Слайд 1Введение в психологию
Автор лекции: к. психол. н.
Мария Викторовна Косцова
Слайд 2
I представление о душе –
донаучная психология
Размышления о психике, душе человека
можно найти у мыслителей Древнего Китая, Индии, Египта.
(IV-III тыс. до н.э.)
АНИМИЗМ- мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какой - либо связи с человеческой деятельностью.
Слайд 6V—IV вв. до н.э.
- этап философской психологии
Материализм и Идеализм
Атомизм
Впервые душа
как материальный орган
I психологический трактат
«О душе»
Аристотеля
Платон
Классификация душевных явлений
ВОЖДЕЛЕНИЕ
МУЖЕСТВО
РАЗУМ
душа вечна, бессмертна; тело бренно; Основная обитель ее - мир идей.
Слайд 71879 г. – психология самостоятельная наука
Немецкий ученый
Вильгельм Вундт (1832-1920) – создатель
первой в мире психологической лаборатории.
Впервые экспериментально были изучены:
пороги ощущений;
время реакции на различные раздражители;
Слайд 8Психика - это
– психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных
образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Слайд 9Основные функции психики:
Отражение
воздействий
окружающей
действительности
Осознание
человеком
своего места
в окружающем
мире
Регуляция
поведения
и деятель-
ности
Слайд 10Физиологическая основа психических процессов:
Нервная система — совокупность специальных структур, объединяющая и
координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.
Головной мозг.
Спинной мозг.
Периферические
нервные сплетения.
Слайд 12Современный предмет и объект психологии:
Психология наука о закономерностях развития и функционирования
психики как особой формы жизнедеятельности
Объект: психика; внутренний мир, возникающий в процессе взаимодействия человека или животного с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.
Предмет: психические закономерности.
Слайд 13Задачи психологии
Изучение законов психической деятельности в её развитие.
Формирование способностей человека ускоряющих
научно технический прогресс.
Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант.
Определение основных закономерностей развития психики и личности человека на каждом возрастном этапе.
Выяснение механизмов социализации и профессионализации развивающейся личности.
Исследование психологических причин отклонений в психическом развитии личности (для психотерапии).
Разработка новых методов точной диагностики развития личности.
Другое.
Слайд 14100 отраслей науки!!!
Современная психология представляет собой не единую науку, а целый
комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до Ста отраслей психологии.
Слайд 24Основатель космической психологии
Владимир Лебедев
Слайд 25Методы психологии:
под методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы
их интерпретации.
Слайд 3110 самых влиятельных психологов:
Б. Ф. Скиннер
В исследовании 2002 года рейтинга 99
самых выдающихся психологов 20-го века, Б. Ф. Скиннер возглавляет список. Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма. Методы терапии, основанные на его теориях, широко используется и сегодня, в том числе техники модификации поведения.
Слайд 322. Зигмунд Фрейд
Когда люди думают о психологии, многие склонны думать о
Фрейде. Его работы поддерживают мнение, что не все психические заболевания имеют физиологические причины, и он также предложил доказательство того, что культурные различия оказывают влияние на психологию и поведение.
Его работы и труды способствовали нашему пониманию личности, клинической психологии, человеческого развития, и патопсихологии.
Слайд 333. Блюма Вульфовна Зейгарник -
Женщина-психолог поставила нехитрый опыт. Она собрала определенное
количество людей и попросила их за конкретный промежуток времени решить ту или иную задачу. В результате проведенных экспериментов Блюма Вульфовна пришла к выводу о том, что о неоконченных действиях человек помнит гораздо лучше, чем об оконченных. - Читайте подробнее на
Слайд 344. Жан Пиаже
Работы Жана Пиаже оказали глубокое влияние на психологию, особенно в нашем
понимании детского интеллектуального развития. Его исследования способствовали росту психологии развития, когнитивной психологии, генетической эпистемологии, и реформы образования.
Альберт Эйнштейн однажды описал наблюдения Пиаже относительно детского интеллектуального роста и мыслительных процессов как открытие, «Настолько простым, что до него мог додуматься Только гений.»
Слайд 355. Карл Роджерс
Карл Роджерс сделал упор на человеческий потенциал, который оказал огромное
влияние на психологию и образование. Он стал одним из важнейших гуманистических мыслителей. Как пишет его дочь Натали Роджерс, он был «Он относился по жизни к людям с сочувствием и пониманием, и воплощал свои демократические идеалы в работе преподавателем, писателем и терапевтом».
Слайд 36Эрик Эриксон
Теория стадии психосоциологического развития Эрика Эриксона помогла пробудить интерес и
исследование в области развития человека через продолжительность жизни. Психолог расширил теорию, исследуя развитие в течение жизни, включая события детства, взрослой жизни, и старости.
Слайд 378. Иван Петрович Павлов
Иван Петрович Павлов был российским физиологом, исследование которого повлияло
на развитие такого направления в психологии как бихевиоризм. Экспериментальные методы Павлова помогли отодвинуть психологию от самоанализа и субъективных оценок к объективному измерению поведения.
Слайд 389. Курт Левин
Левин известен как отец современной социальной психологии из-за его
новаторской работы, которая использовала научные методы и экспериментирование, чтобы посмотреть на социальное поведение. Левин был оригинальным теоретиком, устойчивое воздействие которого на психологию делает его одним из выдающихся психологов 20-ого столетия.
Слайд 3910. Лев Семенович Выготский
Моцарт психологии оставил после себя несколько фундаментальных работ,
огромное количество монографий, вошедших в собрание сочинений. В своих трудах он освещал проблемы психологического развития личности, вопросы влияния коллектива на личность. Безусловно, Выготский внес большой вклад в науку о душе и смежные с ней дисциплины: языкознание, философию, дефектологию, педагогику.
Слайд 40Заключение:
Уникальность психологической науки обусловлена тем как предметом научного познания, так и
методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.