Управление стрессовым состоянием на занятиях с кризисным ребенком презентация

Содержание

КОНЦЕПЦИЯ СТРЕССА ГАНСА СЕЛЬЕ. ДИСТРЕСС И ЭУСТРЕСС. ИСХОДНАЯ УСТАНОВКА И ЦЕЛИ НА ЗАНЯТИЯ С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение

Слайд 1ПРОГРАММА «МАМА-ТЬЮТОР»
Ознакомительный курс
УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОВЫМ СОСТОЯНИЕМ на занятиях с кризисным ребенком


Слайд 2КОНЦЕПЦИЯ СТРЕССА ГАНСА СЕЛЬЕ. ДИСТРЕСС И ЭУСТРЕСС. ИСХОДНАЯ УСТАНОВКА И ЦЕЛИ

НА ЗАНЯТИЯ

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. 

неспецифический, универсальный ответ организма на любое  предъявленное ему требование.

Правильное отношение к стрессу может превратить отрицательное и вредное для организма напряжение в положительный стресс

Стресс –

Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целый и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым.

Практическое задание:
Вспомнить 5 приятный и 5 неприятных ярких стрессовых ситуаций
Сравнить приятные и неприятные стрессовые ситуации с точки зрения своей стрессовой реакции


Слайд 3

Диапазон гомеостатических реакций (норма)
дистресс
(истощение ресурсов)
эустресс
(развитие универсальной способности)
Концепция Селье выводит на

то, что эндокринная система, центральная нервная система, иммунная система, периферийные нервы и все остальные системы либо выходят в эустресс, и жизнь кардинально меняется, либо порождают дистресс, и наносят вред организму.

Ганс Селье рассматривал стресс как абсолютно необходимый для организма процесс генерирования адаптационной энергии, как начальную стадию Общего Адаптационного Синдрома в конкретной ситуации с последующим распределением этой энергии, прежде всего по структурно-функциональным системам тела и мозга человека, которые непосредственно задействуются организмом при овладении стрессовыми факторами. Подобная активация стихийно вызывает у человека подъем духа и состояние позитивного стресса или эустресса. При такой неспецифической гомеостатической реакции организма любая ситуация, любая задача превращается в развитие универсальной способности тела и мозга.

Практическое задание:
Привести 5 ситуаций дистресса, проанализировать каждую с точки зрения истощения физиологических ресурсов организма
Привести 5 ситуаций эустресса, проанализировать каждую с точки зрения развития универсальной способности организма


Слайд 4Боль от внутренних органов закрепляется и стереотипизируется в более-менее привычные для

человека ощущения. А телесные фибры, встроенные в мышечную систему, человек ощущает в момент когда работает мышцами.
Когда речь идет об овладении, мы не можем делать ставку на вегетативную систему, как на первичную, потому что она невольно делает эфферентные копии. А вот соматическая система легко сбрасывается. Проблема в том, что если первой включилась вегетативная система, то телесная уже не включается. А телесная система работает по стереотипным двигательным программам, внутри стереотипной мышечной суммации. А раз суммация стереотипна, значит рецепторы пережаты, и они не афферентны. Они могут работать только, если мы все время в состоянии падения, тогда тело становится восприимчивым. А падение связанно с активацией серого вещества, которое должно дать команду медуле на выход безусловных реакций, а для этого нужна активация мозжечка в режиме он-лайн, а значит мозжечок должен соотносить вестибулярную и проприоцепторную команды. Весь этот узел проблем упирается в телесное состояние, в рефлекторную телесную память.

Первичные гомеостатические фибры просекают всю ткань внешней мышечной системы, вегетативной системы, внутренних желез, секреции и т.д. Все наше тело это сплошные фибры. Нужно различать фибры, которые просекают мышечную телесную систему, т.е. выходят на внешнюю соматику и фибры, которые просекают вегетативную систему (миокарда, легкие, печень, почки и т.д). И те и другие фибры – болевые.


Слайд 5Рецепторика всего тела собирается в позвоночнике, поднимается в средний мозг и

неокортекс. Нисходящий путь – это PAG и медула (голубой), а восходящий путь (красный) идет к таламусу, гипоталамусу, далее инсула и медиальная часть ПЗ (ACC/OFC).

В основном у человека работает восходящий путь, это значит, что все проживания сенсорны. Это и есть эмоции. Этот эмоциональный путь не дает соматической аффектации. Нисходящий путь может сгенерировать выход БР. Восходящий путь приспосабливает инсулу (телесное состояние) к ситуации - это адаптационный путь.

По мере того, как мы делаем акцент на суть, мировоззрение, мы повышаем опиоидную готовность PAG. Она нужна, чтобы своевременно дать команду медуле на выход безусловных реакций, совершить подвиг. Но человек может использовать эту опиоидную готовность, для того, чтобы запустить аффектирующую часть (дыхание, пульс и т.д) для поддержки эмоционального состояния.

Эмоция может быть использована для аффектации, а может наоборот аффектация использоваться для эмоции.

OFC


Слайд 6При аутизме нисходящий и восходящий пути не разделены. Поэтому аутисты могут

раскрутить эмоциональную реакцию до предела, как истерию, чего не может обычный человек. Из-за этой слитости PAG готово дать команду медуле на эмоцию, что держит PAG в готовности на аффектирующее состояние. Оторвать аффектацию от собственного состояния ребенка, значит лишить его ожидания эмоционального состояния от его собственных действий. У здоровых детей работает аффектирующий путь, у них эмоциональный путь не развит. До развития речи у ребенка механизм работает так: ПОР – аккомодация глаз – серое вещество – аффектирующий путь.
Конечно, и у здорового ребенка включается эмоциональный путь, ребенок капризничает, но важно то, что это не слито, и что при нормальном развитии готовность к аффектации довольно высокая.
У обычного человека либо аффектирующее состояние находится под воздействием эмоционального восприятия, либо наоборот эмоциональное состояние находится под воздействием аффектирующего восприятия. Речь идет о том, что является доминантой.

Этот механизм лежит в основе проблемы материнского чувства. Если ГАМ один раз прошел этим путем, то обратным ходом он начинает держать пассивную стрессовую стратегию РАG, а значит держать CRF как постоянный. Проблема материнского чувства – использование ГАМ по поводу дистресса. В этом случае ГАМ все время дергает гомеостазис мамы, который контролируется пассивной стратегией в PAG. Это значит, что за четвертой колонкой PAG (кожно-тактильная реакция), стоит ГАМ на дистресс, весь этот путь хранится как память гипоталамо-адреналиновых реакций. Все это определяет качество телесной связи мамы с ребенком. Варианта всего два: либо эустресс с другим человеком, с делом, с сутью, либо ГАМ «с самим собой». Кожа защищает наш организм не только от бактерий, от окружающей среды, но в том числе посредством ГАМа, она защищает либо систему безусловных связей, либо защищает человека от всех контактов. В случае мамы защищает зависимость от ребенка, материнское чувство. Поэтому кожа, может быть великим благом для человека, а может быть «тюрьмой». Во втором случае не обязательно, чтобы ГАМ проявился в явном виде, он может идти как вялотекущий стресс, т.е. как накопленный уже CRF, как избыток кортизола в крови, как наличие готовности в гипоталамусе. А кортизол – это белки, которые включаются в качестве питания в живые клетки. Так как кортизол не выводится из организма, то он обязательно должен куда-то включиться. Избыток кортизола - 100% версия раковой опухоли.

Мама должна понимать разницу запуска ГАМ. В первом случае ГАМ запускается не контролируемо, накапливается в гипоталамусе, в гипофизе и выстреливает неожиданно, запуская у нас в мозгу стрессовую память. Во втором случае есть возможность осознано взять ГАМ под контроль через кожу, но делать это нужно постоянно.


Слайд 7Стресс  
(от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) неспецифический, универсальный ответ

организма на любое  предъявленное ему требование
Эустресс
(от греч. эу — «хороший» или «настоящий») — благоприятный стресс, в результате которого повышается функциональный резерв организма, происходит его адаптация к стрессовому фактору и ликвидация самого стресса.
Дисстресс
(от англ, distress — «горе», «страдание», «сильное недомогание», «истощение») — неблагоприятный стресс, в результате которого истощаются защитные силы организма, что приводит к срыву механизмов адаптации и развитию различных заболеваний, вплоть до смертельного исхода.
Стрессоры
внешний или внутренний раздражитель любого генеза, который по силе превышает пределы текущей адаптивности организма (т.е. нарушается гомеостаз организма). К стрессорам относятся изменения окружающей среды, столкновение с другими живыми существами, внутренние процессы в психике человека, социальные условия и так далее.
Гомеостаз
саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия

БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ

Литература:
Г. Селье, Некоторые аспекты учения о стрессе, «Природа», 1970
2. Г. Селье, «Стресс без дистресса», 1982

Общий адаптационный синдром
совокупность неспецифических защитных приспособительных реакций, возникающих на фоне действия стрессорных раздражителей, характеризуется фазными изменениями гормонального баланса, соответствующими метаболическими и функциональными сдвигами, направленными на адаптацию организма к действию раздражителя.


Слайд 8ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ЭУСТРЕССА. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ
Низкая интенсивность

и длительность стрессора

Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса

Успешный опыт овладения подобными стрессовыми ситуациями

Положительный эмоциональный фон

Положительный психологический настрой (мотивация на достижение цели, установка на овладение, корректное ожидание)

Условия необходимые для перехода в эустресс

Поисковое поведение

«Отсутствие смысла является наисильнейшим стрессом для человека»
Виктор Франкл

Социальные условия


Слайд 9
Поисковое поведение отличается от панического, которое тоже осуществляется в условиях неопределенности,

но человек не может извлечь уроков из своих ошибок или случайных удач.

Неуверенность в окончательном результате как раз и придает поведению черты поискового, тогда как полная уверенность в конечном результате делает поведение автоматическим и стереотипным. Интересно, что паника тоже на определенном этапе приобретает черты стереотипности, а завершается, как правило, капитуляцией или депрессией - т.е. поведением, прямо противоположным поисковому.

Депрессия, подавленность, апатия, безынициативность или неупорядоченная тревога - все это проявления отказа от поиска. Отказ от поиска снижает сопротивляемость организма, даже если сам этот отказ не сопровождается отрицательными эмоциями.

Важно понять, что сам процесс поиска имеет большее значение для здоровья, чем его прагматический результат. Можно не прийти к успешному решению проблемы, но пока продолжается процесс поиска, сохраняется здоровье и сохраняется надежда.

Поисковое поведение

Это активное поведение в условиях неопределенности, когда человек не имеет возможности со стопроцентной уверенностью прогнозировать результаты своей активности. Однако он способен адекватно оценивать каждый промежуточный результат на пути к конечной цели и соответственно изменять свое поведение.


Слайд 10Поисковое поведение
Активное поведение в условиях неопределенности, когда человек не имеет возможности

со стопроцентной уверенностью прогнозировать результаты своей активности. Однако он способен адекватно оценивать каждый промежуточный результат на пути к конечной цели и соответственно изменять свое поведение.
Паника
это стихийно возникающее состояние и поведение человека, находящегося в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.
Мотивация
побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ

МОТИВ

Мотивацией исследовательского поведения является любознательность

Потребность в новых впечатлениях, как базовая потребность ребенка

Мотивированная направленность на исследование физического и социального окружения и т.д.

Литература: 
«Образ Я» и поведение. — Ротенберг В. С., 2000
 


Слайд 11(cortisol)
Вот система
гипоталамус(hypothalamus)-гипофиз(pituitary)-АКТГ(ACTH)-кора надпочечников/адреналиновое гланды(adrenal cortex)

Кортикотропин-рилизинг фактор (CRF) - это состояние коры,

которое генерирует в гипоталамусе кортикотропин-рилизинг гормон (CRH). Этот гормон начинает выделяться в гипофиз. А дальше идет АКТГ гормон, который активирует кору надпочечников, а здесь активируются энергетические гормоны - глюкокортикоиды (glucocorticoids): кортизол, тестостерон и т.д.
Это и есть гипоталамо-адреналиновый механизм (ГАМ).

ФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Слайд 12Как самый большой орган тела, кожа расположена на стыке с внешней

средой, где она эволюционировала, чтобы обнаруживать, интегрировать и реагировать на разные стрессоры.

В результате стрессового воздействия формируется молекулярная связь, модель стрессового воздействия – POMC. Дальше эта модель идет по спинальному тракту в кору головного мозга и составляет основу кортикотропин-рилизинг-фактора, под влиянием которого, формируется кортикотропин-рилизинг-гормон. Это в дальнейшем определяет всю эндокринную систему и запуск всех гормонов. Одновременно с активацией кортикотропин-рилизинг-фактора в коже идет активация андрогеновых рецепторов и цитокиновых молекул. Среди всех молекулярных систем, которые входят в иммунную систему 80% занимают цитокины. Они занимаются только одним - фиксируют и информируют иммунную систему о целостном состоянии организма, позитивном или отрицательном.

Раз появились в крови дополнительные антитела, цитокины начинают информировать иммунную систему о наличии проблемы, а человек начинает, естественно хуже чувствовать себя. Цитокины «говорят» - «мы не нашли проблему, ищем дальше». Начинает выделяться новый спектр антител. Человеку еще хуже. Это называется цитокиновый кризис, за которой следует цитокиновая смерть. Весь этот процесс имеет место быть при аутизме. Он держится в иммунной системе как состояние защиты организма.

Известно, что иммунная система защищает наш организм от всякого рода заболеваний. Как это выглядит? Вот, вы заболели, у вас появился вирус. Цитокины, иммунная система в целом, начинает регистрировать ваше состояние и генерирует антитела на вирус. Вы говорите «жизнь не удалась», антитела начинают выделяться не только на вирус, они начинают выделяться на поиск, что же в организме еще не то?


Слайд 13Теории, описывающие эустресс
Явление Гормезиса
Посттравматический рост
Закон Йеркса-Додсона
Теория НАРО
 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА, Р.В Куприянов., Ю.М. Кузьмина, 2009
ПСИХОДИАГНОСТИКА СТРЕССА. Практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина, Казан: КНИТУ, 2012

Литература:

Распределение научных публикаций по теме стресс

На сегодняшний день единая концепция эустресса не разработана


Слайд 14БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ
Кожа (skin) (является самым большим по площади органом)
наружный покров позвоночных

животных, который защищает тело от широкого спектра внешних воздействий, участвует в дыхании, терморегуляции, обменных и многих других процессах. Кожа представляет массивное рецептивное поле различных видов поверхностной чувствительности (боли, давления, температуры и т. д.).
Кортикотропин-рилизинг фактор (CRF)
состояние коры, которое генерирует в гипоталамусе кортикотропин рилизинг-гормон (CRH) - один из представителей класса рилизинг-гормонов гипоталамуса, действует на переднюю долю гипофиза и вызывает там секрецию АКТГ (гормон передней доли гипофиза, являющийся важнейшим стимулятором коры надпочечников)
Гипоталамус (hypothalamus) 
отдел промежуточного мозга, высший вегетативный центр, осуществляющий сложную интеграцию функций различных внутренних систем и их приспособление к целостной деятельности организма, играет существенную роль в поддержании оптимального уровня обмена веществ и энергии, в терморегуляции, в регуляции деятельности пищеварительной, сердечно-сосудистой, выделительной, дыхательной и эндокринной систем.
Гипофиз
эндокринная железа, которая располагается в основании головного мозга, функционально связана с гипоталамусом, вырабатывает гормоны, регулирующие гомеостаз.
Кора надпочечников
производит стероидные гормоны, регулирующие обмен веществ и деятельность иммунной системы. Мозговое вещество, в свою очередь, вырабатывает адреналин, дофамин и норадреналин.
Кортизол
биологически активный глюкокортикоидный гормон стероидной природы,  является регулятором углеводного обмена организма, а также принимает участие в развитии стрессовых реакций

Слайд 15РОЛЬ АНАЛИЗАТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ СТРЕССОВЫМ СОСТОЯНИЕМ (ДВИГАТЕЛЬНЫЙ, ЗРИТЕЛЬНЫЙ, СЛУХОВОЙ, КОЖНО-ТАКТИЛЬНЫЙ). РАЗБОР

ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИМЕРОВ.

Наше тело и наше психологическое состояние взаимно связаны друг с другом: тревога и беспокойство вызывают мышечное напряжение, а напряжение мышц, в свою очередь, усиливает негатив­ные эмоции. В результате у человека, часто переживающего стрессы, формируется так называемый «мышечный корсет», который он по­стоянно носит и который служит причиной психического напряжения.

Разорвать этот порочный круг можно, научившись расслаблять свои мышцы, так как, по мнению Джекобсона, расслабление мышц несовместимо с тревогой. Когда человек испытывает стресс, его мышцы напрягаются, а сердце бьется сильнее, что только усиливает общее напряжение организма. Если же человеку удастся расслабить свои мышцы и успокоить дыхание, то и его мозг успокоится, а затем стих­нут и эмоции.

Разгладим лицо, сделаем голос тише, а походку — медленнее; постепенно в подражание внешнему преобразуется и внутреннее.
Луций Анней Сенека (младший)

При зрительном восприятии пространства, социальной ситуации происходит интеграция слуховой, вестибулярной, кожно–мышечной информации о пространстве. Все это определяет ответную рефлекторную телесную реакцию на стрессоры.


Слайд 16БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ
Анализаторы
Это органы чувств обеспечивающие восприятие различных раздражений, действующих на организм,

которые служат для приспособления к меняющимся условиям окружающей среды. Человек получает информацию посредством шести основных органов чувств:


глаза (зрение),
уши (слух),
язык (вкус),
нос (обоняние)
кожа (осязание, ощущение боли, температуры)
вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса)
Анализаторы разделятся:
Дистанционные (зрение, слух);
Контактные (осязание, вкус);
Химические (вкус, обоняние);
Механические (слух, осязание, равновесие);
Световые (зрение).

Мышечная релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление)
Снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями.


Слайд 17БАЗОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ: ДЫХАНИЕ, ЗВУК, ВЫБОР ЗРИТЕЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ
 Во-первых – это

второй по важности процесс нашего организма, после работы сердца. Без еды человек может прожить месяц, без воды – неделю, без дыхания – две-три минуты.
Во-вторых, дыхание – это, пожалуй, единственная вегетативная функция, которая подчиняется контролю сознания. Мы можем в определенных пределах управлять своим дыханием, и через него оказывать воздействие на деятельность других внутренних органов.
В-третьих, ритм дыхания тесно связан с состоянием скелетной мускулатуры, и его правильное использование позволяет быстрее и полнее овладеть навыками мышечной релаксации.
В четвертых, соотношение вдоха и выдоха влияет на эмоциональное состояние человека.

Дыхание – уникальная функция человека, обладающая рядом важных особенностей.

Литература:
«Стресс и Счастье - на одну букву», Щербатых Ю.В. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2011


Слайд 18голос
О чем расскажет голос…
Сила, высота, тембр голоса дают о человеке много информации. Это

хорошо знают следователи, политики, психологи, менеджеры одним словом все кто работает с людьми. Любые изменения в эмоциях или в физическом состоянии, как зеркалом, отображается голосом, которые не всегда замечаются его обладателем.

Голос против стресса

Дистресс

Управление стрессом

голос садится
становится резким и писклявым,
при сильном стрессе может пропадать полностью

Умение слышать свой голос
Умение быстро убирать напряжение в голосе
Умение контролировать громкость, тембр, тональность голоса в соответствии с ситуацией

Физиологически:
Происходит спазм мышц гортани на фоне дистрессового напряжение всей ЦНС

Физиологически:
Расслабление и контроль тонального состояния мышц гортани антистрессовое влияние на целостное состояние ЦНС


Слайд 19В одно окно смотрели двое… Один увидел — дождь и грязь, Другой — листвы зеленой вязь, Весну и небо

голубое… В одно окно смотрели двое…
Омар Хайям

Выбор зрительной стимуляции

Зрительное восприятие

Дистресс

Управление стрессом

Фокусировка на стрессорах
Отсутствие восприятия ситуации в целом
Продуцирование образов, усиливающих стресс
Хаотичное внимание

Рефлексия зрительной стимуляции
Перефокусировка внимания на позитивные факторы
Продуцирование образов, помогающих овладеть стрессовой ситуацией
Поисковое зрительное внимание

Австралийские ученые обнаружили, что люди, максимально открытые новому опыту (с высокой стрессоустойчивостью), отличаются более гибким восприятием визуальной информации.

Литература:
«Seeing it both ways: Openness to experience and binocular rivalry suppression», Anna Antinori, Olivia L. Carter, Luke D. Smillie, June 2016


Слайд 20Дыхание
Физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ) живых организмов и

способствующий поддержанию  гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (СО2, H2O и другие).

Голос (др.-греч. φωνή «звук»)— способность человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые складки вибрируют и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе. Характерный для каждого человека тембр голоса приобретается в результате прохождения звуковых волн через резонаторы, роль которых выполняют окружающие гортань сверху и снизу воздухоносные полости: ротоглоточная и носовая сверху и трахея с крупными бронхами снизу.

Зрительное восприятие
Визуальное восприятие представляет собой совокупность реализации сенсорных и психических процессов восприятия и построения образа окружающей социально-психологической среды. С одной стороны, мы видим мельчайшие детали окружающей среды и тут же интегрируем их в общее целое. С другой, мы обращаемся к нашей памяти, где собраны все паттерны нашего знания мира, и в зависимости от сиюминутных целей интерпретируем увиденные данные.

БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ


Слайд 21ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОВЫМ СОСТОЯНИЕМ. РАЗБОР ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИМЕРОВ.

Понаблюдайте за собой в

течение некоторого времени (2-3 дня) и выясните, в чём заключаются Ваши личные стрессоры.
Выделите Ваши внешние стрессоры - факторы стресса, привнесённые извне либо людьми, либо обстоятельствами и внутренние стрессоры -  факторы, связанные с Вашими внутренними чувствами, противоречиями, которые сидят глубоко в Вас.

Литература:
Системный подход к управлению стрессами, Ю.В. Щербатых, 2007

Пять шагов для формирования собственной антистрессовой программы:



Расставьте приоритеты влияния и значимости стрессоров, чтобы определить поочередность решения проблем
Нейтрализуйте влияние внешних стрессоров путём лучшей самоорганизации.
Защититесь от внутренних стрессоров. Структурируйте задачи, их смысл и возможные пути достижения


Слайд 22
Типы стрессоров
стрессоры, на которые человек практически не может повлиять
стрессоры, на которые

субъект может воздействовать

стрессоры, которые вызывают стресс только из-за «неправильной» интерпретации событий

Мышечная релаксация
Глубокое дыхание
Визуализация
Рефрейминг
Прогулка на свежем воздухе
Сон
Вкусная еда

Поиск подходящих ресурсов
Постановка адекватных целей
Тренинг социальных навыков (общения и др.)
Тренинг уверенности в себе
Тренинг управления временем
Анализ причин и выводы на будущее
Тренировка соответствующих качеств
Советы и помощь близких людей
Настойчивость

Рефрейминг
Навыки позитивного мышления
Изменение неадекватных убеждений
Нейтрализация нежелательных мыслей
Развитие оптимистических взглядов
Юмор
Равнодушие



Методы снижения стресса


Слайд 23БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ
Антистрессовая программа
Это комплекс шагов, основной целью которых является снижение и

преодоление стрессового состояния

Самоорганизация
Деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий.

Рефрейнинг (англ. frame-рамка)
Рамка вокруг рисунка является хорошей метафорой, позволяющей понять суть и механизм рефрейминга. В зависимости от того, что именно попадает в рамку, изменяется информация о содержании картины, а следовательно, и восприятие того, что на ней изображено.
Слово «рефрейминг» — отглагольное существительное от глагола «reframe», означающего «вставить в новую рамку (ту же картину)», «вставить в ту же рамку (новую картину)», «заново приспособить», «по-новому формулировать».
Многие метафоры, сказки, анекдоты можно рассматривать как примеры рефрейминга, где события помещают в определенную «рамку».

Слайд 24СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ: ИСТОЧНИК ДИСТРЕССА ИЛИ СПОСОБ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Каждый ребенок на раннем

этапе своего развития, в младенчестве получает неизбежный опыт пассивного, зависимого поведения; его собственные физиологические и психологические возможности для поискового поведения еще не сформировались, они формируются только постепенно и при активной поддержке родителей.

Если же эта стимулирующая поддержка, позволяющая преодолеть исходный страх перед поиском, выражена недостаточно, то пассивная позиция закрепляется и в будущем при каждой очередной сложности способствует поведению отказа, капитуляции.

Постоянные наказания, особенно подавление инициативы, так же блокируют поисковое поведение, как и безоговорочное и безудержное поощрение, стремление защитить ребенка (да и взрослого) от любых усилий.

Слайд 25Эмоциональное выгорание
Признаки синдрома выгорания:
Человек чувствует постоянную усталость,
Падает работоспособность,
Болит голова, нарушается

сон, снижается аппетит,
Усиливается тяга к табаку, кофе, алкоголю.
Возникает ощущения беспомощности, безнадежности, апатии.
Отмечается притупленность чувств (нет желания эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны трогать)
Исчезает чувство сопереживания людям.
Рождается мысль, что уже ничего нельзя дать другим, поскольку запас сил и эмоций исчерпан.

Человек, переживающий это тягостное состояние обычно принимается искать причину происходящего в себе самом, уверенный в собственном бездушии и непрофессионализме. В результате увеличивается недовольство собой, снижается самооценка, ухудшается настроение. Ситуация усугубляется тем, что проблемы, о которых идет речь, как правило, не принято обсуждать и столкнувшемуся с ними кажется, будто другие не испытывали ничего подобного. Кризис может обостриться настолько, что наступает полное разочарование в жизни, глубокая депрессия.

Пассивная позиция в реакции на стресс во взрослом возрасте может выглядеть как синдром эмоционального выгорания


Слайд 26Социальная поддержка
Эмоциональная/ оценочная
(Признание и принятие чувств, сочувствие)
Инструментальная/ реальная
(Реальная практическая помощь)
Информационная
(Советы и

руководство)

Человек – существо социальное, поэтому все, что происходит в отношениях с людьми и обществом, всегда будет иметь для нас большое значение. Стресс, в том числе социальный, это не всегда негативное явление. Состояние стресса в его положительном проявлении (эустресс) помогает справиться с непривычной и не всегда комфортной ситуацией, приспособиться к ней. Причем необходимость переживать подобные встряски делает нас более выносливыми, и в будущем это позволяет нам с большей легкостью справляться со стрессовыми ситуациями. Авторы исследования Хобфалл и Либерман (1987) подтвердили, что наличие близких, доверительных отношений снижают дипрессию во время стрессогенного события и являются главным защитным фактором.

Социальная поддержка


Слайд 27БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ
Эмоциональное выгорание (англ. burnout)
Понятие, введенное в психоллогию амереканским психиатром Гербертом Фрейденбергером

в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми

Дипрессия (от лат. deprimo — «давить», «подавить»)
Психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Социальная поддержка
Это содействие человеку в преодолении его жизненных трудностей.

Литература:
«Стресс: теории, исследования, мифы», Джим Брайт, Фиона Джонс, 2003
«Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье», Б.Т. Величковский, 2005


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика