Слайд 1
Взаимодействие
«ученик –ученик ,
ученик– класс,
класс –класс »
Подготовили студентки группы
3.068.1.16 Кузнецова А.И. Шевчук Т.В.
Слайд 2Это понятие определяется как инструментально-технологическая сторона общения, которая предполагает взаимные действия
участников общения.
Могут быть направлены на соотнесение целей каждой из сторон общения и организацию достижения этих целей.
Слайд 3Выделяют три уровня межличностного взаимодействия :
1.Социально-ролевой уровень общения ( индивид выполняет
функции, которые предписывает группа);
2.Деловой уровень общения (объединение людей в контексте общей деятельности)
3.Интимно-личностный уровень общения
( определяется потребностью в доверительных отношениях, открытости и т.д.)
Слайд 4Взаимоотношения детей внутри школьных групп (по А.С.Заслужному)
Слайд 5Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической
психологии.
Слайд 6Д. Б. Эльконин выделил шесть ступень развития статуса ученика в коллективе:
1.Пассивное
вожачество ( ребенок становится вожаком по отношению к группе, но не осознает этого).
2.Активное вожачество (в отдельные моменты, когда «функция вожака переходит из рук в руки»)
3.Активное вожачество ( охватывает периоды процесса общения, но не распространяется на весь процесс)
4.Активное вожачество (вожак руководит от начала до конца, «подчиняя себе всех членов коллектива в течение данной деятельности»)
5.Иногда основного вожака дополняет другой, не равноправен во влиянии.
6.Появляются два равноправных вожака, у каждого своя сфера влияния.
Слайд 7 Эльконин описал три типа вожаков, которые применимы к
современному состоянию:
1.Лидер –диктатор (автократ).
2.Эмоциональный лидер
3.Инструментальный лидер
Слайд 8Э́рик Ле́ннард Берн (англ. Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910, Монреаль, Канада — 15 июля1970) — американский психолог и психиатр. Известен
прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans- — приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action — «действие»), лежащих в основе межличностных отношений.
Слайд 9Э.Берн выделяет формы социального поведения:
1.На одном полюсе пограничный случай – замкнутость.
Коммуникация
между людьми отсутствует.
Например: на школьной перемене, в совместной поездке с классом.
2.Ритуалы – привычные, повторяющиеся действия не несущие прагматической нагрузки. Цель: провести время вместе, не сближаясь.
3.Времяпрепровождение – полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем.
Только в определенном стиле и на определенные темы.
4.Совместная деятельность – взаимодействие, цель которого – эффективное выполнение поставленных задач.
5.Игры – наиболее сложный тип общения, т.к. каждая сторона старается достичь превосходства и получить вознаграждение.
6.Замыкает ряд реформ межчеловеческих взаимодействий, второй пограничный случай – близость.
Слайд 10Берном было выделено, что подлинные отношения возможно между людьми в том
случае, если между ними нет скрытых мотивов в общении, где используется только прямая коммуникация, где происходит внеролевое общение.
Слайд 11Взаимодействие – фундаментальный процесс, скрепляющий партнеров по общению диадную общность.
Основная функция
взаимопонимания:
Формирование общего смыслового поля для участников взаимодействия, позволяющего объединить интересы сторон, выработать сходное видение задач.
Слайд 12Координация – это способ общения, который в лучшей степени соответствует намерениям
и возможностям партнера.
Результат координации – совместимость действий, согласованность в операциях.
Согласование – механизм взаимодействий, касающийся в основном мотивационно - потребностной стороны общения.
Слайд 13Характер межличностных и межгрупповых взаимоотношений в ученическом коллективе претерпевает метаморфозы в
зависимости от ступеней обучения.
Слайд 14Характеры отношений учеников к самим себе и к другим проходит три
стадии развития:
1.Стадия эгоцентризма: характеризуется сохранением и удерживанием собственного микрокосма .Стадия завершается в 4 – 5 классе.
2.Стадия принятия предполагается выход за пределы « собственных границ» и развитию ведения и чувствования другого. Завершается при переходе из средней школы в старшую.
3.Интегративная стадия предполагается в формирование структуре личности таких новообразований, которые могут обеспечить реализацию себя для других.
Слайд 15В системе взаимодействия «класс – класс » актуализируются различные аспекты проблем
межгруппового общения.
Выделяют несколько педагогических ресурсов и проблем.
Ресурсы:
-развитие командообразований для сплочения коллектива;
фасилитацию внутриличностных и межличностных достижений;
формирование идентификации с «мы» или расширение границ собственной идентичности.
Слайд 16Проблемы:
-возникновение механизма стереотипизации, развитие предубеждений;
-деструктивную конфликтогенную коммуникацию;
-формирование «они» - обособление;
Слайд 17Система отношений между классами:
-по вертикали (старший и младший)
-по горизонтали (параллельные
классы)