения рынка образовательных услуг
Проведение общественной экспертизы политико – управленческих решений, стратегий и программ развития образования
Привлечение социального ресурса (ресурса «доверия и поддержки»), самостоятельно значимого, а также являющегося необходимым условием инвестиционной привлекательности
Публичный доклад является общедоступным источником актуальной и достоверной информации
Слайд 7Требования к содержанию информации:
Соответствие информации потребностям целевых групп доклада
Достоверность информации
Убедительность информации,
обеспечиваемая за счет ее аналитического характера, доказательности выводов, опоры на количественные показатели
Использование языка, понятного непрофессиональному читателю
Ясный стиль изложения
Использование средств наглядности
Слайд 8Основные целевые группы публичного доклада
Родители
Социальные партнеры
Местная общественность
Учредитель
Педагоги
Учащиеся
Слайд 9Публичный доклад призван удовлетворить информационные потребности целевых групп и способствовать реализации
их интересов
Слайд 11Целевая группа «Социальные партнеры»
Слайд 12Целевая группа «Местная общественность»
Слайд 16Интересы образовательного учреждения во взаимодействии с целевыми группами
Удовлетворить информационные потребности целевых
групп (аудитории)
Формирование (закрепление) установок целевой группы по отношению к школе (доверие, уважение, стремление участвовать в жизни школы, помогать в решении возникших проблем и т.д.)
Побуждение целевой аудитории к конкретным действиям, которые отвечают интересам школы
Слайд 17Подготовка доклада: основные этапы
Формирование структуры и содержания доклада – определение ключевых
вопросов, которые необходимо раскрыть в публичном докладе, последовательность их рассмотрения.
Выбор показателей для проведения анализа.
Сбор и обработка информации, расчет индикаторов.
Анализ и интерпретация данных.
Формулирование оценок и выводов на основе проведенного анализа.
Создание текста доклада.
Оформление доклада.
Слайд 18Подготовка доклада:
организационные задачи
Сформулировать основные задачи, которые необходимо решить в
процессе подготовки и презентации доклада; определить его целевые группы.
Сформировать авторский коллектив (команду), обладающий необходимыми для подготовки доклада навыками и информацией.
Спланировать подготовку доклада (разработать план - график) с целью максимального эффективного использования имеющихся ресурсов.
Разработать и согласовать макет доклада, отражающий интересы школы и целевых групп.
Сформировать информационную базу доклада в соответствии с информационными потребностями аудитории и задачами авторов.
Обеспечить необходимое качество анализа и интерпретации данных, позволяющее сформулировать выводы относительно тенденций развития школы, ее достижений, проблем и путей их решения.
Оформить текст доклада (стиль, язык, наглядность) с целью обеспечения доступности для целевой аудитории.
Согласовать текст доклада с целевой аудиторией.
Разработать и реализовать дизайн – проект оформления доклада.
Слайд 19Формирование авторского коллектива
Привлечение педагогических работников школы, обладающих необходимой для доклада информацией
Привлечение
специалистов различного профиля, владеющих методами работы со статистическими данными, навыками редактирования текста, разработки дизайна и оформления издания
Привлечение членов педагогического коллектива (учителя математики, информатики, литераторы и т.д.), старшеклассников
Привлечение людей, владеющих навыками аналитической деятельности
Включение внешнего консультанта (эксперта)
Слайд 21Создание макета доклада
Аннотированный макет – это подробный (расширенный) план, план
– проспект, отражающего структуру, разделы, основное содержание каждого раздела, а также включает список диаграмм и таблиц, необходимых для аналитических заключений.
Окончательная версия макета публичного доклада согласовывается на заседании органа государственно – общественного управления.
Слайд 22Формирование содержания публичного доклада
Три подхода к формированию содержания публичного доклада образовательного
учреждения:
Инфраструктурный подход
Подход, ориентированный на конкретный проект или образовательную программу
Подход, где стержнем содержания доклада является стратегическая цель деятельности, миссия образовательного учреждения
Слайд 23Инфраструктурный подход
Содержание:
1. Общая характеристика школы.
2. Содержание и результаты учебной деятельности.
Предшкольное образование
Начальная
школа
Основная школа
Старшая школа
3. Система воспитательной работы в школе.
Программа воспитания.
Основные направления воспитательной работы.
Результаты воспитательной работы.
4. Ресурсное обеспечение.
Финансовые ресурсы.
Особенности материально – технических ресурсов.
Кадровые ресурсы.
5. Управление школой.
6. Социальные партнеры школы.
7. Ближайшие перспективы.
Слайд 24Подход, ориентированный на конкретный проект или образовательную программу
Содержание:
1. Школа и социум.
1.1.
Социокультурные условия.
1.2. Общая характеристика школы.
1.3. Основные направления деятельности школы.
2. Здоровьесберегающее образование – одно из важнейших направлений деятельности школы.
2.1. Цель и задачи инновационной программы «Здоровьесберегающее образование»
2.2. Основные направления ее реализации:
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.
Воспитание и сохранение здоровья.
Здоровый образ жизни через дополнительное образование.
Психологические аспекты здоровьесберегающего образования.
2.3. Условия реализации здоровьесберегающего образования (Кадры. Методическое обеспечение. Материально – техническое оснащение. Социальные партнеры)
2.4. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
3. Проблемы и перспективы реализации программы здоровьесберегающего образования.
Слайд 25
Подход, где стержнем содержания доклада является стратегическая цель деятельности, миссия образовательного
учреждения
Содержание:
Почему именно гимназия? (историческая справка)
Для чего и для кого работает гимназия? (миссия гимназии)
Что лежит в основе? (цель и концепция гимназии)
Хорошо ли, когда в школе есть изменения? (инновационная работа в гимназии)
Насколько современна сейчас школа? (программа развития гимназии)
Какие изменения предстоят в будущем? (ближайшие перспективы)
Чему учат в гимназии? (содержание гимназического образования)
Как учат в гимназии? (качество обучения)
Можно ли добиться успехов без системы воспитания?
Какие отличительные черты имеет гимназическая среда?
Что самое трудное в воспитании? (коллективная деятельность)
Чем подтверждается эффективность такой системы воспитательной работы? (уровень воспитанности)
…
Есть ли у гимназии единомышленники? (распространение опыта)
Слайд 26Преимущества и ограничения каждого из подходов к формированию содержания публичного доклада
Слайд 27Преимущества и ограничения каждого из подходов к формированию содержания публичного доклада
Слайд 28Согласование доклада
Согласование структуры и основных вопросов (макета) доклада
Согласование проекта текста доклада
Согласование
окончательной версии доклада
Согласование дизайн – версии доклада
Формы согласования: публичные обсуждения, опросы (в том числе и на сайте), интервью, фокус – группы, публичное обсуждение на заседании органа государственно – общественного управления
Слайд 29Формирование
информационной базы
Основные источники информации:
Формы статистической отчетности образовательного учреждения
Документация школы (программа
развития, учебный план, штатное расписание и др.)
Материалы внутришкольного контроля
Отчеты (в том числе и финансовый)
Результаты специальных исследований (мониторинги, опросы, мнение учащихся)
Справочники, сборники муниципальных органов управления образования
Информация здравоохранения, органов внутренних дел
Слайд 30Подбор и расчет индикаторов
Индикаторы – аналитические расчетные показатели, содержательно характеризующие состояние
и тенденции развития
Типичной ошибкой является использование для анализа абсолютных значений (без перевода в относительные)
Слайд 31Примеры замены абсолютных показателей относительными
Слайд 32Организация анализа
Основные вопросы анализа:
Каковы приоритеты (задачи) школы в данном направлении деятельности
школы?
Каковы сильные стороны (достижения) в данном направлении?
Почему пришли к такому выводу?
Каковы проблемы школы по данному направлению?
Почему сделаны такие выводы?
Какие действия будут предприниматься для улучшения данной стороны жизни школы?
Качественная оценка состояния и результатов развития школы может быть сделана преимущественно на основе сравнений
Слайд 33Наиболее важные правила по проведению анализа
Любые представленные данные должны быть проинтерпретированы
и прокомментированы.
Любые утверждения лучше проиллюстрировать конкретными данными.
В основе любой оценки должны лежать доказательства.
Любые факты нужно интерпретировать с точки зрения их значения для участников образовательного процесса.
При описании деятельности по реализации приоритетных задач развития образовательного учреждения необходимо предоставлять данные, отражающие полученные результаты и эффекты.
Представление информации по каждому блоку вопросов (главе, разделу) должно завершаться выводами.
Слайд 34Редактирование и оформление доклада
Задачи:
Сделать текст доклада доступным для аудитории (язык, стиль)
Привлечь
к докладу внимание аудитории
Сформировать интерес аудитории к содержанию доклада
Обеспечить понимание аудиторией содержания доклада (иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.)
Сформировать позитивное эмоциональное отношение к содержанию доклада, включенным в него идеям и посланиям
Использование средств работы с текстом (шрифт, заголовки, вставки и т.д.)
Дизайн доклада
Слайд 35Презентация и распространение публичного доклада
Формы:
Организация презентации доклада как особого мероприятия с
приглашением представителей различных целевых групп, предварительным анонсированием и последующим освещением события в СМИ
Выступление директора школы или (и) председателя управляющего совета на родительских собраниях, встречах с заинтересованными группами с распространение м тиражированного доклада
Почтовая рассылка или прямая доставка доклада в виде издания руководителям муниципальных администраций, партнерам и попечителям
Размещение текста доклада на сайте школы, органа управления образованием или администрации муниципального образования
Рассылка доклада по электронной почте
Проведение презентации в рамках дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников или гимназистов
Наибольший эффект достигается при использовании нескольких форм (каналов), а идеальным вариантом является PR-кампания
Слайд 36Литература
Как узнать, что происходит в образовании. Сб. статей / под общей
редакцией И.А. Вальдмана. М., Логос, 2006
Константиновский Д и др. От сбора статистических данных – к информационному обеспечению решений. – М., Прометей. 2004
Косарецкий С.Г., Мерцалова Т.А. Организация подготовки и презентации публичного доклада образовательного учреждения. Пособие. – М., Вердана, 2007
Открытый информационный доклад школы. Рабочие материалы Российско – британского проекта «Управление качеством образования на основе взаимосвязи внутренних и внешних оценок результатов и условий образовательной деятельности школы»//Сб. Общественный институт развития школы. – СПб, 2005
Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики/М.Л. Агранович и др. – М., 2006
Подготовка публичных докладов муниципальных систем образования и образовательных учреждений: Методические рекомендации/под ред. Т.А. Мерцаловой, С.Г. Косарецкого. – М.: АСОУ, 2007