Слайд 1Введение в курс «Основы психологии»
Психология как наука.
Методы психологии. Психика человека.
Лектор:
С.В. Андриевская
Слайд 2Вопросы:
Психология как наука: предмет, задачи, место в системе наук.
Исторические этапы развития
психологической науки.
Основные направления современной психологии.
Понятие о методологии психологии.
Классификация методов в психологии, их характеристика.
ПСИХИКА, её свойства
Слайд 3Вопрос 1.
Психология как наука: предмет, задачи, место в системе наук.
Слайд 4психология
Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — „душа“; λόγος — „знание“) — наука,
изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.
Слайд 5психология
Психология — это наука изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее
внешних факторов и взаимодействие между индивидами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает - последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.
Слайд 6Предмет психологии:
явления, факты и закономерности психической жизни человека, т.е. его психика.
Под
психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека.
Слайд 7Задачи психологии :
научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
научиться управлять
ими;
использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
быть теоретической основой практики психологической службы.
Слайд 8Житейская психология
Научная психология
Знания обобщены,
Рациональны , осознаны
Знания конкретны,
Носят интуитивный характер
Передача знаний
затруднена.
Источник знаний - наблюдение
Знания накапливаются, передаются
Источник знаний - эксперимент
Знания ограничены
Знания постоянно расширяются
Слайд 9Место психологии среди наук:
В современности психология имеет статус самостоятельной фундаментальной науки,
имеющей многообразные связи с другими областями научных знаний.
Слайд 10Место психологии среди наук:
Гегель: психология занимает место на одной из
ступенек саморазвития духа.
О. Конт : психология не стала еще позитивной наукой, а находится на метафизической ступени.
Платон: психология – наука о познавательных способностях человека.
Слайд 11Место психологии среди наук:
Б. М. Кедров выделяет два основных научных объекта: природа
(органическая и неорганическая) и человек (человеческое общество и мышление).
Психология имеет тесные связи и занимает центральное место среди наук не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Слайд 12Б. Ф. Ломов о месте психологии в системе наук:
Она является интегратором научных дисциплин,
объектом исследования которых является человек.
Дифференциация психологии (на отрасли, разделы ) обусловлена ее отношениями с другими науками. Особенно имеют значение отношения психологии с философией и математикой.
Слайд 13Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологии:
- с общественными
науками - через социальную психологию;
- с естественными науками - через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию;
- с медицинскими науками - через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию;
- с педагогическими науками - через психологию развития, педагогическую и специальную психологию;
- с техническими науками - через инженерную психологию.
Слайд 14Вопрос 2.
Исторические этапы развития психологической науки.
Слайд 15Этапы развития психологии:
I этап — психология как наука о душе (Демокрит,
Лукреций, Эпикур , Платон, Аристотель).
II этап — психология как наука о сознании (Р. Декарт , Б. Спиноза , Г. Лейбниц , X. Вольфом, Д. Локк).
III этап — психология как наука о поведении (В. Вундт, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов ).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Слайд 16Структура современной психологии:
Фундаментальный уровень психологии и ее отраслей имеет общее значение
для понимания и объяснения психики и поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются, к какой народности принадлежат и т.д.
Прикладной уровень науки обеспечивает связь теории и практики посредством эмпирического исследования. Практический уровень обеспечивает внедрение результатов исследования, анализ единичных фактов.
Слайд 17Уровни психологии:
Структура психологии также может предполагать два уровня:
1. общая психология
(изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания);
2. специальные отрасли психологии (социальная, педагогическая, космическая психология и т. д.).
Слайд 18Вопрос 3.
Основные направления современной психологии.
Слайд 19Направления современной психологии:
Многочисленные отрасли психологии можно классифицировать по различным критериям.
1.
Классификация на основе видов деятельности: психология труда, инженерная психология, космическая психология, медицинская психология и проч.
Слайд 20Направления современной психологии:
2. Классификация на основе психологических аспектов развития (возрастная психология:
детская, подростковая, юношеская, геронтопсихология и др.; сравнительная психология: зоопсихология, психология человека; психология аномального развития: изучает развитие психики при патологии мозга и анализаторов).
Слайд 21Направления современной психологии:
3. Классификация на основе психологических аспектов отношений людей в
обществе (социальная психология):
А) социальная психология больших групп (в макросреде): психология религии, массовой коммуникации и др.;
Б) психология личности (изучение направленности личности, формирование социальных установок и др.);
В) психология малых групп (психологическая совместимость, межличностные отношения и др.)
Слайд 22Общая психология – изучает наиболее общие закономерности, методы изучения, теоретические принципы,
основные научные понятия психологии.
Структура Общей психологии:
Познавательные процессы;
Психология личности;
Индивидуально-психологические особенности личности;
Эмоционально-волевая сфера личности.
Направления современной психологии:
Слайд 23Вопрос 4.
Понятие о методологии психологии.
Метод – это путь, способ познания, посредством
которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).
Слайд 24Методы научных приемы и средства, исследований - это те приёмы и
средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Слайд 25Метод психологии - это способ познания внутренних психических явлений через анализ
внешних психологических факторов.
Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.
Слайд 26Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов:
Организационные методы: сравнительный метод, лонгитюдный метод,
комплексный метод .
Эмпирические методы – это методы сбора первичной информации: обсервационные методы (наблюдение ); психодиагностические методы; праксиметрические методы (профессиограмма); моделирование; биографический метод.
Слайд 27Методы обработки данных:методы количественного (статистический) анализа; методы качественного (дифференциация материала по
группам).
Интерпретационные методы: генетический метод, представляющий собой исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический); структурный (классификация, типологизация) метод: психография.
Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов:
Слайд 28И. Б. Гриншпун
неэкспериментальные (различные виды наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности);
- психодиагностические
(различного рода тесты);
- экспериментальные (метод эксперимента и различные его модификации).
Слайд 29Наблюдение - это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие
явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.
Слайд 30Метод наблюдения имеет достоинства:
- универсальный характер;
- гибкость наблюдения;
- «скромность» наблюдения;
- отсутствие
искажения естественного протекания психических процессов;
- богатство собираемых сведений.
Слайд 31Недостатки наблюдения:
большие временные затраты
уникальность и неповторимость наблюдаемых явлений
субъективизм исследователя
трудность установления
причины явления
сложность осуществления статистической обработки данных
трудоемкость
Слайд 32 Психика.
Понятие о психике.
Психика - это особое свойство высокоорганизованной
материи, являющееся формой отражения субъектом объективной реальности.
Психика как свойство проявляется только во взаимодействии её с окружающей средой.
Слайд 33особенности психики:
1. Психика не сводится только к физиологическим процессам (нельзя найти
прямого соответствия психических процессов физиологическим процессам мозга).
2. Выделение в процессе эволюции органического мира 2 групп организмов: лишённых психики и наделённых психикой.
3. Обладающие психикой организмы ещё до прямого контакта с другими телами могут учитывать их свойства.
Слайд 34Высокоорганизованная материя - это
живая материя, но не вся, а обладающая центральной
нервной системой.
У высокоорганизованных существ психика вторична, производна.
Это предполагает наличие механизмов психической деятельнсоти.
Слайд 35Принципы современной психологии:
1. Принцип детерминизма - психика определяется условиями жизни и
меняется с изменением образа жизни.
2. Принцип единства сознания и деятельности - они не тождественны и не противоположны, представляют собой единство.
3. Принцип развития психики - психику можно адекватно интерпретировать только тогда, когда рассматривать её как продукт развития и рез-т деятельности.
Слайд 36Мозг и психика:
Проблема взаимосвязи мозга и психики сложна.
Психика - это не
просто свойство нервной системы, имеет свой специфический субстрат.
Психика тесно связана с деятельностью мозга.
Деятельность головного мозга обуславливает психику, но содержание психики не определяется работой мозга, а определяется внешним миром.
Слайд 37Теории взаимодействия мозга и психики:
1. Теория психофизического параллелизма (психика и мозг
- 2 не пересекающихся явления);
2. Теория механического тождества - (психические процессы - есть процессы физиологические, мозг «выделяет» психику);
3. Теория единства - психические и физиологические процессы возникают одновременно, но качественно отличаются.
Слайд 38Связь психики и мозга:
Психические функции распределены между левым и правым полушариями.
Левое
полушарие: чтение, счёт, знаковая информация, аналитическое мышление.
Правое полушарие: образная информация, ориентация в пространстве, эмоциональное отношение к объектам, восприятие музыки.
Функциональная ассиметрия присуща человеку.
Слайд 39Филогенез - это
1) процесс возникновения и исторического развития психики и поведения
животных.
2) процесс возникновения и развития форм сознания в истории человечества.
Психика - результат движения, развития, изменения материи.
Слайд 40Отражение - это
Это способность материи отвечать на воздействия.
Формы отражения зависят
от форм существования материи.
В неживой материи формы отражения: механические, химические, физические.
В живой материи формы отражения: биологические, психические.
Слайд 41Тропизмы - способы реагирования движениями на биотические воздействия.
Виды тропизмов:
фототропизм - движение
живого организма под воздействием света.
термотропизм - движение организма под воздействием тепла.
хемотропизм - движение организма под воздействием физико-химической среды.
Слайд 42Тропизмы и инстинкты:
Тропизмы - у простейших организмов (амёба);
Инстинкты - у животных.
Это врождённая форма поведения.
Навыки - у животных (есть у человека) - действия, сформированые и закреплённые в результате индивидуальной жизни.
Интеллектуальные действия - это решение задач, с которыми ранее не сталкивался живой организм.
Слайд 43Онтогенез - это развитие психики от зарождения до смерти каждого конкретного
человека.
Законы онтогенеза:
Личностью не рождаются, а становятся.
Её развитие возможно только в соц. среде.
Движущие силы развития - внутренние противоречия.
Для развития необходима активность ребёнка
В развитии существуют сензитивные периоды.
Слайд 44В-2. Структура психики.
В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические
качества и психические состояния.
Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.
Слайд 45Психические процессы
Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период
развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.
Слайд 46
Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под
воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.
Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.
Слайд 47Уровни психики:
В структурной схеме психики выделены три уровня:
сознательный,
подсознательный и
бессознательный.
Слайд 48Сознание
Созна́ние — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании
событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.
Слайд 49Сознание - высший уровень психики.
Структура сознания:
психические процессы,
психические состояния,
психические свойства.