Слайд 1Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра философии, психологии и педагогики
Лекция 6.
Западная философия
конца XIX – ХХ вв.
Автор – Е.К. Овсянникова,
доцент кафедры философии
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ.
Условия развития и характерные особенности западноевропейской философии к.XIX - XX
вв.
Позитивизм и неопозитивизм.
Возникновение иррационалистической философии. «Философия жизни».
Философия экзистенциализма.
Религиозная философия ХХ в.
Философская герменевтика. Проблема понимания в философии и медицине.
Психоанализ, его философское и медицинское значение.
Феноменология.
Слайд 3ХХ век в мировой истории характеризуется рядом особенностей, определивших направленность развития
философии.
стремительность, масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества;
противоречия научно-технического прогресса;
противоречия глобализации;
демократизация политической сферы;
кризис в духовной сфере.
Слайд 4Особенности западноевропейской философии ХХ в.
Разнообразие течений, проблем и методов их решения.
Антропологическая
проблематика.
Слайд 5 Формирование основных направлений
в оценке роли науки и техники
в
жизни общества:
- Сциентизм (лат. scientia – наука) – направление, представители которого придают развитию науки и техники ведущее значение в развитии человеческой культуры.
- Антисциентизм – направление, представители которого сосредотачивают внимание на проблемах и опасностях, порождаемых научно-техническим прогрессом, высказывают опасение, что развитие техники приводит к утрате духовных, гуманитарных ценностей.
Слайд 6 Иррационализм
(лат. irrationalis – неразумное) –
один из
определяющих принципов в западной философии ХХ в., с позиций которого возможности человеческого разума подвергаются сомнению, а основным способом познания признаются его внерациональные формы: инстинкт, интуиция, озарение.
Слайд 7 Формирование в философии
второй половины ХХ в.
принципа глобального эволюционизма:
- рассматривает
мир и человечество как единое целое,
- утверждает необходимость общечеловеческого подхода
к решению проблем современного общества.
Слайд 8 Тенденция к формированию социально-экологического типа философствования –
способа теоретического осмысления бытия,
основанного на идее взаимосвязи и взаимообусловленности природного и социального, необходимости сохранения человечества и природной среды его обитания.
Слайд 9Позитивизм
философское направление,
в центре внимания которого
проблема науки как феномена культуры,
а также вопросы
методологии научного познания.
Слайд 101. Формирование позитивизма
( с середины ХIХ в.)
Основоположник –
французский философ
Огюст
Конт (1798 – 1857).
Учение о 3-х стадиях развития познания:
- теологическая (знание основано на вере);
- метафизическая (мир объясняется с помощью абстрактных понятий);
- позитивная (научное объяснение всех явлений).
«Наука сама себе философия».
Слайд 112. Неопозитивизм
(аналитическая философия)
(с 20-х гг. ХХ в.)
Бертран Рассел,
Людвиг
Витгенштейн,
Рудольф Карнап и др.
- логический позитивизм (все философские проблемы сводятся к логическим);
- лингвистический позитивизм (все философские и социальные проблемы объясняются нарушением норм использования языка).
Слайд 123. Постпозитивизм
(60 – 70-е гг.)
Карл Поппер,
Томас Кун, Пол
Фейерабенд,
Имре Лакатос.
Историческая школа в методологии научного познания.
Слайд 13
Т.Кун: теория научных парадигм.
Парадигма – принятый научным сообществом образец подхода
к научной проблеме, совокупность суждений и методов научной деятельности, принимаемых определенной группой ученых.
П.Фейерабенд: «Не существует идеи, сколь бы абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание».
Слайд 14Прагматизм (pragma – дело, действие) –американская форма развития позитивизма
(возник в 70-х
гг. ХIХ в. в Америке)
Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи.
Принцип оценки всех явлений с точки зрения полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.
Цель человеческого существования - индивидуальное благополучие.
Прагматизм –
субъективно-идеалистическое направление.
Слайд 15«Философия жизни» и экзистенциализм –
иррационалистические направления в философии конца ХIХ –
нач. ХХ вв., противопоставляющее науке и разуму
интуицию и инстинкт.
Слайд 16«Философия жизни»
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860).
Ключевое понятие- «воля к жизни»-первичная,
не имеющая ни причины, ни цели, недоступная познанию сущность мира.
Фридрих Ницше (1844 – 1900).
«Так говорил Заратустра»,
«По ту сторону добра и зла».
Ключевые понятия –
«воля к власти» и «сверхчеловек».
Слайд 17Анри Бергсон
(1859 – 1941)
Жизнь – поток переживаний, смена мыслей,
образов, ощущений, эмоций.
Этот поток – единственная реальность, мировой процесс, который, «проходя через все тела, переходя от поколения к поколению, … разделился между индивидами, ничего не теряя в своей силе, а скорее усиливаясь по мере движения вперед».
Слайд 18Экзистенциализм –
«философия существования» -
субъективно-идеалистическое направление, формирующееся в 20-30-х гг.
ХХ в.
Германия: К.Ясперс, М.Хайдеггер;
Франция: Ж.-П.Сартр, А. Камю.
Россия: Н.Бердяев и Л.Шестов.
Центральная категория– экзистенция (существование).
Слайд 19Основная идея – человек существует в чуждом ему мире.
Подлинная действительность
– это существование «своего Я», то есть переживание своего бытия в мире.
Центральные категории: тревога, страдание, вина, страх, боль, смерть.
Страх – главный принцип жизни человека. М.Хайдеггер:«Предметом страха является мир как таковой».
Слайд 20
«…есть только один
действительно серьезный
вопрос –
это вопрос о самоубийстве».
«Стоит ли жизнь того,
чтобы ее прожить?»
Слайд 21В решении этого вопроса
в экзистенциализме выделяются
2 направления:
религиозное
(К.Ясперс, Н.Бердяев) - возможность обретения свободы через Бога
2) атеистическое (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр) –возможность обретения свободы только через погружение в сферу собственного сознания.
Слайд 22Религиозная философия ХХ в.
1) Неотомизм (Э.Жильсон, Ж.Маритен).
Отличие от томизма:
- внимание
к проблемам современного мира и к внутреннему миру человека;
- новое понимание отношения Бога и человека;
- в центре внимания - вопросы культуры.
Будущее европейской культуры неотомисты связывают с «интегральным гуманизмом», смысл которого - соединение ценностей христианства и современного человечества.
Слайд 232) Персонализм
(Э. Мунье, Ж. Лакруа и др.) формируется в 20-30-е
гг. ХХ в.
.
В центре внимания – проблема свободы личности.
Главное качество личности – свобода выбора.
Персонализация - становление личности.
Личность проявляется
1) во взаимодействии с внешним миром,
2) в сосредоточении на своем внутреннем мире.
Основа взаимосвязи этих двух сторон бытия - творчество и человеческая коммуникация.
Слайд 243) Религиозный
эволюционизм (тейярдизм).
Тейяр де Шарден
(1881 – 1955) – французский
ученый-естествоиспытатель, философ, священник.
Труд «Феномен человека» -
идея эволюции
Мира (Универсума).
Слайд 25В эволюционном процессе Тейяр де Шарден выделяет 4 этапа (4 главы
книги):
преджизнь – этап геогенеза;
жизнь – этап биогенеза;
мысль – этап ноогенеза, возникновения сферы разума - ноосферы;
сверхжизнь – достижение «точки Омега», высший этап эволюции, где происходит соединение в Боге всех элементов – от атома до разумного человечества.
Слайд 26НООСФЕРА –
оболочка вокруг Земли, развитие которой идет в направлении
«точки
Омега».
На этапе ноосферы направление эволюции контролируется коллективным человеческим сознанием.
Слайд 27Философия герменевтики.
Герменевтика (греч. hermeneuo - разъясняю) –философское направление, в центре внимания
которого проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка.
В самостоятельную область герменевтика выделилась в XIX в. в трудах немецких философов Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.
Наиболее яркий представитель - Х. Г.Гадамер. - в центре внимания проблема языка, которую он решает с позиций объективного идеализма;
- обоснование принципа понимания. Понимание - процесс поиска смысла.
Слайд 28Философия психоанализа
(фрейдизм)
Психоанализ – философское и психологическое учение, а также метод лечения
психических заболеваний, разработанные в трудах З Фрейда и его последователей.
В основе психоанализа представление о доминирующей роли бессознательного в психике человека.
Слайд 29Зигмунд Фрейд (1896 – 1939)
Основные работы:
«Тотем и табу»,
«Психология бессознательного»,
«Толкование сновидений» и др.
Слайд 30 В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:
«Оно» – бессознательное, сфера
инстинктов;
«Я» – область сознания, контролирующая все психические процессы;
«Сверх-Я» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.
Содержание бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений:
сексуальные инстинкты (либидо) и
инстинкт самосохранения (влечение к жизни).
Сублимация – переключение энергии либидо на социально одобряемые цели.
Слайд 31Карл Густав Юнг (1875 – 1961)
швейцарский
психолог и социолог.
Центральное понятие -
«коллективное бессознательное.
Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы.
Слайд 32Эрих Фромм (1900 – 1980 гг.)
немецкий философ,
социолог, психолог,
представитель неофрейдизма.
Центральное
понятие его учения –
«социальное бессознательное» - совокупность черт характера, возникающих у большинства членов данной социальной группы в результате общего образа жизни и общих переживаний.
Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.
Слайд 33ФЕНОМЕНОЛОГИЯ –
субъективно-идеалистическое направление.
Основоположник – Э . Гуссерль (1859 – 1938).
Предмет философии
– не окружающий мир, а феномены сознания.
Феномены сознания – возникающие в сознании смыслы предметов и событий.
В процессе познания феноменов сознания человек конструирует «жизненный мир» – основание культуры общества.
Центральное понятие феноменологии – «интенциональность сознания», т.е. его направленность на объект («нет объекта без субъекта»).