Слайд 2ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ – это особые, относительно недолгие периоды в жизни человека,
характеризующиеся резкими психическими изменениями.
Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития.
Слайд 3В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ:
Кризис 1 года
Кризис 3
лет «Я сам»
Кризис 11-12 лет
Переход в подростковый возраст
Кризис 6-7 лет
Ребенок идет в школу
Кризис 17 лет
Юношеский возраст
Кризис 14-15 лет
Подростковый возраст
Слайд 4Кризис одного года
Переходный период между
младенчеством и ранним детством обычно со всплеском самостоятельности, новыми аффективными реакциями, вызванными новыми для ребёнка возможностями – в этом возрасте он начинает ходить и активно исследовать окружающий его мир.
Впервые активность ребёнка встречается с необходимыми для его безопасности ограничениями («нельзя» или «нет»). Поскольку речь ребёнка ещё недостаточно развита, то взрослые часто не понимают его желаний или не выполняют их. Это вызывает у него вспышки эмоциональных реакций.
Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности в безопасных пределах,
терпение и выдержка взрослых смягчают кризис, позволяют ребёнку научить принимать ограничения.
Кризис одного года характеризуется некоторым регрессом: могут нарушаться биоритмические процессы жизни ребёнка (чередование сна и бодрствования), изменяться система удовлетворения его витальных потребностей (отказ от еды или снижение аппетита), нарушаться эмоциональный баланс (повышение плаксивости.
Слайд 5Кризис трёх лет
Этот кризис протекает как кризис социальных
отношений и связан установлением самосознания ребёнка.
Ребёнок впервые отделяет себя от других и познает различия между «хочу» и «должен».
Кризис включает в себя шесть основных элементов:
Негативизм, или стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет именно от взрослых.
Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то не потому, что этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Будучи связанным самим фактом первоначального требования, ребёнок не может отказаться от него.
Строптивость. Она безлична, направлена против тех норм воспитания, которые сложилось в семье. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают другие.
Своеволие. Ребёнок стремится всё делать самостоятельно и по-своему.
Слайд 6Бунт-протест. Ребёнок находится в состоянии конфликта с окружающими.
Проявление обесценивания статуса взрослого,
который проявляется в том что ребёнок начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей и близких.
Деспотизм. Ребёнок заставляет родителей делать то, что он требует, а по отношению к братьям и сёстрам деспотизм проявляется ревностью.
Слайд 7Советы по преодолению кризиса
3 лет.
Личное пространство ребенка (комната, игрушки…)
Компромиссы.
Распорядок дня.
Четкая система запретов.
Для выхода из кризиса взрослым следует предоставлять ребёнку сферу деятельности, в которой он мог бы проявлять свою самостоятельность.
Такой сферой деятельности является игра. Игра, с её особыми правилами и нормами, в которых отражаются социальные связи, служит для ребёнка тем безопасным пространством, где он может развивать свою независимость и пробовать разные роли.
Слайд 8КРИЗИС 6-7 ЛЕТ
РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ
Связан с поступлением ребенка в школу.
Умение выдерживать школьные нагрузки, новую систему требований, отношений.
Ведущей деятельностью становится учеба.
Раздражительность.
Страхи, повышенная тревожность.
Слайд 9КРИЗИС 6-7 ЛЕТ
РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ
Симптомы
Слайд 10ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ВОЗРАСТА
Слайд 11
Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис 6-7 лет – способность
и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремится получить определенную социальную позицию школьника
Слайд 12Памятка для родителей
Быть главным помощником ребенка в том, чтобы адаптация к
школе прошла спокойнее.
Не торопитесь с походом в школу, если замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным.
Выстроите режим ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры и прогулку.
Важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, предоставляя ему больше свободы.
Помните, что оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку.
Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознайте, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем.
Слайд 13КРИЗИС 11-12 ЛЕТ
ПЕРЕХОД В ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Переход из начальной школы в среднее
звено.
Полная перестройка организма.
Снижается успеваемость.
Появляются конфликты со взрослыми.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
Слайд 14КРИЗИС 11-12 ЛЕТ
ПЕРЕХОД В ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Ведущая деятельность - учебная
Слайд 16Основные новообразования младшего школьного возраста:
Отвлеченное словесно – логическое и рассуждающее мышление;
Память
становится мыслящей, восприятие – думающим;
Умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им.
Слайд 17ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Будьте терпеливы.
Общение должно быть в виде диалога, где существует
равенство позиций взрослого и подростка.
Устанавливайте границы дозволенного;
Помните, что подросток – личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права.
Избегайте оценок личности, высказывайте отношения к поступкам и поведению.
Развивайте самосознание – спрашивайте о смыслах поступков, о намерениях.
Слайд 18КРИЗИС 14-15 ЛЕТ
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – это переходный этап между детством
и взрослой жизнью.
Слайд 20ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Возрастает самостоятельность ребенка;
Более многообразными и содержательными становятся все
отношения с другими детьми и взрослыми;
Значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности;
Развивается ответственное отношение к себе и другим людям.
Слайд 21Новообразования подросткового возраста
Чувство взрослости.
Своя позиция.
Стремление к самостоятельности.
Слайд 22ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Запаситесь терпением.
Постарайтесь «ослабить поводок», на котором вы держали своего
ребенка, и предоставить ему самостоятельность.
Если подросток настойчиво что-то требует, обсудите с ним эти требования.
Если ребенок чем-то хочет с вами поделиться – не отмахивайтесь от него, даже если его проблемы кажутся вам смешными.
Потеряв доверие ребенка, очень сложно обрести его снова – ребенок замыкается в себе.
Во время ссор подросток может вам наговорить гадостей, помните, что на самом деле он так не думает.
Ребенку нужна ваша поддержка, любовь, понимание и советы.
Слайд 23Нельзя миновать возрастные кризисы, так как без них невозможно дальнейшее развитие
личности.
Это периоды как ворота в следующий возраст.
Слайд 24Будьте семьей оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы вам не по
чем. Ведь вы вместе!
Любите своего ребенка таким, какой он есть!