Слайд 1Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии
Подготовила: Романовских Дарья
Слайд 2Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии.
Взаимодействие между
морфогенезом мозга и социальными воздействиями при формировании психики является двусторонним, Хроногенное созревание различных структур мозга является необходимой предпосылкой развития психических функций. В свою очередь, активная адресация различных форм социальных воздействий к ребенку определяет способ формирования психических функций и оказывает стимулирующее влияние на созревание соответствующих структур его мозга.
Слайд 3
Гетерохронность развития нейрофизиологических и психических функциональных систем может детерминироваться
разными факторами:
Внешние факторы (представлены воздействиями среды)
Внутренние факторы (связаны с индивидуальной ситуацией развития организма ребенка)
Слайд 4 Для успешной адаптации и нормального психофизиологического развития
необходимо гармоническое сочетание внутренних факторов, в частности и внешних факторов
Селективное выпадение биологических и социальных факторов, а также нарушение баланса биологических и социальных факторов в онтогенезе приводит к различным нарушениям психического развития ребенка
Слайд 5Роль биологических факторов в психическом развитии ребенка
Различные структуры мозга
созревают неравномерно и поэтому готовность к выполнению свойственных им функций наступает в разные возрастные периоды
Слайд 6Интенсивное развитие первичных анализаторных зон коры создает предпосылки для развития предметных
восприятий и формирования предметных действий.
Созревание интегративных, ассоциативных корковых зон создает основу для объединения отдельных действий в целостные системы игровых и продуктивных деятельностей.
В то же время активность ребенка, реализуемая во взаимодействии со взрослым и сверстниками, приводит к усиленному функционированию определенных систем мозга и оказывает стимулирующее влияние на биохимию мозга, морфогенез нервных структур и др.
Слайд 7В первые годы жизни происходит созревание блока глубоких структур → создают
основу для дальнейшею интеллектуального развития и созревание первичных зон мозга → создают основу для сенсомоторной стадии развития
от 2 до 5 лет - созревание ассоциативных зон мозга → создает условия для научения
7-10 лет - созревание задней ассоциативной зоны → дает возможность перехода на стадию конкретных операций
12 до 14 лет - созревание лобных долей → создает условия для перехода мышления на стадию формальных операций
Слайд 8 Нарушения в развитии нервной системы в онтогенезе приводят к дисгармонии
внутри- и межфункциональных координации.
Временная независимость функций может превращаться в изоляцию друг от друга, «зацикливание» функции в своем развитии
Нарушение ассоциативных связей создает трудности перехода к иерархическим связям и проявляется в форме инертных стереотипов в познавательной сфере
Нарушение иерархических связей может приводить к регрессу иерархической организации психических функций, их возвращению на более низкие уровни
Слайд 9Роль социальных факторов в психическом развитии ребенка
Ребенок овладевает социальным
опытом при помощи взрослого, в процессе общения с окружающими, обучения.
Давайте обратимся к возрастной периодизации!
Слайд 10 Краткий обзор периодизации детского развития показывает, что на каждом
этапе его развития ребенок является объектом социального воздействия. Предмет, с которым взаимодействует ребенок, социален по своим функциям и происхождению, а человек, с которым он общается, является носителем определенных способов употребления вещей и определенных смыслов человеческой деятельности. Специфичность воздействия на ребенка на каждом этапе определяется его возрастными возможностями.
Слайд 11 Известный американский генетик Ш. Луэрбах пишет:
"Каждый признак, нормальный или отклоняющийся от нормы, - результат процесса развития и определяется как генами, так и средой. Хотя относительное участие наследственности и среды у отдельных признаков сильно варьируется, лишь немногие признаки полностью определяются наследственностью, а признаков, определяемых только средой, и того меньше"
Таким образом, необходимо учитывать, что процесс психического развития ребенка должен опираться на гармоничное соответствие между нейрофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением.