Тема 2_Философия.pptx презентация

Содержание

1. Философия Древнего Востока и Древней Греции.

Слайд 1Тема 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.


Слайд 21. Философия Древнего Востока и Древней Греции.


Слайд 3Предмет философии
1) история философии представляет собой объективный исторический процесс развития

философии
2) особую философскую дисциплину, имеющую своим предметом данный процесс.

Её историческое развитие

Как наука она исследует процесс становления и прогрессивного развития философии, закономерности и фазы эволюции философских школ и направлений, борьбу между ними.


Слайд 41) Созерцательный тип философствования и его представители
Философы
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит,

Пифагор.

Философы отражали мир таким, каким он им представлялся.
(Спокойное созерцание вечной истины считалось высшим идеалом свободного человека и даже божественным озарением.)

Слайд 5Философы:
Философы поздней античности поздней античности, средневековья. Некоторые школы Западной Европы

конца XIX – XX вв.


Источники познания: интуиция и откровение.

2) Умозрительный тип философствования и его представители


Слайд 6Философы:
Начиная с Демокрита.

Характерной ее особенностью являются рационализм и просвещение.
(Философия

рассматривается как форма рационально-теоретического сознания, с помощью которой можно объяснить самые различные явления действительности и духа.)

3) Классический тип философствования и его представители


Слайд 7Этапы философии
Этап предфилософии (с VI в. до н.э.)
В странах Древнего Востока,

осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению. В то время как в Древней Греции и Древнем Риме они достигли своего рассвета.



Слайд 8Этап средневековой философии
В христианской философии резко усиливаются религиозные элементы. Схоластические

учения в противоположность откровенной религии видели путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании.
Этап эпохи Возрождения (Ренессанса).
Философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности, через погружение в мир образов античной культуры. Эстетический подход позволяет рассматривать человека как индивидуальность, обладающую неповторимыми чертами. философия Возрождения способствовала освобождению мысли от церковного авторитета. Натурфилософия отождествляла Бога с природой.



Слайд 9Этап философии Нового времени (XVII–XIX вв.)
Ориентация на науку и юридически-правовую сферу.

Основа данной философии в атеизме. С развитием естествознания возникла потребность в поисках эффективных методов познания.
Этап философии Просвещения
Представители: Вольтером, Руссо, Дидро, Ламетри, Гольбахом, Гельвецием и другими последовательными материалистами, непримиримыми противниками идеализма и религии.
Этап немецкой классической философии
Кант предметом философии считал исследование познавательной деятельности, подвергал критическому анализу познавательные способности человека.


Слайд 10Этап европейской философии XIX в.
Заметное место заняла философия марксизма. Философия

марксизма оказала огромное воздействие на русскую философию.
Этап современной западной философии
Получил распространение иррационализм – фрейдизм, экзистенциализм, школы религиозной философии и др. Вместе с тем сохранили свое влияние различные школы рационального знания, шло обновление классических философских традиций. В особенности речь идёт о неопозитивизме в его различных формах и разновидностях.

Таким образом, история философии есть история самосознания человеческой культуры.

Слайд 11 2 Генезис философии в Древней Индии и Древнем Китае.


Слайд 12Мышление в Древней Индии
Веды – сборник гимнов в честь богов
Брахманы –

священники, жрецы – толкователи ведической мудрости

Упанишиады
(поучения)



Брахман
(высшее объективное начало)

Атман
(субъективное духовное начало)



Слайд 13Буддизм
Возникновение: VI в. до н.э.
Основатель : Сиддхартха Гаутама.
Суть: избавление от

страданий путем отказа от желаний и достижения высшего просветления – нирваны.
Форма существования: длительное время буддизм существовал в устной традиции, канонические же тексты сложились только через несколько веков.
В центре буддизма «четыре благородные истины»:
- существование человека от рождения до смерти связано со страданием;
- причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь;
- устранение причин страдания лежит в устранении этой жажды;
- путь, ведущий к освобождению от страданий, отвергает как жизнь, посвященную чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания.


Слайд 14Мышление в Древнем Китае
Возникновение: в период династии Шан (XVIII–XII в. до

н. э.) и Чжоу (XI – III в. до н. э.)
Суть: о «воле Неба» как о всемогущем первоначале и первопричине всех вещей.

При появлении проблемы управления обществом и государственной организации. Появляется решение в философском мышлении осуществляется на основе представления о темном и светлом началах.
«ян» – мужское, светлое и таинственное начало, управляющее небом
«инь» – женское, темное и пассивное начало, управляющее землей.

После чего начинают формироваться школы:
1)конфуцианство; 2) даосизм.

Слайд 15Конфуцианство
Основатель: Конфуций (551–479 г. до н. э.)
Форма существования: книга «Лунь

юй» («Беседы и суждения»)
Суть: особое внимание уделялось на воспитании людей в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу, повиновению в семье, общине. В центре его воззрений – порядок как этическая категория, включающая также и этикет – правила поведения.
Конфуцианство выдвинуло принцип «ли» (норму, правило, церемониал). «Ли» предполагало навечное закрепление рангово-иерархических различий. Нет «ли» – значит, нет различий между государем и подданными, верхами и низами, старыми и молодыми.
Жизнь в обществе себе подобных предполагает человечность (жэнь).

Слайд 16Согласно конфуцианству три пути ведут к знанию:
- путь размышления –

самый благородный;
- путь подражания – самый легкий;
путь опыта – самый тяжелый.

В области социальной он развивал концепцию «золотой середины». Принцип добродетели – не впадать в крайности – рекомендовал в управлении народом для смягчения противоречий не допускать ни «отставания», ни «чрезмерности».


Слайд 17Даосизм
Основоположник: Лао-цзы, старший современник Конфуция.
Форма существования: книга «Дао дэ цзин».
Основные

категории:
дао – невидимый всеобщий естественный закон природы, общества, поведения и мышления индивида; неотделим от материального мира и им управляет.
Суть: согласно даосизму жизнь природы и людей не управляется «волей Неба», т.е. мир развивается спонтанно, без каких-либо причин; вещи, развиваясь, переходят в свою противоположность. Всем и вся вершит дао.
Всякое напряжение, по мысли Лао-цзы, ведет к дисгармонии и увеличению противоречий между человеком и миром. Индивид в поведении должен следовать принципу сохранения «меры вещей».

Слайд 18Религиозно-философская мысль Востока содержит, с одной стороны, обращение к бытию личности,

ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, с другой – ориентацию на поддержание гармонии человека с социумом посредством соблюдения выработанных обществом нормативов.


Слайд 193 Основные школы и течения античной философии.


Слайд 20Греческая античная философия
Возникновение: VII–VI в. до н.э.
Суть философии: Вопрос о первооснове

мира

Демокрит: все многообразие природы образуется из соединения атомов


Слайд 21Греческая классическая философия
Сократ:
провозглашал человека «мерою всех вещей»,
эстетические взгляды Сократа содержат элементы

диалектики;
в ходе обсуждения постигается истина, формируются новые идеи, складывается позитивное знание;
Форма существования учения: мы знаем о Сократе лишь на основе Диалогов Платона, т. к. сочинения Сократа до нас не дошли. Платон оставил обширное философское наследие: «Апология Сократа», «Законы», «Пир», «Федон», «Федр», «Государство», «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Критий»

Слайд 22Греческая классическая философия
Платон
основатель объективного идеализма;
Реальный, окружающий человека мир Платон считал вторичным,

производным миром теней. Идеи – это устремлённость к совершенству, они прекрасны, так как не живут во времени, которое разрушает материальные тела, делая их безобразными;
мир идей – образец для реального мира;
правильно установив способности и потребности людей, распределив все население государства по сословиям, получим совершенное государственное устройство;
Платону удалось создать весьма сбалансированную картину мироздания, где всё находится в соответствии с высокими принципами нравственности.

Слайд 23Греческая классическая философия
Аристотель
нельзя отрывать идею от самой вещи;
Аристотель создал научные направления,

систематизировал науки, написал более 150 трудов;
первоначалом всего Аристотель считает принципиально неопределимую материю (огонь, воздух, вода и земля) , которая образует лишь потенциальную предпосылку сущего;
формы государственного устройства он делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные (реализуется польза лишь для некоторых). Правильные – монархия, аристократия и демократия. Неправильные – тирания, олигархия и охлократия.


Слайд 24Подводя итог анализу античной философии, отметим, что в период ее формирования

и развития сложилась основная мировоззренческая проблематика, обнаружились основные линии развития.

Слайд 25  2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.


Слайд 262.1 Специфика средневековой философии.


Слайд 27Философия средневековья
Возникновение: с конца V до конца XV в. н.э.
Философия

средневековья – период, связанный с христианским учением.

С позиций этого учения она рассматривает и решает волнующие людей вопросы:
Сотворён ли мир Богом или же мир существует вечно?
Каково место человека в мире и какова его роль в истории, в аспекте спасения его души?
Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость?
Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Бог его терпит?

Слайд 28Философия средневековья
Августин Блаженный (IV–V в. н. э.)
Форма существования: «О граде Божьем»,

«О Троице», «Исповедь»
Суть: Бог создал мир из ничего, сотворил субстанцию (первоматерию) и время. Сотворенный по образу и подобию, человек существует во времени, а оно существует в сознании человека.
Августин большое внимание уделяет проблеме личности человека, его свободы, воли и разума. Человек – разумная душа, которая пользуется земным телом
С XI–XV в. господствующие позиции в духовной жизни занимает схоластическое философское мышление (от греч. scholasticos – учёный, школьный). Схоластика господствовала в университетском и школьном образовании.

Слайд 29Философия средневековья
Фома Аквинский (Томас Аквинат) (1225–1274 гг.).
Суть: Философия должна служить

вере. Бытие дано человеку в его чувствах, которые корректируются разумом. Он стремится достичь гармонии между верой и разумом.
Системность мирового порядка:
неживая природа,
живая природа,
мир людей
душа.
С позиций теоцентризма Аквинский решает проблему смысла жизни и счастья, которое, по его мнению, заключается в постижении Бога.

Слайд 30Итак, исходным пунктом философских размышлений в Средние Века стали догматы Священного

писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию, религия доминировала во всех сферах духовной жизни. Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм – обращение к Богу, его Сущности, рассмотрение Его в качестве первоосновы и первопричины мира.

Слайд 312.2. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения.


Слайд 32Главные достижения и открытия
Дж. Бруно (Вселенная бесконечна)
В литературе и

живописи итальянские мастера: Данте Алигьери, Петрарка, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль и др.
Коперник (гелиоцентризм)
Галилео Галилей (2 принципа механики, астрономические открытия, изобретение телескопа)
В политике: Н. Макиавелли («Государь»), Т. Кампанелла («Город Солнца»), Т. Мор («Утопия»)

Во всех сферах - новый подход в осмыслении мироздания, действительности и социальных процессов

Слайд 33Периоды философии Возрождения
Гуманистический - 15 в. (Данте Алигьери, Франческа Петрарка)

- стремление доказать самоценность человека, воспевая его величие, силу, жизнеутверждающий характер, оптимизм.
Неоплатонический (сер вв.) (Ник. Кузанский, Пико дела Мирандола) - философы пытались развить учение Платона, познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма.

Слайд 34Натурфилософский -16 в. – начало 17 в.
(Н. Коперник, Дж. Бруно,

Г. Галилей) - пытались развенчать учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия .
Социально-политический - 17 в. (Н. Макиавелли,
Т. Мор, Т. Кампанелла) - изучали проблемы управления государством, поведение правителей ;утверждали, что человеческая история – это история действий, страстей, характеров, воли отдельных конкретных личностей, ставящих свои определенные цели.
Реформационный вв. (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.) - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью.


Слайд 35Таким образом, важнейшей отличительной чертой мировоззренческой ориентации эпохи Возрождения является обращение

к человеку. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральной фигурой выступает не Бог, а человек. Если Бог – начало всех вещей, то человек – центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. В эпоху Возрождения на передний план выходят светская жизнь, деятельность человека для достижения счастья. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.

Слайд 363. Философия Нового времени и эпохи Просвещения.


Слайд 373.1. Смысл и содержание философии Нового времени. XVII – XIX вв.



Слайд 38Основные идеи Ф.Бэкона


Слайд 39Препятствиями на пути познания могут быть 4 типа заблуждений, которые Бэкон

называет «идолами»

Слайд 40Основные идеи философии Р.Декарта


Слайд 41Проблема субстанции
Субстанция – некое первоначало, то, что лежит в основе

вещей

Слайд 42Основные идеи философии Гоббса
Мир – это единая материальная субстанция, и никакой

другой не существует.
Он признает познаваемость мира и считает, что источником знаний человека является объективная действительность. В основе познания находятся «идеи» – конкретные представления, возникающие на основе чувственного опыта. Познание, начинаясь с ощущений, завершается в разуме.
В учении о человеке как гражданине Гоббс рассматривает отношение Человека к обществу. Основное внимание он уделяет Государству («искусственное тело», возникшее на основе общественного договора с целью прекратить войну всех против всех).

Слайд 43Основные идеи философии Локка
мир материалистичен;
в основе познания лежит только опыт («нет

ничего в мыслях человека, чего до этого не было в чувствах»);
сознание – пустое помещение, которое в течение жизни наполняется опытом;
цель философии – помочь человеку добиться успеха в своей деятельности;
идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает уровень своего образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую)

Слайд 443.2 Философия эпохи Просвещения (XVIII в).


Слайд 45Основные идеи философии Вольтера
сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и

богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять»;
отождествляет Бога и разум; существование Бога – факт разума, а не веры;
предлагает в обществе свободу вероисповедания и сосуществование различных религиозных конфессий;
Совмещал эмпиризм и рационализм, отдавая предпочтение эмпиризму;
Ввел понятие «философия истории»
Выступал сторонником просвещенной монархии («Добрый король есть лучший подарок для людей»; Стоит только просвещенному монарху пожелать, как в обществе будут господствовать свобода, равенство и собственность)

Слайд 46Основные идеи философии Руссо
человек рожден свободным, а между тем «везде он

в оковах»;
главная причина неравенства – в частной собственности;
отстаивал идею социального эгалитаризма;
пытался доказать, что с прогрессом культуры идет падение нравственности

Слайд 47Основные идеи философии Дидро
был сторонником теории просвещенного абсолютизма;
подобно Вольтеру он

не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию

Слайд 48Таким образом, на основе рационалистических умонастроений в философии вырабатываются определенные методологические

установки для ориентации человека в практической деятельности и познании. Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, и другие мыслители связывали рационализм с идейными устремлениями передовых прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии развития.

Слайд 49  4. Классическая немецкая философия


Слайд 504.1 И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.


Слайд 51Периоды творчества И. Канта.


Слайд 52Гносеология И. Канта.
Впервые перенёс акцент с познаваемой вещи на познавательные

способности самого человека.

Действительный мир (мир «вещей-в-себе») мы не можем познать.

Мы познаём лишь мир видимости.

Существуют два мира: действительный мир и мир видимости (мир явлений).

Мы можем познать лишь то, что поддаётся описанию при помощи категорий. «Вещи-в-себе» непознаваемы.


Слайд 53
Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта и на ее основе провел

разделение бытия на мир природы и мир человека, два противоположных мира, в которых действуют свои законы и возможности и между которыми существуют глубокие противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром явлений, оставив нерешенной проблему связи явлений с «вещами, самими по себе», потусторонними, существующими вне времени и пространства.

Слайд 544.2 Развитие классической немецкой философии Ф. Гегелем и Л. Фейербахом.


Слайд 55Основные идеи философии Гегеля
Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания

и реализации возможностей некоего мирового духа (или абсолютной идеи). Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом всего мира.

Философия духа:
1.Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека;
2.Объективный дух – «дух общества в целом»: семья, гражданское общество, государство.
3.Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действующая истина: искусство, религия, философия.

Слайд 56
«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения». Г. Гегель.



Диалектика основывается на универсальных законах развития мира.
Закон – это такие существенные, необходимые и устойчивые связи между явлениями, которые вызывают определенное течение событий.
Существуют три закона диалектики: закон единства и противоречия противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания .
Категории всеобщие понятия, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения бытия: возможность и действительность, явление и сущность, тождество и различие, часть и целое.

Слайд 57Основные идеи философии Фейербаха
Критика идеализма предшественников и обоснование материализма;
Родина

материализма – медицина; Материалистическое объяснение Бога, природы и человека;
Истина, действительность и чувственность тождественны;
Путь к истине – это познание целостного человека;
Бог – плод воображения человека, не что иное отчужденная сущность человека;
На место любви к Богу мы должны поставить любовь к человеку, на место веры в Бога – веру человека в самого себя.

Слайд 585. Марксистская философия: основные идеи и принципы. Представители: К. Маркс и

Ф. Энгельс

Слайд 59Основные идеи марксизма
Экономическая система определяет образ жизни человека и общества.


Смена формаций характеризуется обострением классовой борьбы между угнетёнными и угнетающими группами.

Идеальное общество – коммунистическое общество, где не будет классов, частной собственности, основной принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

В истории общества последовательно сменяют друг друга общественно-экономические формации.


Слайд 60Итак, марксистская философия – это такая система взглядов, которая опирается на

практику человечества, является результатом ее творческого осмысления.

Слайд 616. Философия позитивизма в XIX веке.


Слайд 62
Наиболее распространённое течение западной философии XIX-XX вв.

Философия позитивизма

способы и методы

достижения положительного, позитивного знания

изучает


Слайд 63Основоположник позитивизма
Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, основоположник позитивизма.
«Знать – чтобы

предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой».
О.Конт.

Слайд 64
Философское направление – позитивизм выступало за то, чтобы философия

Опиралась только на

достоверное научное знание


Исследовала лишь факты, а не их внутреннюю сущность


Опиралась на научный метод в исследованиях


Слайд 65
Позитивизм

Философия отрицания философии

Каждая наука

Сама себе философия, ей не нужны умозрительные

принципы и основания



Слайд 66Основные принципы позитивизма
Опыт – первичный и единственный источник знания

Каждая наука вырабатывает

собственные внутренние принципы исследования объекта

Задача философии – изучение языка и методов науки

Слайд 67
Философское позитивизма направление

Отказывающееся рассматривать проблемы, которые нельзя доказать с помощью эксперимента


Слайд 687. Западная философия XX - начало XXI века.


Слайд 697.1 Философия неопозитивизма.


Слайд 70
Философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем

Единственно возможное

знание


Специально-научное знание



Задача философии


Деятельность по анализу языковых форм знания



Слайд 71
Главная идея

Изучение и анализ языка науки

Язык

Главное средство, через которое

человек позитивно, достоверно и научно воспринимает мир



Слайд 727.2 Философия прагматизма.


Слайд 73Виднейшие представители:
Ч. Пирс, У. Джеймс Ч. Пирс, У. Джеймс
Основные

идеи:
человеческое знание - инструмент для достижения пользы и успеха;
человеческое знание - инструмент для достижения пользы и успеха;
наука призвана решать только конкретные практические задачи, стоящие перед ней (истина – то, что полезно);
наука призвана решать только конкретные практические задачи, стоящие перед ней (истина – то, что полезно);

Слайд 74Принципы Пирса
содержание любой мысли устанавливается только по тем практическим следствиям, которые

эта мысль имеет.

содержание любой мысли устанавливается только по тем практическим следствиям, которые эта мысль имеет

философия как наука должна помогать решать «жизненные» проблемы

философия как наука должна помогать решать «жизненные» проблемы.


Слайд 757.3 Экзистенциальная философия


Слайд 76Классики экзистенциализма
Мартин Хайдеггер
1889-1976
Жан Поль Сартр
1905-1980
Альбер Камю
1913-1960


Слайд 77Основные проблемы экзистенциализма
Проблема личного выбора человека в состоянии духовного кризиса
Подлинно

существовать значит не пытаться соответствовать ожиданиям других, а жить своей жизнью «здесь и сейчас»

Слайд 78Основные идеи экзистенциализма
В пограничной ситуации (перед лицом смерти, в моменты

глубоких душевных потрясений) многое, казавшееся важным, становится бессмысленным. Человеку раскрывается его сущность, определяемая не нормами, а осознанием своей конечности: страхом, тревогой, безысходностью. Человек обречён на одиночество и свободу: в этом мире он может опереться только на себя

Человек может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отречения от себя как от уникальной личности. Свобода – тяжкое бремя, поскольку подразумевает личную ответственность за каждый поступок. Человек сам творит себя и свою жизнь – он есть то, как он поступает


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика