Слайд 1 Структура и уровни научного знания
Лекция 17
Слайд 2Вопросы лекции
Структура научного знания.
Эмпирический уровень научного знания.
Теоретический уровень научного знания.
Метатеоретический уровень
научного знания.
Слайд 3Рациональная
ступень
научного познания
Чувственная ступень
научного познания
Вещи в себе,
объекты
Чувственные
образы
Эмпирический
уровень научного
знания
Теоретический
Уровень научного
знания
Метатеоретический
уровень научного
знания
Философские
интерпретации
Идеальные
объекты
Эмпирические
Абстрактные
объекты
1.Структура научного знания
Слайд 42. Эмпирический уровень научного знания
Сами по себе чувственные данные, пока
они не получили мысленной обработки и не представлены в языковой форме (в виде совокупности терминов и предложений эмпирического языка некоторой науки) , научным знанием не являются.
Слайд 5Эмпирический уровень научного знания
Эмпирическое знание представляет собой множество высказываний об абстрактных
эмпирических объектах.
Слайд 6Эмпирический уровень научного знания
Является гносеологической ошибкой утверждение о том, что эмпирическое
знание есть непосредственное описание объективной действительности.
Например, «Сила тока равна 5 ампер» и «Черная стрелка прибора остановилась около цифры 5».
Между чувственными образами на чувственной ступени научного познания и эмпирическим уровнем научного знания нет логических отношений!!!
Эмпирическое знание всегда является понятийно-дискурсивной моделью чувственного знания.
Слайд 7Элементы эмпирического уровня научного знания
Протокольные предложения.
Факты.
Эмпирические законы.
Феноменологические теории.
Слайд 81. Протокольные предложения
Протокольные предложения –
единичные эмпирические высказывания с
квантором существования.
Слайд 92. Факты
Факты – индуктивные обобщения эмпирических высказываний. Это общие утверждения статистического
или универсального характера. Они утверждают отсутствие или наличие некоторых событий, свойств, отношений в исследуемой области и их интенсивность.
Слайд 103. Эмпирические законы
Эмпирические законы – функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические.
Имеют характер универсальных или статистических высказываний с квантором общности.
Слайд 114. Феноменологические теории
4. Феноменологические теории.
(Небесная механика Кеплера).
Слайд 123. Теоретический уровень научного знания
Научная теория – это наиболее развитая, высшая
форма организации научного знания.
Теория представляет собой логически стройную систему принципов, законов, понятий и фактов, описывающих и объясняющих определенный класс явлений.
Слайд 13В языке
Как феномен языка, теория – это логически организованное множество высказываний
о некотором классе идеализированных объектов, их свойствах и отношениях.
Теория является единицей развития научного знания.
Слайд 14Структура теории
исходная эмпирическая основа теории – факты, полученные в ходе
эмпирической интерпретации теории и объясняемые в рамках данной теории;
исходная теоретическая основа теории – множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект;
собственные основания теории – совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами (законы, типологии, классификации);
гносеологические основания теории – философские принципы, отражающие специфику отношения идеализированного объекта данной теории к объективной действительности;
семиотические основания теории – правила и специфика языка теории; синтаксис, семантика и прагматика данного языка теории.
логические основания теории – правила и законы логического вывода и доказательства.
Слайд 15Функции теории
описательная;
объяснительная;
предсказательная;
практическая.
Слайд 16Теоретическое знание
Теоретическое знание – это логически организованное множество высказываний о некотором
классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях.
Слайд 17Теоретическое знание
Теоретическое знание создается на основе интуиции и идеализации – особой
логической операции.
Слайд 18Идеализация
Идеализация представляет собой предельный переход от фиксируемых в опыте свойств эмпирических
объектов к крайним, логически возможным значениям их интенсивности.
Например: геометрическая точка, как предмет, размеры которого равны нулю; абсолютно черное тело – объект, способный 100% поглощать падающую на него энергию.
Слайд 191. Сконструированные идеальные
объекты. (Материальная точка).
2. Аксиомы, постулаты, принципы, теоретические законы.
(Три закона Ньютона).
3.Частные теоретические законы.
(Законы движения идеального маятника).
4.Частные единичные
теоретические высказывания
Элементы теоретического знания
Слайд 20Связь эмпирического и теоретического уровней НЗ
Важно помнить, что с эмпирическим знанием
могут сравниваться не общие и частные теоретические законы, а только их единичные следствия, то есть частные теоретические высказывания после их эмпирической интерпретации или идентификации.
Слайд 21Связь эмпирического и теоретического уровней НЗ
Идентификация теоретических и эмпирических терминов и
соответствующих им идеальных и эмпирических объектов осуществляется с помощью идентификационных предложений, в которых утверждается определенное тождество значений конкретных терминов эмпирического и теоретического языка. Такие предложения называются «интерпретационными», «правилами соответствия», «редукционными предложениями. Интерпретационные предложения принадлежат как к сфере теоретического знания, так и к сфере эмпирического знания.
Слайд 22Связь эмпирического и теоретического уровней НЗ
Несмотря на то, что интерпретационные предложения
имеют вид: «А есть В», где А – это единичное эмпирическое высказывание, а В – это единичное теоретическое высказывание, высказывание «А есть В» не является суждением, а является определением. А любые определения – это условные соглашения о значении терминов и к ним не применима характеристика истинности и ложности.
Слайд 23Связь эмпирического и теоретического уровней НЗ
Необходимо заметить, что особый характер и
важная роль интерпретационных предложений была осознана лишь в философии науки ХХ века.
Слайд 24Связь эмпирического и теоретического уровней НЗ
Кроме того, важно помнить, что возможно
несколько эмпирических интерпретаций одной и той же теории, более того, эмпирическая интерпретация любой теории в принципе неполна. Таким образом, теоретическое знание несводимо к эмпирическому знанию, обладает относительной независимостью и самодостаточностью.
Слайд 25Первый вариант
(Т1 + Э1) → е1
Т1 – проверяемая на
опыте теория
Э1 – ее эмпирическая интерпретация
е1 – эмпирическое следствие.
Представим себе, что при сопоставлении е1 с данными наблюдения установлена истинность высказывания е1. Что из этого следует?
Из этого следует, что система (Т1+ Э1) в целом, возможно, истинна, так как, по законам логики, из истинности следствий вовсе не следует истинность посылок, как например в следующем случае:
«Все тигры – травоядные»,
«все травоядные – хищники»
следовательно, «все тигры хищники».
Истинность высказывания е1 подтверждает не истинность теории Т1, а истинность всей системы (Т1+Э1).
Слайд 26Второй вариант
Предположим, что установлена ложность высказывания е1. Что отсюда следует с
логической необходимостью? Отсюда следует ложность всей системы (Т1+Э1), а не ложность Т1. Ложной может оказаться как сама теория Т1, так и ее эмпирическая интерпретация Э1.
Слайд 27Связь эмпирического и теоретического уровней НЗ
Таким образом, опыт не доказывает однозначно
ни тот факт, что Т1 ложна, ни тот факт, что она истинна. Вывод: нельзя решить проблему истинности теории, лишь сопоставляя ее с опытом.
Слайд 284. Метатеоретический уровень научного знания
1. Философские основания науки
определенного исторического периода.
Это
промежуточный между философией
и наукой род знаний.
2. Общенаучное знание. Научные теории, законы,
которые получают широкое распространение в различных
направлениях и научных дисциплинах.
Например:
Общенаучная и частнонаучная картины мира.
Слайд 29Примеры философских оснований науки:
концепция атомизма Демокрита в Античности; утверждения типа
– «Пространство и время классической механики субстанциальны»; «Пространство и время релятивистской физики атрибутивны и относительны»; «Число – сущность вещей».
Слайд 30Вывод
Философские утверждения не могут быть получены на основе логической операции обобщения
данных наук.
Слайд 31Вывод
Таким образом, в структуре научного знания выделяются три качественно различных уровня:
эмпирический, теоретический и метатеоретический.
Ни один из них не сводим к другому и не является логическим обобщением или следствием другого, тем не менее, все они взаимосвязаны. Связь уровней осуществляется на основе интерпретации терминов одного уровня в терминах другого уровня. Каждый из названных уровней научного знания обладает относительной самостоятельностью, саморазвитием и самодостаточностью, вместе с тем они взаимодействуют в лоне единого культурного поля современной и мировой истории науки.