Слайд 1Теория личностного развития человека
Э. Эриксона
Слайд 2Цели занятия: ознакомить учащихся с Теорией личностного развития человека Э. Эриксона
Задачи:
Образовательная:
усвоение социогенетического подхода Э.Эриксона, знакомство с основными стадиями развития личности, с понятиями основной выбор или кризисное противоречие возраста, предмет конфликта развития;
Воспитательная цель: способствовать формированию мировоззрения в части объяснения проблем личностного развития на отдельных стадиях, мотивация гармоничного подхода в воспитании детей исходя из возможных кризисных противоречий возраста.
Развивающая цель: стимулировать креативно-интеллектуальную активность, рефлексивные способности студентов; стремление к самопознанию и профессиональному осмыслению изучаемого материала. Формировать устойчивый интерес к психологическим знаниям, стремление к сопричастности в процессе научного познания.
Слайд 3Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона
(1902—1994), Он пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент на развитии Я индивида.
С одной стороны, Эриксон придерживался психоаналитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и, сексуальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен.
Слайд 4
В отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится
нормальному, здоровому личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контекста развития личности, его несводимость к индивидуальным взаимосвязям с родителями в раннем возрасте.
Слайд 5Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на
протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента.
Слайд 6Благоприятный результат — включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности
или трудолюбия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью — в этом состоит принцип концепции Эриксона.
Слайд 7Рассмотрим подробнее выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности, стадии жизни:
Слайд 81. Младенчество: базальное доверие - базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия -
от рождения до конца первого года - соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы.
Слайд 92. Раннее детство: автономия - стыд и сомнение. Этот период продолжается
от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей.
Давайте попробуем назвать, что нового появляется в жизни ребенка?
Слайд 10
Правильно ребенок учится: стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть.
С точки
зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей.
Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я - то, что я могу». Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка.
Давайте подумаем к чему может привести чрезмерная опека и жесткие рамки?
Слайд 11В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают
от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникают переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.
Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие,
Слайд 123. Возраст игры: инициативность — вина. В дошкольном периоде, который Эриксон
называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков. у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я - то, что я буду».
Слайд 13Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на
любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Родители, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.
Слайд 144. Школьный возраст: трудолюбие — неполноценность. Четвертый психосоциальный период соответствует латентному
периоду в теории Фрейда. В возрасте от б до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признаются именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте). Дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».
Слайд 15Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия.
Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.
Давайте попробуем разобраться, что может помочь выработать чувство трудолюбия и не скатываться к чувству неполноценности?
Правильно: Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания
Слайд 165. Юность: эго-идентичность - ролевое смешение. Юность, пятая стадия в схеме
жизненного цикла Эриксона, считается самым, важным периодом в психосоциальном развитии человека. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду? », «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.
Давайте предположим с какими проблемами может столкнуться подросток на этой стадии?
Слайд 17
Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон
рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, отклоняющегося поведения. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.
Слайд 186. Молодость: достижение близости - изоляция. Шестая психосоциальная стадия продолжается от
поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания; раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.
Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
Слайд 19Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность-изоляция», —
это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
Слайд 20
7. Зрелость: продуктивность — инертность. Седьмая стадия приходится на средние годы
жизни (от 26 до 64 лет);ее основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им утвердиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае — чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков,
Если у взрослых людей способность к продуктивной - деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.
Слайд 21
8. Старость: целостность это - отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от 65
лет до смерти) завершает жизнь' человека. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго.
Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят; продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях.
Слайд 22Эриксон полагает, что только в старости приходят настоящая зрелость и полезное
чувство «мудрости прожитых лет».
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей; сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.
Слайд 23Преимущества модели развития личности Э. Эриксона:
• проанализированы возможности и трудности здорового
развития, адаптивные функции Эго;
• показано, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия;
• данная теория охватывает все жизненное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней;
• сформулированы критерии психосоциального здоровья, намечены поведенческие и социальные индикаторы развития.