Слайд 1Преподаватель кафедры
финансового рынка и валютных отношений
Тулупникова Юлия Вениаминовна
Московская финансово-промышленная академия
Слайд 2Проблема эффективности инвестирования в ЧК
Носит не только теоретический, но и
практический характер
При оценке эффективности ЧК выделяют следующие нормы отдачи от инвестирования в ЧК:
1. индивидуальную;
2. общественную.
Слайд 3Виды оценки эффективности ЧК
Индивидуальная норма отдачи отражает результативность вложений в объем
и качество ЧК для его носителя, общественная – для всего общества
Общественная отдача в связи с расходами государства на ЧК - снижение уровня безработицы, рост зарплаты и налоговых поступлений, снижение преступности, формирование более благоприятный условий для подрастающего поколения
Общественная норма отдачи позволяет обосновать необходимость создания общественных фондов, повышение государственных расходов
Слайд 4Основные закономерности:
Общественная норма отдачи всегда ниже, чем индивидуальная
Любая норма отдачи в
начальное образование выше, чем в среднее и высшее
Норма отдачи от инвестиций в образование в развивающихся странах выше, чем в развитых
Слайд 5Модель инвестиций в ЧК – как человек принимает решение об образовании:
Слайд 6Основные предпосылки модели:
• люди стремятся максимизировать полезность, а соответственно и суммарный
доход, полученный в течение жизни (полезность - потребление - доход);
• уровень заработка прямо зависит от образования;
• существует полная информация о расходах на обучение и будущих доходах;
• способности у всех одинаковы и позволяют учиться;
• уровень благосостояния позволяет всем учиться;
• не существует ограничений на рынке образовательных услуг.
Слайд 7Описание модели инвестиций в ЧК:
- Есть две возможности для
человека, окончившего школу (обязательное обучение) в момент времени S.
- Он может сразу начать трудовую карьеру и получать заработок YA уже в году S , либо продолжить обучение в течение ( U - S ) лет.
- Такое решение потребует прямых инвестиций в размере C (цена обучения, книги и т.п.), а также человек потеряет тот доход, который мог бы получить, работая все эти годы (альтернативные издержки Z ).
- Зато его доход YB очень скоро после начала карьеры станет выше, чему менее образованного работника и будет продолжать расти более быстрыми темпами до самой пенсии R.
Слайд 8Принцип принятия решения об образовании в модели инвестиций в ЧК:
Максимизирующий суммарный доход индивида определяется сопоставлением издержек ( C + Z ) и выгоды от образования ( X )
Если приведенная (дисконтированная) к моменту S оценка дохода от образования выше, чем приведенная оценка издержек, т.е. чистая прибыль положительна, то и решение о дальнейшем образовании принимается положительное.
Слайд 9Выводы из модели инвестиций в ЧК:
Образование выгоднее для молодых людей, т.
к. для них более продолжителен период ( R - U ), когда получают высокий доход, и ниже альтернативные издержки, т.к. зарплата в первые годы работы всегда меньше;
Образование выгоднее, если больше разрыв между образованными и необразованными работниками. Поэтому если в какой-то профессиональной области вырастут спрос на специалистов и их зарплата, то именно в этой сфере образование станет выгодным;
Слайд 10Выводы из модели инвестиций в ЧК (продолжение):
К продолжительной учебе более склонны
думающие о будущем люди, а не живущие сегодняшним днем;
Прямые расходы на обучение однозначно влияют на решение индивида. Если ради учебы приходится брать кредит, то решение может оказаться отрицательным, а с другой стороны, государственные субсидии или стипендии, снизив прямые расходы, увеличат количество желающих учиться.
Слайд 11Эффективность инвестиций в ЧК
Чем выше объем и качество ЧК, тем выше
его продуктивность
Оценка продуктивности ЧК – с помощью предельного продукта в денежном выражении
При оценке эффективности инвестиций в ЧК используют тот же инструментарий, что и для оценки отдачи реальных инвестиций
Слайд 12Основные показатели оценки эффективности инвестиций в ЧК:
Чистая приведенная стоимость (NPV)
Внутренняя норма
доходности (IRR)
Норма отдачи, или рентабельности человеческого капитала (ROR)
Период окупаемости (отдачи) инвестиций
и другие
Слайд 13Чистая приведенная стоимость (NPV)
Сумма всех дисконтированных денежных потоков (например, чистого прироста
заработка в случае инвестиций в образование), генерируемых в процессе использования ЧК, в сравнении с инвестиционными затратами
Ее величина должна быть положительность, и чем она выше, тем выше эффективность инвестирования в ЧК
Слайд 14Внутренняя норма доходности (IRR)
Такая ставка дисконтирования, при которой величина NPV равна
0, т.е. суммарный доход равен издержкам
Инвестирование выгодно, если IRR превышает рыночную ставку процента (ставку дисконтирования)
Слайд 15Как правило, на основании использования NPV и IRR делается ряд выводов:
Чем
более продолжительным будет ожидаемый срок трудоспособной жизни, тем более вероятнее, что чистая приведённая стоимость вложений в ЧК будет положительной. Этим объясняется участие молодёжи в различных обучающих программах.
Чем меньше затраты (как прямые, так и косвенные), тем будет выше значение NPV.
Чем больше разница в оплате труда работников, получивших образование разного уровня, тем больше индивидуумов будет инвестировать в образование.
Слайд 16Оценка эффективности инвестирования в ЧК с позиции организации
Для расчета показателей
NPV и IRR применительно к организации необходимо вместо Е0 использовать I0 (инвестиции в ЧК сотрудников), а вместо Еt – СFt (денежные поток, получаемый организацией за период t в результате инвестиций в ЧК)
Методика расчета при этом остается неизменной
Применяются и иные методы оценки эффективности инвестирования организации в ЧК сотрудников - например, оценивается экономическая эффективность обучения сотрудников как соотношение затрат и результатов
Результатом инвестирования в ЧК следует считать повышение производительности труда
Слайд 17Норма отдачи человеческого капитала (ROR)
Отношение суммарного дисконтированного денежного потока к инвестиционным
затратам
Экономический смысл - какая часть инвестиционных затрат возмещается (возвращается) в виде зарплаты (денежного потока, прибыли)
Чем выше показатель, тем лучше
Слайд 18Проблемы применения ROR
Может оказаться завышенной, т.к. сложно вычленить в росте зарплаты
элементы, которые не связаны с образованием
Может быть некорректным, т.к. не учитывает многие неденежные составляющие
Слайд 19Оценка эффективности инвестирования в ЧК с позиции государства
Задача государства -
обеспечить достаточные вложения в общий ЧК, т.е. в общую подготовку как один из наиболее эффективных каналов содействия предпринимательству и поддержанию ситуации двусторонней монополии.
Граница вложений в ЧК определяется не абсолютно, а относительно. Если вложения эффективнее, чем в другие факторы производства, их следует увеличивать, пока они по эффективности не сравняются с инвестициями в физический капитал, акции и т.д. Чем ниже отдача от инвестирования в основной капитал, тем шире границы необходимых вложений в ЧК. Границы вложений сопоставляются не с достигнутым уровнем, не с прошлыми вложениями, а с эффективностью прочих видов инвестирования.
Слайд 20 Роль инвестирования в ЧК государства
Вложения в ЧК - не
вспомогательные, обслуживающие нужды производства, а имеющие тот же статус, что и прямые инвестиции в основные средства
Государственная общая подготовка не должна в точности приближаться к нуждам конкретных компаний - они сами должны осуществлять инвестирование в специальный ЧК, непрерывно воспроизводя ситуацию двусторонней монополии
В процессе такого воспроизводства происходит узкая специализация, передача навыков, умений, повышение квалификации, продвижение по службе
Воспроизводятся факторы, не только увеличивающие ЧК, но и закрепляющие работника в коллективе конкретной фирмы
Слайд 21Два типичных случая инвестиций государства в ЧК:
Государство инвестирует в подготовку специалистов,
востребованных обществом, но не рынком (работники соцслужб, экологи и др.) - характерно для большинства стран
Государство инвестирует в подготовку специалистов, востребованных рынком или которые, согласно прогнозным оценкам, будут им востребованы, но на данный момент у населения и компаний нет средств для финансирования такого обучения
Слайд 22Эффект от подобных вложений:
снижение уровня безработицы;
рост заработной платы, возрастание налоговых
поступлений;
снижение преступности;
благоприятные и комфортные условия для подрастающего поколения и, соответственно, более высокого качества человеческого капитала.
увеличивать инвестиции в ЧК государство должно тогда, когда общественная норма отдачи превышает индивидуальную
М. Блауг сделал вывод что; также выступил с идеей введения образовательных ваучеров для малообеспеченных семей.
Слайд 23Недостатки оценки эффективности инвестирования в ЧК, ведущие к искажению полученной информации:
отсутствие
сравнимой статистики по объемам обучения;
не учитывается качественная составляющая обучения;
не учитываются нематериальные факторы, которые имеют огромную роль (удовлетворение работой, безопасность рабочего места, неденежные выгоды для индивида в целом);
неоднородность затрат на формирование и совершенствование ЧК в различные периоды, что влияет на его качество и отдачу, а в самой теории исходят из гомогенности этих затрат;
рассмотрение всех затрат на образование в качестве инвестиций;
отсутствие учета роста зарплаты за счет факторов иных, нежели образование;
значение показателей оценки эффективности инвестиций в ЧК завышено и в том случае, когда не учитываются повышенные природные способности человека, которые позволяют ему лучше, рациональнее и рентабельнее ориентироваться на рынке труда.