Слайд 1Возникновение Даосизма
Подготовил студент 1 курса СГЮА Института Юстиции отделения «Политологии» Бабенко
Александр
Слайд 2Многие особенности китайской религиозной жизни были заложены в глубокой древности. В
долине реки Хуанхэ уже в середине II тысячелетия до н. э. сложилась цивилизация городского типа (иньская). Иньцы почитали многих богов-духов, приносили им жертвы. Верховным богом считался Шанди — предок-тотем.
Слайд 3Шанди приобрел грандиозные черты, стал ассоциироваться с Небом. Философское мышление в
Китае было дуалистичным. Оно разделило весь мир на ян (янь) — мужское — и инь — женское — начала, которые гармонично соединены. В отличие от других древних религий в Китае считалось, что связь с богом поддерживает не индивид (самостоятельно или через жреца), а все общество в целом связано с Небом.
Слайд 5В середине I тысячелетия до н. э. в Китае начинается обновление
религиозной жизни и формируются отличительные черты религии. Основой религиозной системы является культ предков и опора на традицию. Стремление к рационализму, свойственное мышлению древних китайцев, вылилось в формирование нравственного религиозного идеала — достойная жизнь на земле по установленным Небом законам. Эти черты в полной мере свойственны двум китайским религиям, возникшим в это время: даосизму и конфуцианству.
Слайд 6Основателем даосизма считается Лао-цзы, живший примерно в VI–V веках до н. э. О его жизни и
личности нет исторически достоверных сведений. Он не стремился воздействовать на современников и не основывал никакой школы.
Слайд 9Согласно другой легенде, на склоне лет Лао-цзы решил покинуть Поднебесную и
отправился на Запад. Когда он проходил через пограничную заставу, один из начальников пограничных войск побудил Лао-цзы оставить в память о себе мысли о Дао и о добродетели (Де). Эти мысли воплотились в книге, в которой отразились знания «мудрого старца» о Пути мира и Пути человека в нем.
Слайд 10Исполнив просьбу, мудрец переступил границу, чтобы сложить свою престарелую голову в
дали от дома. Так появилась на свет рукопись из 5000 иероглифов под названием «Дао-дэ цзын». Данное произведение, включает в себя 81 стих, является мировоззренческим основанием даосизма.
Слайд 11Сочинение Лао-Цзы "Дао-Де Цзин", которое он оставил после себя, относится к
наиболее сложным для понимания книгам на свете. В 81 главе, которые в большинстве своем очень короткие, повествуется о Дао и Де. Первые три главы содержат общие вступительные мысли, с 4—37-я повествуют о принципе, лежащем в основании всего сущего, 38—52-я — о нравственности, 53—80-я — о политике, 81-я — заключение. В этой книге содержатся возвышенные идеи, нравственные понятия и полностью отсутствуют магические элементы. Преобладающей формой изложения в Дао-де являются противопоставления, где легко постижимое и труднодоступное соединены вместе.
Слайд 17Значение иероглифа «Дао» - путь, дорога, средство, способ, идея, основание, говорить,
проистекать из, держать путь из, вести за собой.
Слайд 19Согласно китайской традиции, также принято полагать, что основоположником даосизма является легендарный
Жёлтый Император Хуанди (В окончании Периода Сражающихся царств, Хуан-ди был интегрирован в космологическую схему Пяти элементов как «Жёлтый император», в которой жёлтый цвет представлен землёй, фениксом и центром).
Слайд 20Также стоит отметит, что не только Лао-Цзы был идеологом даосского учения.
Ещё одним знаменитым текстом раннего даосизма является «Чжуан-цзы», автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы. Именно он продолжил развивать доктрины даосского вероучения.
Слайд 22Без дня нет и года, без внутреннего нет и внешнего.
И в кривом, и в прямом увидишь высшее в природе.
Никто не живёт
дольше, чем мёртвое дитя... Небеса и Земля так же стары, как и я, и десять тысяч вещей - суть одна.
Чжуан Цзы
Слайд 23К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250
даосских текстов по образцу буддийского канона. В VII—VIII вв. под влиянием буддизма в даосизме появляется монашество и монастыри, что было чуждо установкам первоначального даосизма.