Слайд 1Подходы к изучению возникновения половых различий
Работа студентки бжур 151
Фархутдиновой Алины
Слайд 2
Чем отличаются мальчики от девочек?
Слайд 3
еще в 1942 г. К. Макнемар установил и подтвердил статистически, что девочки
обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими математическими и механическими способностями.
Слайд 4
У девочек выше беглость речи; женщины более адаптивны, воспитуемы, у них
выше уровень социальной желательности, а мужчины зато более сообразительны, находчивы, изобретательны.
Слайд 5
Все новые виды профессий вначале осваиваются мужчинами, и лишь потом –
женщинами. Кроме того, женщины предпочитают стереотипные виды профессиональной деятельности, а мужчины, напротив, чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах деятельности, которые стереотипны (Русалов В.М., 1993).
Слайд 6
Э. Эриксон отмечал, что девочки чаще рисуют нечто замкнутое, завершенное, имеющее внутреннюю
область; в их рисунках преобладают кружки – это может быть озеро, солнце, причем внутреннее пространство всегда заполнено (Эриксон Э., 1996). Это соответствует преобладанию внутренних процессов и изменений над внешними. У мальчика же рисунки содержат остроконечные (фаллические) фигуры: башни замка, карандаши, которые, как правило, обращены во внешнее пространство. Такое различие соответствует психологическому предназначению мужского и женского пола, которое у мужчин состоит в инструментальном отношении к миру, активном и завоевательном поведении, а у женщин – к созерцанию, принятию, впитыванию, переработке внутреннего содержания).
Слайд 7
Дети также по-разному играют: для мальчиков типичное действие игры происходит явно,
во внешнем плане – это авария, катастрофа, война, строительство и т.п. Для девочек же самое главное случается внутри; отсюда интерес к тому, что происходит внутри построенного домика, в замке, окруженном рвом, в кастрюле, стоящей на огне, и т.д.
Слайд 8теории
1965 г. отечественным биологом В.А. Геодакяном (под очевидным воздействием кибернетики и
теории систем) была создана т.н. эволюционная теория пола
Наличие различий признаков у мужских и женских особей называется половым диморфизмом, т.е. существованием двух форм (а в психологии уже начали использовать и выражение половой дипсихизм
Слайд 9
Геодакяном сформулировано филогенетическое правило полового диморфизма: если по какому-либо признаку существует
популяционный половой диморфизм, то этот признак эволюционирует от женской формы к мужской. Т.е. популяция маскулинизируется, а значения признака, существующие в мужской подвыборке, являются эволюционно выгодными.
Слайд 10
онтогенетическое правило полового диморфизма: если по какому-либо признаку существует популяционный половой
диморфизм, то в онтогенезе этот признак меняется, как правило, от женской формы к мужской.
Слайд 11Биогенетическая ориентация.
Изучает роль такого индивидного первичного свойства, как пол, в
онтогенезе человека Представители этой биогенетической ориентации анализируют закономерности развёртывания генетической программы в онтогенезе индивида под влиянием социальных факторов (Д. Мани, Дж. Хатчинсон). Связана с биологией развития, медициной и сексологией.
Слайд 12Социогенетическое направление,
раскрывающее роль культуры в процессе социальной дифференциации, связанной с
половым диморфизмом. Одним их первых исследований в этом направлении является монография такой известной представительницы культурантропологии, как М. Мид "Пол и темперамент в разных обществах" (1935). После этой монографии открылся поток исследований по половой социализации, механизмам усвоения в соответствии с принятыми в культуре стереотипами половых социальных ролей (У. Мишель и др.).
Слайд 13Персоногенетическая ориентация.
Анализ вопросов онтогенеза половой идентичности, "Я-образа", познавательного развития детей,
индивидуального стиля, связанные с половым диморфизмом. В этих работах преобладают исследования, которые опираются либо на психоаналитические концепции, либо на когнитивно-генетические концепции развития личности. В западной психологии анализ этих ориентаций обстоятельно представлен в монографии Маккоби и Джеклин "Психология половых различий" (1975).
Слайд 14
Что еще влияет на идентификацию себя в связи с определенным полом?
Слайд 15Механизмы формирования психологического пола (на основании лиц, перенёсших психологическую смену пола):
а) идентификация (подстановка себя
на место другого, уподобление своего "Я" другому);
б) эмпатия (эмоциональное сопереживание с лицами того или иного пола);
в) рефлексия (осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими);
г) сигнификация — знаковое опосредствование совместной деятельности.