Ценность здоровья: императивы, диагностика и технологии формирования презентация

Содержание

Слайд 1Кисляков Павел Александрович,
доктор психологических наук,
профессор факультета психологии
Российского государственного

социального университета

ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ:
императивы, диагностика и
технологии формирования


Слайд 2«Здоровьеразрушающий характер современного образования в России формирует несчастливых людей - с

подорванным здоровьем, расшатанной психикой, тяжелыми чертами характера и «ворохом» проблем» /Смирнов Н.К./

Слайд 3Чего не хватает школьникам?
Психологической компетентности (умения слушать и слышать, говорить и

выступать, задавать вопросы, убеждать, доказывать, достигать цели, способности к сопереживанию умения владеть своими чувствами, состояниями)
Способности любить и быть любимыми
Умений и навыков заботы о своем здоровье

Слайд 4 Здоровье может быть столь значимой ценностью, чтобы диктовать цели,

намерения и действия как отдельных людей, так и социальных институтов вплоть до общества в целом

Слайд 6Императивы здоровья
Физическое воспитание и здоровье
«Здоровый дух в здоровом теле…»
Здоровье – ценность

общества

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога»

Аристотель

М.В. Ломоносов

П.Ф. Лесгафт

Могущество государства в сохранении и размножение народа

Я.А. Коменский

«Тело сохраняется в бодром состоянии умеренным образом жизни»

Физическое образование связано с нравственным, эстетическим воспитанием


Слайд 7Здоровье
«это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или

физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие»

Всемирная организация здравоохранения, 1948

Слайд 8абсолютное здоровье – идеал
ни один человек не бывает на протяжении всей

жизни вполне здоровым
каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд)

Аксиомы здоровья


Слайд 9 биологически и социально целесообразные формы и способы жизнедеятельности, адекватных

потребностям и возможностям человека, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья

Здоровый образ жизни


Слайд 11 Кто более здоров?


Слайд 12 Кто более здоров?


Слайд 13телесный
эмоциональный
мотивационный
когнитивный
Внутренняя картина здоровья


Слайд 14

Когнитивный и деятельностный компоненты
Рефлексивный компонент
Знания, умения и владения
Самопознание и

самосовершенствование

Ценностно-мотивационный компонент

Установки

Креативный компонент

Создание форм здоровой жизнедеят-ти


Культура здорового и безопасного образа жизни


Слайд 15опосредуется ценностью здоровья и определяет образ жизни, направленный или на сохранение,

или на разрушение здоровья

Мотивационный компонент


Слайд 16Вне мотива и смысла невозможна
ни одна деятельность


Слайд 17Здоровье
Потребность - мотив к действию


Слайд 18материально обеспеченная жизнь
интересная работа
свобода
уверенность в себе
активная деятельная жизнь
общественное признание
жизненная

мудрость
здоровье
счастливая семья
наличие друзей
любовь
развлечения
творчество
развитие
познание
продуктивная жизнь
счастье других
красота природы и искусства

ЗДОРОВЬЕ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
Здоровье – неисчерпаемый ресурс


Слайд 19Найдите время для здоровья —
это единственное сокровище жизни
за деньги можно

купить

кровать, но не сон;
еду, но не аппетит;
лекарство, но не здоровье;
дом, но не домашний очаг;
книги, но не ум;
украшения, но не красоту;
роскошь, но не культуру;
развлечения, но не счастье;
религию, но не спасение

Пол Брэгг


Слайд 20Как найти правильную мотивацию


Слайд 21Мотивация на ЗОЖ должна строиться на особенностях конкретного возраста
Подростковый возраст:

кризис идентичности
«Кто я? », «Куда я иду? », «Кем я хочу стать?»

Слайд 22Мотивация самосохранения
«Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему

здоровью и жизни»

Детские страхи:
медицинские страхи – боль, уколы, врачи, болезни;
страхи физического ущерба – транспорт, неожиданные звуки, пожар, стихии;
страх смерти (своей);
боязнь животных;
страхи сказочных персонажей;
страх темноты и кошмарных снов;
социально-опосредованные страхи – людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
пространственные страхи


Слайд 23Мотивация удовольствия
«Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы

испытать это чувство»

Слайд 24Мотивация подчинения правилам общества (группы)
«Я подчинюсь требованиям общества в котором живу,

потому что хочу быть его равноправным членом.
«Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы»

Слайд 25ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
«Всероссийское антинаркотическое волонтерское движение
обучающейся молодежи образовательных учреждений

всех типов и видов»
«ЗДОРОВАЯ ИНИЦИАТИВА»

Слайд 26Структура мотивов употребления алкоголя школьниками 9-11 классов в РФ (% от

числа употребляющих)

Слайд 27У каждого времени свои эталоны и образы… в том числе, и

эталоны и образы здоровья

Слайд 28Модельная внешность
Рациональное питание
Противоречие
?


Слайд 29Преуспевающий человек
Отказ от вредных привычек
Противоречие
?


Слайд 30Семейное застолье
Активный отдых
Противоречие
?


Слайд 31Семейные ценности
Сексуализация
Противоречие
?


Слайд 32Алкоголизм
Снятие стресса
Противоречие
?


Слайд 33Трудоголизм
Соблюдение режима дня
Противоречие
?


Слайд 34Национализм
Патриотизм
Противоречие
?


Слайд 35«Dyxless: Повесть о ненастоящем человеке»
Они так усердно занимаются собственным здоровьем

утром только для того, чтобы было чего гробить вечером

Слайд 36Психологические защиты нездорового образа жизни
Отрицание - отказ адекватно воспринимать неприятную действительность


Слайд 37Психологические защиты нездорового образа жизни
Вытеснение - исключение из сознания мыслей, которые

вызывают тревогу

Слайд 38Психологические защиты нездорового образа жизни
Компенсация - прикрытии собственной неполноценности через подчеркивание

желаемых черт



Слайд 39Психологические защиты нездорового образа жизни
Идентификация - перенос на себя качеств, присущих

другому человеку (подражание)

Слайд 40Психологические защиты нездорового образа жизни
Рационализация - попытка доказать, что поведение рационально

и оправданно, путем псевдологических рассуждений

Слайд 41Психологические защиты нездорового образа жизни
Регрессия - возвращении к более примитивным способам

реагирования на стрессовую ситуацию

Слайд 42Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков
Сформировано представление о здоровье как социальном приоритете. НО

ценностные представления носит формальный характер.
Сформировано представление о характеристиках и критериях состояния здоровья. НО представление о здоровье ограничивается телесно-физическим, психологическим аспектами.
Подростки признают высокую степень зависимости здоровья от поведения самого человека. НО недооценивают роль соблюдения конкретных правил здорового образа жизни, сами не соблюдают их.

Слайд 43Суслик, ты мне друг? Сделай за меня зарядку
Мы склонны повторять те

виды поведения, которые приносят удовольствие

Слайд 44Факторы формирования установки на здоровый образ жизни
знание того, какие формы поведения

способствуют нашему благополучию и почему;
желание быть хозяином своей жизни – вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты;
положительное отношение к жизни – взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться;
развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить жизнь

Слайд 45Устрашающий подход
подчеркивается страшная, беспощадная, неизлечимая природа алкоголизма, табакокурения и пр.;
сообщения внушают

страх и ужас


Слайд 46Устрашающий подход


Слайд 48Устрашающий подход: осуждение
зависимость изображается как проблема социально неблагополучных и маргинальных групп;
формируется

и закрепляется предвзятое отношение к этим лицам и группам;
создается ложное представления о неуязвимости всех, кто не относится к этим группам рискованного поведения


Слайд 49положительное отношение к сохранению здоровья;
оптимистический характер формирования ЗОЖ;
предложение альтернативного поведения;
подчеркивается персональная

ответственность и свобода выбора;

Позитивный подход


Слайд 50Признается наличие проблемы, которая представляется не как непреодолимое препятствие, а как

отправочная точка для начала «новой жизни»;
Подчеркивается персональная ответственность и свобода выбора;
Логически обосновывается и эмоционально подчеркивается необходимость продвигаемой нормы поведения;
Указываются меры, которые можно предпринять;
Развеиваются мифы и заблуждения;
Предлагается поддержка, формируется отношение к людям, употребляющим ПАВ.

Позитивный образ здоровья


Слайд 51положительные эмоции и субъективное ощущение счастья (удовлетворение жизнью, конструктивные мысли о

себе и своём будущем, оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);
позитивные черты характера человека (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т. д.);
социальные структуры, способствующие счастью и развитию людей (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).

Позитивная психология

американский психолог Мартин Селигман


Слайд 52здоровый человек – это, прежде всего, человек счастливый, живущий в гармонии

с самим собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но не нападающий первым ни на кого и пр.

Абрахам Маслоу

Позитивная психология


Слайд 53НАРКОТИКОВ
ТАБАКОКУРНИЯ
АЛКОГОЛЯ
ОПАСНОГО КОНТЕНТА
ТЕРРОРИЗМА
ЭКСТРЕМИЗМА
КСЕНОФОБИИ…
СПОРТ
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ
МИР
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
ДРУЖБУ НАРОДОВ…
Позитивный подход: альтернатива
МЫ ПРОТИВ
МЫ ЗА


Слайд 54Позитивный подход: юмор


Слайд 55Ортобиотика - искусство вести правильную жизнь
наука о самосбережении здоровья, разумном образе

жизни, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения

И.И. Мечников
«Этюды оптимизма»


Слайд 56Ортобиотика – правила жизни
Разнообразие впечатлений
Обращение к музыке
Общение с природой
Культура общения
Проект

российского художника Леонида Тишкова «Частная луна» 

Слайд 57Принципы педагогической деятельности по формированию культуры здоровья
Системное воздействие на личность
Соблюдение

границ профессиональной компетенции
Педагог – носитель «культуры здоровья»
Возрастная адекватность (основная форма обучения – игра)
Ситуационная адекватность
Практическая целесообразность (формируем только те знания и умения, которые могут быть реально востребованы)


Слайд 58Творчество
Активность
Самоконтроль
Самореализация
Самосовершенствование
Ответственность
Мотивация
Устойчивость


Слайд 59Благодарю за внимание!
© Кисляков П.А., 2017

e-mail: pack.81@mail.ru


ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»,
Факультет психологии


Слайд 60Диагностика ценностных ориентаций
Методика определения ценностных ориентаций

М. Рокича (терминальные и инструментальные ценности)
Субъективное благополучие (адаптация М. В. Соколовой)

Слайд 61Диагностика ценностных ориентаций
Ценность здоровья – это…
Существует ли взаимосвязь между сформированностью ценности

здоровья и состоянием здоровья?
Что собой представляет процесс здоровьесбережения?
Что Вы знаете о ведении здорового образа жизни?
Считаете ли Вы свой образ жизни здоровым?
Назовите причины, по которым Вы не можете назвать свой образ жизни здоровым?
Какими навыками здорового образа жизни Вы обладаете?

Слайд 64Утверждения:
1. В последнее время я был в хорошем настроении.
2. Моя работа давит на

меня.
3. Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь.
4. В последнее время я хорошо сплю.
5. Я редко скучаю в процессе своей повседневной деятельности.
6. Я часто чувствую себя одиноким.
7. Я чувствую себя здоровым и бодрым.
8. Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями.
9. Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине.
10. Утром мне трудно вставать и работать.
11. Я смотрю в будущее с оптимизмом.
12. Я охотно меньше просил бы других о чем-либо.
13. Мне нравится моя повседневная деятельность.
14. В последнее время я чрезмерно реагирую на незначительные препятствия и неудачи.
15. В последнее время я чувствую себя в прекрасной форме.
16. Я все больше ощущаю потребность в уединении.
17. В последнее время я был очень рассеян.

Слайд 66Народная мудрость о здоровье
«Где гнев, там и вред»,
«Если не бегаешь

пока здоров, придется бегать, когда заболеешь»,
«Чем тоньше талия, тем длиннее жизнь»,
«Лень болезнь нагоняет, труд душу очищает»,

«Кто людям зла желает, тот болезни на себя навлекает»,
«Не все в рот, что око видит»,
«Обжорство затуманивает разум»,
«Труд больного на ноги поставит»,

«Добрый человек здоровее злого»,
«От лежанья да сиденья хвори прибавляются».
«Сладко естся, так плохо спится»,
«Здоровье, радость, труд вместе рядом идут»,

«Зол и нравом горяч – не поможет и врач»,
«Двигайся больше проживешь дольше»,
«Умеренность мать здоровья»,
«Занятого хворь не берет»,

«Доброе слово лечит, а злое калечит»,
«Хорошего понемножку, сладкого не досыта»,
«Не старость старит, а безделье»,
«Каменному сердцу здоровым не быть»,


Слайд 67Развитие продуктивных защитных механизмов
Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации.
Идеализация

— восприятие другого человека как идеального и всемогущего.
Изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние.

Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом,
с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.
Вытеснение, Подавление — активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания.

Вымещение, Замещение или Смещение — бессознательная переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой.
Игнорирование — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.
Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.

Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.
Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.

Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.
Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.


Слайд 68Экспресс-тест
Колесо жизненного баланса


Слайд 69Колесо жизненного баланса
Какая из составляющих здорового образа жизни наиболее и наименее

приближенна к своей максимальной выраженности?
Чем именно определяется для вас высокая и низкая оценка в этих секторах?
Изменения в какой сфере наиболее значимы для вас сегодня?
Определите те составляющие здорового образа жизни, изменения в которых зависят только от вас.
Выделите составляющие здорового образа жизни, изменения в которых требуют содействия других людей.
Подумайте, в каком направлении вы хотели бы начать изменения в ближайшее время. В каких областях дела обстоят хуже всего?
Теперь запишите три шага, которые вы можете предпринять для исправления ситуации в тех сферах, где получился наиболее сильный перекос.
Как вы узнаете, что это происходит?

Слайд 70Ориентировочный тест здоровья с выявлением и оценкой факторов риска
1. Критерий «Возраст». До

20 лет за каждый год дается по 2 балла. В возрасте от 20 до 35 каждый год дает по 1 баллу. После 35 лет отнимается по одному баллу за каждый последующий год.
2. Критерий «Масса тела». Нормальной принимается масса в зависимости от роста (длины тела). При росте (H, см) от 150 до 165 см должная масса тела (М, кг) высчитывается по формуле: М = Н – 100; при росте от 166 до 175 см: М = Н – 105; при росте более 175 см: М = Н – 110. Если масса тела меньше нормы на 5-10 кг, то к оценке добавляется 5 баллов. Если масса тела больше нормы, то вычитается по 2 балла за каждый лишний килограмм.
3. Критерий «Курение». Некурящий получает 30 баллов. За каждую выкуренную в день сигарету вычитается один балл.

Слайд 714. Критерий «Выносливость». Если вы ежедневно в течение не менее 12 мин

выполняете упражнения на развитие выносливости (ходьба, бег в равномерном темпе, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, то есть то, что наиболее эффективно укрепляет сердечно-сосудистую систему), получаете 30 баллов. Если вы проделываете эти упражнения четыре раза в неделю, то получаете 25 баллов, три раза в неделю – 20 баллов, два раза в неделю – 10 баллов, один раз в неделю – 5 баллов. За иные упражнения (утренняя гимнастика, прогулки, всевозможные игры) баллы не начисляются. Если вы не выполняете никаких упражнений на выносливость, поставьте себе минус 10 баллов. Если к тому же ведете малоподвижный образ жизни – вычтите еще 20 баллов.


5. Критерий «Пульс в покое». Если ваш пульс, измеренный в покое, меньше 90 уд/мин, то за каждый удар ниже 90 вы получаете один балл. Например, при частоте пульса 72 уд/мин вы получаете 18 баллов. За каждый удар выше 90 вычитается по одному баллу

Если сумма набранных вами баллов не превышает 20, то состояние вашего здоровья неудовлетворительное.
Свыше 80 баллов – состояние здоровья отличное.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика