Слайд 11. Юношеский возраст и что влияет на формирование личности
Юность -
определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью (промежуток от 15-16 лет до 21-25 лет).
В психологических периодизациях А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина при рассмотрении юношества акцент делается на смене ведущего типа деятельности, которой в данном возрасте становится учебно-профессиональная деятельность. Л. И. Божович определяет старший школьный возраст в соответствии с развитием мотивационной сферы: юношество она связывает с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием.
Центральное психологическое новообразование юношеского возраста – становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых.
Слайд 2
«Для младшего поколения именно война стала временем личностного становления, главным фактором,
формировавшим его гражданскую зрелость. И именно их, молодых людей, вступивших в войну 18–20-летними, относят к фронтовому поколению в узком смысле этого понятия. Безусловно, война в той или иной степени «отметила» всех, кому пришлось ее пережить. Но именно «мальчишки – хребет победы», как писал о них В.Кондратьев, составили ядро фронтового поколения с его особой психологией.
Слайд 3
Сыграла свою роль и система агитации и пропаганды, воспитание в духе
«героических традиций революции и гражданской войны», на символах и идеях жертвенности во имя «светлого будущего». Молодые люди, в начале своей сознательной жизни попавшие на фронт, были всецело преданы не просто Отечеству, но Отечеству социалистическому, точнее - они не разделяли в своем сознании два этих понятия. Это было поколение, родившееся и выросшее при новом общественном строе, воспитанное в духе присущей ему идеологии и в минуту опасности вставшее на его защиту.
Слайд 4
5. Влияние изобразительного искусства на становление личности
В период ранней юности,
когда близится завершение процесса становления личности, формирование ценностных ориентации, эстетическое отношение к искусству приобретает особое значение и смысл.
Мнение о том, что «успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы», разделял и В. А.Сухомлинский. Особое значение он придавал живописи: «...Произведения изобразительного искусства утверждают в юной душе чувства величия и красоты человека, поднимают личность в ее собственных глазах», - писал он.
Слайд 5
Советское искусство “с первых дней годины горькой” явилось не только свидетелем
— летописцем, но и активным участником Великой Отечественной войны. Оно играло важную роль в мобилизации духовных сил людей для отпора врагу.
Всюду, на фронте, в тылу живописцы создавали художественную летопись Великой Отечественной войны, писали по горячим следам сражений. Эскизы, наброски, графические листы, сделанные на полях сражений, нередко воплощались в монументальные батальные полотна.
Слайд 66. Влияние музыки на становление личности
Сегодня исследования воздействия музыки на
физиологию и психику человека продолжаются. Оказалось, что именно подростки и юношество наиболее сензитивны к воздействию музыки. Именно эта категория людей стремится воспринимать музыку на пределе возможного. Музыка выступает одним из факторов, воздействующих на культурную жизнь общества. Музыка во все времена, с момента своего возникновения, использовалась как средство воздействия на сознание людей.
Выдающийся педагог - композитор Д.Б. Кабалевский говорил о важности принципа связи музыки с жизнью. Для развития личности человека необходимо восприятие музыки всех жанров. То, что воспитывается в личности человека в процессе общения с музыкой одного плана, вероятно, не может быть замещено и возмещено музыкой другого, равно как потребность в уединении не может быть восполнена и замещена потребностью в общении и наоборот.
Слайд 7
Музыкальные произведения отражают страницы истории.
В первые дни войны была написана
песня — музыкальная эмблема Великой Отечественной войны “Священная война”, музыку к стихам В. И. Лебедева-Кумача написал композитор А. В. Александров. Эта песня начала свой путь в один из июньских дней 1945 г. на площади Белорусского вокзала в Москве, когда эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Ее исполнял Краснознаменный ансамбль Красной Армии под управлением А. Александрова — автора песни. Песня объединила советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы.