Западная философия конца XIX – ХХ вв презентация

Содержание

ПЛАН ЛЕКЦИИ. Условия развития и характерные особенности западноевропейской философии к.XIX - XX вв. Позитивизм и неопозитивизм. Возникновение иррационалистической философии. «Философия жизни». Философия экзистенциализма. Религиозная философия ХХ в. Философская герменевтика.

Слайд 1Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра философии, психологии и педагогики


Лекция 6.
Западная философия конца XIX – ХХ вв.
Автор – Е.К. Овсянникова,
доцент кафедры философии


Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ.
Условия развития и характерные особенности западноевропейской философии к.XIX - XX

вв.
Позитивизм и неопозитивизм.
Возникновение иррационалистической философии. «Философия жизни».
Философия экзистенциализма.
Религиозная философия ХХ в.
Философская герменевтика. Проблема понимания в философии и медицине.
Психоанализ, его философское и медицинское значение.
Феноменология.

Слайд 3ХХ век в мировой истории характеризуется рядом особенностей, определивших направленность развития

философии.

стремительность, масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества;
противоречия научно-технического прогресса;
противоречия глобализации;
демократизация политической сферы;
кризис в духовной сфере.


Слайд 4Особенности западноевропейской философии ХХ в.
Разнообразие течений, проблем и методов их решения.

Антропологическая

проблематика.


Слайд 5 Формирование основных направлений в оценке роли науки и техники в

жизни общества:

- Сциентизм (лат. scientia – наука) – направление, представители которого придают развитию науки и техники ведущее значение в развитии человеческой культуры.
- Антисциентизм – направление, представители которого сосредотачивают внимание на проблемах и опасностях, порождаемых научно-техническим прогрессом, высказывают опасение, что развитие техники приводит к утрате духовных, гуманитарных ценностей.


Слайд 6 Иррационализм (лат. irrationalis – неразумное) –
один из

определяющих принципов в западной философии ХХ в., с позиций которого возможности человеческого разума подвергаются сомнению, а основным способом познания признаются его внерациональные формы: инстинкт, интуиция, озарение.

Слайд 7 Формирование в философии второй половины ХХ в. принципа глобального эволюционизма:
- рассматривает

мир и человечество как единое целое,
- утверждает необходимость общечеловеческого подхода
к решению проблем современного общества.

Слайд 8 Тенденция к формированию социально-экологического типа философствования –
способа теоретического осмысления бытия,

основанного на идее взаимосвязи и взаимообусловленности природного и социального, необходимости сохранения человечества и природной среды его обитания.

Слайд 9Позитивизм

философское направление,
в центре внимания которого
проблема науки как феномена культуры,

а также вопросы
методологии научного познания.

Слайд 101. Формирование позитивизма ( с середины ХIХ в.)
Основоположник –
французский философ
Огюст

Конт (1798 – 1857).
Учение о 3-х стадиях развития познания:
- теологическая (знание основано на вере);
- метафизическая (мир объясняется с помощью абстрактных понятий);
- позитивная (научное объяснение всех явлений).
«Наука сама себе философия».

Слайд 112. Неопозитивизм (аналитическая философия) (с 20-х гг. ХХ в.)
Бертран Рассел,
Людвиг

Витгенштейн,
Рудольф Карнап и др.

- логический позитивизм (все философские проблемы сводятся к логическим);
- лингвистический позитивизм (все философские и социальные проблемы объясняются нарушением норм использования языка).

Слайд 123. Постпозитивизм (60 – 70-е гг.)
Карл Поппер,
Томас Кун, Пол

Фейерабенд,
Имре Лакатос.

Историческая школа в методологии научного познания.

Слайд 13
Т.Кун: теория научных парадигм.
Парадигма – принятый научным сообществом образец подхода

к научной проблеме, совокупность суждений и методов научной деятельности, принимаемых определенной группой ученых.

П.Фейерабенд: «Не существует идеи, сколь бы абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание».


Слайд 14Прагматизм (pragma – дело, действие) –американская форма развития позитивизма (возник в 70-х

гг. ХIХ в. в Америке)

Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи.

Принцип оценки всех явлений с точки зрения полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.
Цель человеческого существования - индивидуальное благополучие.
Прагматизм –
субъективно-идеалистическое направление.


Слайд 15«Философия жизни» и экзистенциализм –
иррационалистические направления в философии конца ХIХ –

нач. ХХ вв., противопоставляющее науке и разуму
интуицию и инстинкт.

Слайд 16«Философия жизни»
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860).
Ключевое понятие- «воля к жизни»-первичная,

не имеющая ни причины, ни цели, недоступная познанию сущность мира.

Фридрих Ницше (1844 – 1900).
«Так говорил Заратустра»,
«По ту сторону добра и зла».
Ключевые понятия –
«воля к власти» и «сверхчеловек».

Слайд 17Анри Бергсон (1859 – 1941)
Жизнь – поток переживаний, смена мыслей,

образов, ощущений, эмоций.
Этот поток – единственная реальность, мировой процесс, который, «проходя через все тела, переходя от поколения к поколению, … разделился между индивидами, ничего не теряя в своей силе, а скорее усиливаясь по мере движения вперед».

Слайд 18Экзистенциализм – «философия существования» - субъективно-идеалистическое направление, формирующееся в 20-30-х гг.

ХХ в.


Германия: К.Ясперс, М.Хайдеггер;
Франция: Ж.-П.Сартр, А. Камю.
Россия: Н.Бердяев и Л.Шестов.

Центральная категория– экзистенция (существование).


Слайд 19Основная идея – человек существует в чуждом ему мире.
Подлинная действительность

– это существование «своего Я», то есть переживание своего бытия в мире.

Центральные категории: тревога, страдание, вина, страх, боль, смерть.

Страх – главный принцип жизни человека. М.Хайдеггер:«Предметом страха является мир как таковой».

Слайд 20 «…есть только один действительно серьезный вопрос – это вопрос о самоубийстве».


«Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?»


Слайд 21В решении этого вопроса
в экзистенциализме выделяются
2 направления:
религиозное

(К.Ясперс, Н.Бердяев) - возможность обретения свободы через Бога

2) атеистическое (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр) –возможность обретения свободы только через погружение в сферу собственного сознания.

Слайд 22Религиозная философия ХХ в.
1) Неотомизм (Э.Жильсон, Ж.Маритен).
Отличие от томизма:
- внимание

к проблемам современного мира и к внутреннему миру человека;
- новое понимание отношения Бога и человека;
- в центре внимания - вопросы культуры.
Будущее европейской культуры неотомисты связывают с «интегральным гуманизмом», смысл которого - соединение ценностей христианства и современного человечества.

Слайд 232) Персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа и др.) формируется в 20-30-е

гг. ХХ в.

.
В центре внимания – проблема свободы личности.
Главное качество личности – свобода выбора.
Персонализация - становление личности.
Личность проявляется
1) во взаимодействии с внешним миром,
2) в сосредоточении на своем внутреннем мире.
Основа взаимосвязи этих двух сторон бытия - творчество и человеческая коммуникация.


Слайд 243) Религиозный эволюционизм (тейярдизм).
Тейяр де Шарден
(1881 – 1955) – французский

ученый-естествоиспытатель, философ, священник.

Труд «Феномен человека» -
идея эволюции
Мира (Универсума).





Слайд 25В эволюционном процессе Тейяр де Шарден выделяет 4 этапа (4 главы

книги):
преджизнь – этап геогенеза;
жизнь – этап биогенеза;
мысль – этап ноогенеза, возникновения сферы разума - ноосферы;
сверхжизнь – достижение «точки Омега», высший этап эволюции, где происходит соединение в Боге всех элементов – от атома до разумного человечества.

Слайд 26НООСФЕРА –
оболочка вокруг Земли, развитие которой идет в направлении
«точки

Омега».
На этапе ноосферы направление эволюции контролируется коллективным человеческим сознанием.


Слайд 27Философия герменевтики.
Герменевтика (греч. hermeneuo - разъясняю) –философское направление, в центре внимания

которого проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка.
В самостоятельную область герменевтика выделилась в XIX в. в трудах немецких философов Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.
Наиболее яркий представитель - Х. Г.Гадамер. - в центре внимания проблема языка, которую он решает с позиций объективного идеализма;
- обоснование принципа понимания. Понимание - процесс поиска смысла.

Слайд 28Философия психоанализа (фрейдизм)
Психоанализ – философское и психологическое учение, а также метод лечения

психических заболеваний, разработанные в трудах З Фрейда и его последователей.

В основе психоанализа представление о доминирующей роли бессознательного в психике человека.


Слайд 29Зигмунд Фрейд (1896 – 1939)

Основные работы:
«Тотем и табу»,
«Психология бессознательного»,


«Толкование сновидений» и др.

Слайд 30 В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:
«Оно» – бессознательное, сфера

инстинктов;
«Я» – область сознания, контролирующая все психические процессы;
«Сверх-Я» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.
Содержание бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений:
сексуальные инстинкты (либидо) и
инстинкт самосохранения (влечение к жизни).
Сублимация – переключение энергии либидо на социально одобряемые цели.

Слайд 31Карл Густав Юнг (1875 – 1961)
швейцарский
психолог и социолог.

Центральное понятие -

«коллективное бессознательное.

Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы.

Слайд 32Эрих Фромм (1900 – 1980 гг.) немецкий философ, социолог, психолог, представитель неофрейдизма.
Центральное

понятие его учения –
«социальное бессознательное» - совокупность черт характера, возникающих у большинства членов данной социальной группы в результате общего образа жизни и общих переживаний.
Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.

Слайд 33ФЕНОМЕНОЛОГИЯ –
субъективно-идеалистическое направление.
Основоположник – Э . Гуссерль (1859 – 1938).
Предмет философии

– не окружающий мир, а феномены сознания.
Феномены сознания – возникающие в сознании смыслы предметов и событий.
В процессе познания феноменов сознания человек конструирует «жизненный мир» – основание культуры общества.
Центральное понятие феноменологии – «интенциональность сознания», т.е. его направленность на объект («нет объекта без субъекта»).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика