Воля. Три уровня регуляции презентация

Содержание

Слайд 1ВОЛЯ


Слайд 2Три уровня регуляции
Лев Маркович Веккер:
Три уровня регуляции человеческой деятельности

Непроизвольный (непосредственный и

реактивный)
Произвольный (опосредованный и активный)
Волевой

Слайд 3Непроизвольный уровень регуляции
Непроизвольное поведение:

вынужденность реакций, их осуществление независимо от желаний

субъекта
невозможность для субъекта управлять ходом процесса (реакции) по своему усмотрению

Слайд 4Непроизвольный уровень регуляции
Если бы у человека использовались только механизмы непроизвольного поведения,

он был бы полностью зависим от внешней ситуации, был бы пассивной стороной в его взаимодействии с природой, действовал бы только по принципу «стимул – реакция» (сигнал – ответ)

Слайд 5Произвольный уровень регуляции
Произвольное поведение – предполагает намеренность и планомерность, осознание его

причин, сознательный контроль и регуляцию хода действия.

Слайд 6
Взаимопереходы:

Переход непроизвольных процессов на сознательный уровень регуляции
Автоматизация произвольного поведения, превращение его

в привычные автоматизмы.

Слайд 7Волевой уровень регуляции
Волевые процессы – это личностный уровень произвольной регуляции


Слайд 8Три реальности, для объяснения которых использовалось понятие «воля»
1. Порождение действий, осознанно

принимаемых человеком к исполнению, но лишенных достаточной мотивации (обратная задача — торможение неприемлемых действий)


Слайд 9Три реальности, для объяснения которых использовалось понятие «воля»
2. Выбор в ситуации

равнопривлекательных мотивов, целей, действий, желаний;

Слайд 10Три реальности, для объяснения которых использовалось понятие «воля»
3. Намеренная регуляция исполнительных

действий и психических процессов и состояний.

Слайд 11Функции волевой регуляции
1) инициация и осуществление волевого действия;
2) выбор действия при

конфликте целей и мотивов;
3) регуляция различных параметров действий;
4) регуляция состояний и организация психических процессов.

В.А. Иванников


Слайд 12Функции волевой регуляции
Восполнение дефицита побуждения к действию при отсутствии его достаточной

мотивации
Ослабление избыточной мотивации при нежелательности действия
Выбор мотивов и целей при их конфликте
Поддержание выбранного уровня выполнения действия при наличии помех
Произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов

В.В. Нуркова, Н.Б.Березанская


Слайд 13Намеренное изменение смысла действий как механизм волевой регуляции
Вячеслав Андреевич Иванников:

Рассматривает волевую

регуляцию как произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию.

Слайд 15Намеренное изменение смысла действий как механизм волевой регуляции
Волевое действие – действие,

сознательно принятое к осуществлению по собственному решению человека, т.е. действие осознанное и намеренное, осуществляемое человеком по собственному решению на основе внешней или внутренней необходимости (социально заданное действие или принятое по собственным мотивам), осуществляемое через дополнительно созданное побуждение к нему.


Слайд 16Намеренное изменение смысла действий как механизм волевой регуляции
Волевая регуляция осуществляется через

намеренное осознанное изменение смысла действия или через создание нового, дополнительного смысла действия, когда первый смысл заставляет принимать действие к исполнению, а второй, намеренно созданный, восполняет дефицит побуждения.


Слайд 17Необходимость в волевой регуляции
1) принятое по социальной необходимости или по собственным

ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения;
2) осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему;
3) необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

Слайд 18Способы изменения смысла действия
Первый способ

заключается в намеренной переоценке значимости мотива
Иванников

В.А. Основы психологии

Слайд 19Способы изменения смысла действия
Второй способ

изменения смысла действия или создания дополнительного

смысла заключается в изменении роли или позиции человека в коллективе.

Слайд 20Способы изменения смысла действия
Третий способ

основан на использовании предвидений (прогнозов, представлений) и

переживаний последствий своих действий (или отказов от них).

Слайд 21Способы изменения смысла действия
Четвертый способ

характеризуется соединением заданного и принятого к исполнению

действия с новыми значимыми для этого человека мотивами (игровыми, исследовательскими, долга, чести, с проверкой себя на выносливость и пр.).

Слайд 22Способы изменения смысла действия
Пятый способ —

это связывание заданного действия с

возможностью после его завершения делать то, что хочется.

Слайд 23Способы изменения смысла действия
Шестой способ

обеспечивает новый смысл действия через включение

заданного действия как часть в другое, более широкое по содержанию и более значимое для человека. Например, старшим детям поручают нарезать бумажные полоски, а затем еще раз просят их нарезать для того, чтобы из них делать игрушки для маленьких детей. Результаты работы во втором случае резко меняются.

Слайд 24Способы изменения смысла действия
Седьмой способ

изменения смысла действий заключается в обращении к

символам, ритуалам, к другим людям за поддержкой в действии. Например, молебен и вынос знамени перед боем, обращение в молитвах к Богу выдержать предстоящее испытание и т. д.

Слайд 25Способы изменения смысла действия
Восьмой способ — это связывание действий с клятвами

и обещаниями другим людям и Богу

Слайд 26Способы изменения смысла действия
Девятый способ –

Человек широко использует свое воображение,

создавая в плане сознания воображаемые ситуации, помогающие изменить смысл действий. Например, один участник марафонского пробега уже хотел сойти с дистанции, но он представил себя поездом дальнего следования и мысленно передвигался по стране от города к городу, что позволило ему преодолеть трудности и добежать до финиша с хорошим результатом.

Слайд 27Волевые качества
Петр Антонович Рудик

Волевые качества – это особенности волевой регуляции, ставшие

свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях

Психология под ред. А Крылова


Слайд 29Волевые качества, характеризующие самообладание
Выдержка – это устойчивое проявление способности человека сдерживать

свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта.

Слайд 30Волевые качества, характеризующие самообладание
Решительность – это способность человека быстро принимать решение

в значимой (важной) для него ситуации. Решительность не тождественна поспешности, она характеризует быстроту принятия обдуманного решения, когда его последствия могут привести и к нежелаемому результату

Слайд 31Волевые качества, характеризующие самообладание
Смелость (храбрость) – это способность человека подавить защитные

реакции, возникающие при страхе, и эффективно управлять своими действиями и поведением.


Слайд 32Волевые качества, характеризующие целеустремленность
Целеустремленность – это сознательная направленность личности на достижение

цели.

Терпеливость – это однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам, в основном физиологическим (утомлению, гипоксии (недостатку кислорода), голоду, жажде, боли), препятствующим достижению цели в данный отрезок времени.


Слайд 33Волевые качества, характеризующие целеустремленность
Упорство – это стремление достичь «здесь и

сейчас» (т. е. в данный отрезок времени) желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Слайд 34Волевые качества, характеризующие целеустремленность
Настойчивость – это длительное систематическое проявление «силы

воли» при стремлении человека к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.

Слайд 35Морально‑волевые качества
Самостоятельность
Инициативность
Дисциплинированность
Организованность
Старательность
Героизм
Мужество
Самоотверженность
Принципиальность


Слайд 36
Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами, его

нравственными установками, но и врожденными особенностями проявления свойств нервной системы: силы – слабости, подвижности – инертности, уравновешенности – неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.
Следовательно, человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить «силу воли», а потому, что для ее проявления у него имеются меньшие генетически обусловленные возможности (меньше врожденных задатков).

Слайд 37Прокрастина́ция — склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел, приводящая к

жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам

Прокрастинация проявляется в том, что человек, осознавая необходимость выполнения вполне конкретных важных дел (например, своих должностных обязанностей), игнорирует эту необходимость и отвлекает своё внимание на бытовые мелочи или развлечения.
Прокрастинация отличается от лени тем, что в случае лени субъект не хочет ничего делать и не беспокоится по этому поводу, а в состоянии прокрастинации он осознаёт важность и срочность работы, но не делает её, возможно, находя те или иные самооправдания. От отдыха прокрастинацию отличает то, что при отдыхе человек восполняет запасы энергии, а при прокрастинации — теряет


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика