Суицидальное поведение. Причины, факторы, профилактика презентация

Содержание

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗ Самоубийство – это быстрое, намеренное и осознанное лишение себя жизни. Парасуицид – это не смертельное намеренное самоповреждение или самоотравление, нацеленное на реализацию желаемых субъектом изменений за счет физических

Слайд 1СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Причины, факторы, профилактика.
По материалам
УЗ «Городской клинический детский психиатрический диспансер»


Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗ
Самоубийство – это быстрое, намеренное и осознанное лишение себя жизни.

Парасуицид

– это не смертельное намеренное самоповреждение или самоотравление, нацеленное на реализацию желаемых субъектом изменений за счет физических последствий.

Слайд 3САМОУБИЙСТВО- МАСШТАБЫ ПРОБЛЕМЫ
В 2000 году во всем мире покончили с собой

около миллиона человек.
Каждые 40 секунд где-нибудь в мире человек совершает самоубийство.
Каждые 3 секунды кто-то предпринимает суицидальную попытку.
Самоубийство является одной из трех ведущих причин смерти молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет.
Каждое самоубийство, так иди иначе, затраги-вает, по меньшей мере, шестерых других людей.
Психологическое, социальное и экономическое воздействие самоубийства на семью и ближайшее окружение погибшего неизмеримо велико.

Слайд 4ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ

Хорошие, сердечные отношения между членами семьи.

Поддержка со стороны семьи.

Определенный порядок

и устои, принятые в семье.

Относительная стабильность на работе.

Хорошее состояние здоровья, отсутствие тяжелых хронических заболеваний

Слайд 5ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ

Характеристики личности:

хорошие социальные навыки;

доброжелательность к окружающим;

уверенность в себе, в своих силах, убежден-ность в способности достижения жизненных целей;

наличие целей;

умение обращаться за помощью при возникновении трудностей, профилактика состояния так называемой «последней капли»;

умение контролировать собственное поведение, отсутствие импульсивности.


Слайд 6ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ
Культуральные
и социально-демографические факторы

Наличие семьи, близких друзей.

Постоянная работа, возможность

пребывания в социуме(причем, комфортное пребывание).

Увлечения вне работы.

Наличие домашних животных.

В пожилом возрасте - любое комфортное либо личностно- насыщенное времяпрепровождение (забота о близких, собственное хозяйство, остаться на работе в качестве внештатного консультанта и т. д.)

Слайд 7ФАКТОРЫ И СИТУАЦИИ РИСКА
Культуральные и
социально-демографические факторы:

Хроническая нищета семьи.
Безработица или временная

, нестабильная работа.
Острое или хроническое заболевание.
Смерть или болезнь члена семьи.
Вынужденное изменение места жительства.
Возрастные кризисы у определенных типов личности.
Выход на пенсию.


Слайд 8ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ И ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ (СТРЕССОВЫЕ) СОБЫТИЯ В ДЕТСТВЕ
психические отклонения у родителей

, особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания;
злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;
история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
насилие в семье (включая физическое и сексуальное насилие над ребенком);
недостаток внимания и заботы о детях в семье, ;
частые ссоры между родителями /опекунами и высокий уровень агрессии в семье;
развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;
частые переезды со сменой места жительства;
чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении детей;
излишняя авторитарность родителей / опекунов;
отсутствие у родителей / опекунов времени и, как следствие, недостаточное внимание к состоянию ребенка,
отсутствие гибкости (ригидность) членов семьи ;
воспитание приемными родителями .

Слайд 9ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
Депрессия
Тревожные расстройства
Злоупотребление алкоголем и наркотиками
Нарушения пищевого

поведения
Психотические расстройства
Предшествующие суицидальные попытки

Слайд 10НЕГАТИВНЫЕ СОБЫТИЯ ЖИЗНИ КАК ТРИГГЕРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные,

несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются);
Неприятности в семье;
Разлука с членами семьи и близкими
Смерть любимого или другого значимого человека;
Межличностные конфликты или потери;
Проблемы с дисциплиной и законом;
Хроническая психотравмирующая ситуация дома
Хроническая психотравмирующая ситуация на работе
Состояние здоровья (как собственного, так и близких)


Слайд 11КАК СЛЕДУЕТ ВЕСТИ БЕСЕДУ
быть приятными в обращении, сохранять понимаю-щую и вежливую

позицию;
дать необходимые объяснения;
принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
принять то, что суицид – это не игра и не беспомощ-ная попытка привлечь к себе внимание, иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
говорить с человеком о его чувствах, иначе его изоля-ция усиливается;
понимать чувства человека, проявлять эмпатию;
учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
не впадать в морализаторство; проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника,
иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные).

Слайд 12КАК СЛЕДУЕТ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ?
Бывает ли тебе грустно и тоскливо?
Появляется ли

у тебя чувство, что никому до тебя нет дела?
Появляется ли у тебя чувство, что жить дальше не стоит?
Возникает ли у тебя желание совершить самоубийство?


Слайд 13КОГДА СЛЕДУЕТ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ?
Когда подросток чувствует, что его понимают;
Когда чувство неловкости

и скованности преодолено, и он (она) обсуждает свои переживания;
Когда он (она) рассказывает о негативных чувствах одиночества, беспомощности и т.п.


Слайд 14О ЧЕМ ИМЕННО СЛЕДУЕТ СПРАШИВАТЬ?
А) Чтобы выяснить, составил ли человек определенный

план суицидальных действий:
У тебя есть план того, как именно ты собираешься совершить самоубийство?
Есть ли у тебя мысли о том, каким образом ты собираешься это сделать?
Б) Чтобы выяснить, имеются ли в распоряжении у человека орудия:
У тебя уже есть таблетки (пистолет, яд или другие средства)?
Легко ли тебе будет это достать?
В) Чтобы выяснить, наметил ли человек определенное время:
Ты уже решил, когда именно ты собираешься покончить с собой?
Когда Вы планируешь это сделать?


Слайд 15ПРИ НАЛИЧИИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОГО РИСКА
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ


Слайд 16НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Предложить эмоциональную поддержку.
Проработать суицидальные чувства. Чем более открыто человек расскажет

об утрате, одиночестве, чувстве своей никчемности, тем меньшим станет накал его эмоций. Когда утихнет буря чувств, человек, скорее всего, перейдет к размышлениям. Этот мыслительный процесс чрезвычайно важен, так как никто кроме самого индивидуума не сможет отменить его решение о самоубийстве и принять решение в пользу жизни.
Фокусировать внимание на позитивных, сильных сторонах человека, поощряя его к разговору о том, каким образом ему удавалось разрешить возникавшие ранее аналогичные или иные проблемы, не прибегая к самоубийству.
Направить человека к психиатру или психотерапевту.
Постараться встретиться с ним через определенное время и, по мере возможности, наладить постоянные контакты.

Слайд 17ПРИ НАЛИЧИИ РИСКА СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ


Слайд 18ПРИ НАЛИЧИИ РИСКА СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ
Необходимые действия
Предложить эмоциональную поддержку, проработать суицидальные чувства

человека, сфокусировать внимание на его сильных сторонах.
В дополнение к этому, предпринять описанные ниже шаги.
Воспользоваться амбивалентностью чувств. Следует концентрировать внимание на неоднозначности чувств и желаний суицидального пациента, чтобы постепенно укрепить его желание жить.
Обсудить альтернативы самоубийства. Тот, что оказывает помощь в данный момент, должен попытаться проанализировать различные альтернативные способы решения проблемы. Пусть нет идеальных решений, следует обсудить все варианты в надежде на то, что пациент остановится на одном из них.
Заключить контракт. Получите от человека обещание, что он (она) не станет совершать самоубийства А) без предварительного контакта с медицинским работником; В) втечение определенного периода времени.
Направить пациента к психиатру или к психотерапевту, организовать его встречу со специалистом как можно скорее.
Связаться с семьей, друзьями пациента, чтобы привлечь их к оказанию поддержки.

Слайд 19ПРИ НАЛИЧИИ ВЫСОКОГО РИСКА
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ


Слайд 20ПРИ НАЛИЧИИ ВЫСОКОГО РИСКА
Необходимые действия
Постоянно оставаться с человеком. Не оставлять его

одного ни на минуту.
Осторожно, мягко поговорить с человеком и постараться забрать у него таблетки, нож, пистолет, яд и т.п. (удалить орудия самоубийства).
Заключить контракт.
Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом иного профиля, вызвать карету "скорой помощи" и организовать госпитализацию.
Информировать семью и привлечь ее членов к оказанию поддержки.


Слайд 21
НАПРАВЛЕНИЕ К СПЕЦИАЛИСТУ

В каких случаях следует направлять к психиатру?

Если имеет

место:

психическое заболевание;
история предшествующей суицидальной попытки;
семейная история самоубийства, алкоголизма
или психической болезни;
тяжелая физическая болезнь;
отсутствие социальной поддержки.

Слайд 22КАКИМ ОБРАЗОМ СЛЕДУЕТ НАПРАВЛЯТЬ?
Организовать консультацию.
Объяснить, что направление его к психиатру не

означает, что сам психолог не намерен более заниматься его проблемами.
Встретиться с человеком после консультации.
Поддерживать периодический контакт.

Слайд 23ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ
Слушать, проявлять эмпатию и сохранять спокойствие;
Оказывать поддержку и проявлять

заботу;
Относиться к ситуации серьезно и оценить степень риска;
Задавать вопрос о предыдущих попытках;
Обсудить возможные варианты решения, кроме самоубийства;
Задать вопрос о наличии плана самоубийства;
Выиграть время - заключить контракт;
Найти источники поддержки;
Если возможно, изъять орудия;
Предпринять необходимые действия, сообщить о ситуации другим, организовать помощь;
Если риск высок, оставаться с человеком.


Слайд 24ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ
Игнорировать ситуацию.
Показывать, что ситуация вас шокирует, проявлять смущение,

паниковать.
Обещать, что все будет хорошо.
Бросать человеку вызов, говоря, чтобы он сделал то, что собирается.
Стараться превратить все в тривиальную ситуацию;
Давать лживые обещания.
Обещать хранить все в секрете.
Оставлять человека одного.



Слайд 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Основными средствами суицидальной превенции, которыми обладают лица, оказывающие помощь, являются

преданность делу,


чуткость,
знания и забота о другом человеке,
вера в то, что жизнь стоит усилий по ее сохранению.



Пользуясь ими, можно предотвратить самоубийство.

Слайд 26


Со смертью каждого человека
гибнет Вселенная

— неповторимый мир
идей и чувств, уникальный опыт и мировоззрение.



Общество не может и не должно оставаться по отношению к этому спокойным и безучастным.




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика